[303]
1.¤ F.V.Powicke (Ф.В.Поуик), "The
Reformation in England" ("Реформация в Англии")
(London, 1941), pp. 1, 34. Далее см. A.G.Dickens, "Тhe Reformation in
England" ("Реформация в Англии"), in "Reformation
Studies" (London, 1982), pp.443-56; J.J.Scarisbrick
(Дж.Дж.Скарисбрик), "The Reformation and the English People"
("Реформация и английский народ") (Oxford, 1985),
pp.61-84.
2.¤ См. анализ в кн. Alister
E.McGrath (Алистер Е.МакГрат), "The Genesis of Doctrine"
("Происхождение доктрины"). (Oxford/Cambridge, Mass.,
1990), pp.37-52.
1. Bemd Moeller (Бернд
Моллер), "Piety in Germany around 1500"
("Благочестие в Германии в начале ХVI в."), in "The
Reformation in Medieval Perspective", ed. Steven E.Ozment (Chicago, 1971),
pp.50-75.
2. Наилучшим
исследованием является работа H.-J. Goertz, "Pfaffenhass
und gross Geschrei: Die reformatorischen Bewegungen in Deutschland 1517-1529"
(Munich, 1987). См. также H.J.Cohn (Х.Дж.Кон), "Anticlericalism in
the German Peasants' War, 1525" ("Антиклерикализм в
Германской крестьянской войне 1525 г."), Past and Present
83 (1979), рр.3-31.
3. Н.Неllеr (Х.Хеллер), "The
Conquest of Poverty: The Calvinist Revolt in the Sixteenth-Century France"
("Покорение нищеты: Кальвинистский бунт во
Франции в шестнадцатом веке") (Leiden, 1986).
4. M. Edelstaen, "Les
origines sodales de I'episcopat sous Louis ХII et Francois ler", Revue
d'histoire modeme et contamporaine 24 (1977), pp. 239-47.
5. Gerald Strauss (Джеральд Штраусе), "Manifestations of Discontent fn Germany on the Eve of the Reformation" ("Проявления недовольства в Германии накануне Реформации") (Bloomington, Ind., 1971); A.G.Dickens (А.Г.Дикенс), "Intellectual and Social Forces in the German reform" ("Интеллектуальные и социальные силы
[304]
6. Об истоках и
влиянии доктринального плюрализма см. Alister Е.McGrath
(Алистер Е. МакГрат), "The Intellectual Origins of the European
Reformation" (Интеллектуальные истоки
Европейской Реформации) (Oxford, 1987), pp.12-28.
1. См. Wallace K.Ferguson
(Уаллейс Л.фергусон), "The Renaissance in Historical
Thought" ("Возрождение в исторической
мысли") (New York, 1948).
2. Jacob Burckhardt (Яков
Буркхардт), "The Civilization of the Renaissance in Italy"
("Цивилизация Возрождения в Италии") (New York,
1935), р.143.
3. См. бесценное
исследование Питера Бурке: Peter Burke, "The Italian
Renaissance: Culture and Society in Italy" ("Итальянское
Возрождение: культура и общество в Италии")
(Oxford, revised edn, 1986).
4. См. W.Rueegg (В.Рюег), "Cicero
und der Humanismus" ("Цицерон и гуманизм" (Zurich,
1946); А.Саmраnа (А.Кампана), "The Origin of the Word
"Humanist" ("Происхождение слова
"гуманист"), Journal of the Warburg and Courtauld Insitutes 9 (1946),
pp.60-73.
5. Charles Trinkaus (Карл
Тринкаус), "A Humanist's Image of Humanism: The Inaugural Orations of
Bartolommeo della Fonte" ("Гуманистское изображение
гуманизма: Инаугурационные речи Варфоломея
делла Фонте"), "Studies in the Renaissance 7" (I960), pp.90-147;
H.H.Grey (Х.Х.Грей), "Renaissance Humanism: The Persuit of Eloguence"
("Гуманизм эпохи Возрождения: Стремление к
красноречию"), in "Renaissance Essays", eds
P.O.Kristeller and P.P.Wiener (New York, 1968), pp.199-216.
6. Hans Baron (Ганс Барон), "The
Crisis of the Early Italian Renaissance: Civic Humanism and Republican Liberty in an Age
of Clasicism and Tyranny" ("Кризис раннего
Итальянского Возрождения: гражданский гуманизм
и республиканская свобода в век классицизма и
тирании") (Princeton, NJ, revised edn, 1966).
[305]
7. Jerrold E.Seigel (Джерольд
Е.Сигал), "Civic Humanism" or Ciceronian Rhetoric? The Culture of
Petrarch and Bruni" ("Гражданский гуманизм" или
цицероновская риторика? Культура Петрарки и
Бруно"), Past and Present 34 (1966), pp.3-48.
8.¤
Е.Ziegler, "Zur Reformation als Reformation des Lebens und der
Sitten", Rorschacher Neujahrsblatt (1984), pp.53-71.
9. Слово "enchiridion"
дословно означает "в одной руке" и приобрело
два значения: оружие, которое можно держать в
одной руке (напр., кинжал), или книга, которую
можно держать в руке.
10. О Вульгате см.гл.7 и R.Loewe (Р.Леве), "The Medieval History of the
Latin Vulgate" (Средневековая история латинской
Вульгаты), in G.W.H.Lampe (ed.) "Cambridge History of the Bible II: The West
from the Fathers to the Reformation" (Cambridge, 1969), pp.102-54.
11. Полный объем
гуманистического влияния на реформаторов
превосходит рамки, установленные в этом кратком
обзоре. Читателю рекомендуется книга Alister Е.McGrath, "The
Intellectual Origins of the European Reformation"
("Интеллектуальные истоки европейской
Реформации") (Oxford, 1987), содержащая рассмотрение
двух серьезных вопросов: (1) влияния гуманизма на
текст Писания (стр.122-39); (2) влияние гуманизма на
толкование Писания (стр.152-74). О всей важности
"патристического свидетельства" для
Реформации см. McGrath, "The Intellectual Origins of the European
Reformation", p.175-90.
12. На самом деле,
однако, нескольким "псевдо-августинским"
произведениям удалось обмануть бдительность
гуманистов: так, амербаховское издание творения
Августина включает "De vera et falsa poenitentia"
("Об истинном и ложном покаянии"), которое
местами противоречит взглядам Августина.
13. Дальнейшие
подробности см.: McGrath, "The Intellectual Origins of the European
Reformation", p.43-59.
14. Дальнейшие
подробности см.: McGrath, "The Intellectual Origins of the European
Reformation", p.59-68.
1. David Knowles (Давид Ноулз), "The Evolution of Medieval Thought" ("Эволюция средневековой мысли") (London, 1976), pp.71-288;
[306]
2. О Фоме Аквинском
см. Etienne Gilson (Этьен Гилсон), "The Christian Philosophy of St
Thomas Aquinas" ("Христианская философия Св.Фомы
Аквинского") (New York, 1956).
3. См. Charies G.Nauert (Карл
Г.Науерт), "The Clash of Humanists and Scholastics: An Approach to
Рrе-Reformation Controversies" ("Столкновения между
гуманистами и схоластиками: Подход к
предреформационным спорам"). Sixteenth Century Journal 4
(1973), pp.1-18; James Overfield (Джеймс Оверфилд), "Scholastic
Opposition to Humanism in Рrе-Reformation Germany"
("Схоластическая оппозиция гуманизму в
предреформационной Германии"), Viator 7 (1976), pp.391-420.
Особенно полезным очерком этой темы является
статья A.H.T.Levi (А.Х.Т.Леви), "The Breakdown of Scholasticism and
the Significance of Evangelical Humanism" ("Разложение
схоластики в значение евангелического
гуманизма") in "The Philosophical Assessment of Theology",
ed. G.R.Hughes (Georgetown, 1987), pp.101-28.
4. О проблеме
универсалий см. John Hospers (Джон Хосперс), "An
Introduction to Philosophical Analysis" ("Введение в
философский анализ") (Englewood Cliffs, NJ, 2nd revised edn, 1976),
pp.354-67. О реализме и номинализме в Средние века см.
Etienne Gilson (Этьен Гилсон), "History of Christian Philosophy in the
Middle Ages" ("История христианской философии
средних веков") (London, 1978), pp.489-98; М.Н.Саrrе
(М.Х.Карре), "Realists and Nominalists" ("Реалисты
и Номиналисты") (Oxford, 1946).
5. О Томизме см.: Gilson, "History
of Christian Philosophy in the Middle Ages", pp.261-83. О скотизме,
см. Gilson, "History of Christian Philosophy in the Middle Ages",
pp.454-71.
6. Об историческом
развитии пелагианского спора и связанных
вопросов см.: Peter Brown (Питер Браун), "Augustine of Hippo:
A Biography" ("Августин Гиппонский:
Биография") (London, 1975), pp.340-407; Gerald Bonner (Джеральд
Боннер), "St Augustine of Hippo: Life and controversies"
("Св. Августин Гиппонский: жизнь и споры")
(Norwich, 2nd edn, 1986), pp.312-93.
7. См. Alister E.McGrath, "Iustitia Dei: A History of the Christian Doctrine of Justification" ("Справедливость Божия: История
[307]
9. См. Francis Oakley
(Франсис Оукли), "The Political Thought of Pierre d'Ailly: The
Voluntarist Tradition" ("Политическая мысль Пьера
д'Айлли: Волюнтаристская традиция") (New Haven, 1964).
10. См. William J.Courtenay,
(Уильям Дж.Куртенай), "The King and the Leaden Coin: The Economic
Background of the Sine Qua Non Casuality" ("Король и
свинцовая монета: экономические предпосылки
необходимой причинности"), Traditio 28 (1972), pp. 185-209.
11. Об участвующих
лицах см. William J.Courtenay, "Adam Wodeham: An Introduction to his Life
and Writings" ("Адам Водехам: Введение в жизнь и
труды") (Leiden, 1978).
12. См. Heiko A.Oberman
(Хейко А.Оберман), "Masters of the Reformation: The Emergence of a
New Intellectual Climate in Europe" ("Деятели Реформации:
Возникновение нового интеллектуального климата
в Европе") (Cambridge, 1981), pp.64-110.
13. Heiko A.Oberman, "Headwaters
ofthe Reformation: Initia Lutheri — Initia Reformationis"
("Истоки Реформации:... "), reprinted in "The Dawn of
the Reformation: essays in Late Medieval and Early Reformation Thought"
(Edinburgh, 1986), pp.39-83.
15. McGrath, "The
Intellectual Origins of the European Reformation", p.108-15.
16. Alister E.McGrath, "John
Calvin and Late Medieval Thought: A Study in Late Medieval Influences upon Calvin's
Theological Developemenf" ("Иоанн Кальвин и
позднесредневековая мысль: Исследование
позднесредневекового влияния на богословское
учение Кальвина"), ARG 77 (1986), pp.58-78; idem, "Intellectual
Origins of the European Reformation", p.94-107.
17. Karl Router, "Das
Grunverstaendnis der Theologie Calvins" ("Основное
понимание богословия Кальвина") (Neukircheb, 1963); "Vom
scholaren bis zum jungen Reformator: Studien zum Werdegung Johannes Calvins"
("От схоласта до молодого реформатора:
Исследование становления Иоанна Кальвина")
(Neukirchen, 1981).
[308]
18. См. P.O.Kristeller
(П.О.Кристеллер), "The Contribution of Religious Orders to the
Renaissance Thought and Learning" ("Вклад религиозных
орденов в мысль и преподавание эпохи
Возрождения"), American Benedictine Review 21 (1970), pp.1-55.
1. Полный рассказ об
этом см.: F.W.Dillistone (Ф.У.Диллистоун), "The Christian
Understanding of Atonement" ("Христианское понимание
искупления") (London, 1968). (Термин "искупление"
часто используется по отношению к значению
смерти Христа). Более популярное изложение см.
Alister McGrath, "Making Sense of the Cross" ("Понимая
значение креста") (Leicester, 1992).
2. S.Alzeghy, "Nova
creatura: la nozione della grazia nei commentari medievali di S.Poalo" (Rome,
1956); J.Auer, "Die Entwicklung der Gnadenlehre in der Hochscholastik"
(2 vols Freiburg, 1942-51).
3. Предпосылки см.:
Krister Stendahl (Кристер Стендаль), "The Apostle Paul and the
Introspective Concsience of the West" ("Апостол Павел и
интроспективное сознание Запада"), in "Paul
among Jews and Gentiles" (Philadelphia, 1983), pp.78-96.
4. См. Alister E.McGrath, "Luther's
Theology of the Cross: Martin Luther's Theological Breakthrough"
("Богословие креста Лютера: Богословские
достижения Мартина Лютера") (Oxford, 1985), pp.72-92; 100-28.
6. См. Alister E.McGrath, "Iustitia
Dei: A History of the Christian Doctrine of Justification"
("Справедливость Божия: История христианской
доктрины оправдания") (2 vols: Cambridge, 1986), vol.1, pp.51-70.
7. Полный латинский
текст и английский перевод см.: McGrath, "Luther's
Theology of the Cross", pp.95-8. Английский перевод см. в "Luther's
Works" ("Собрание сочинений Лютера") (55 vols:
St Louis/Philadelphia, 1955-75), vol.34, pp.336-8. В целях ясности мы
несколько изменили оригинальный текст Лютера.
8. По поводу спора см. McGrath, "Luther's Theology of the Cross", pp.95-147, особенно стр.142-7. Значительное меньшинство датирует богословское открытие 1518-19 гг. Полезным, заслуживающим внимания эссе является работа Brian A.Gerrish
[309]
9. Подробности
доктрины Лютера об оправдании верой см.: McGrath, "Iustitia
Dei", vol.2, pp.10-20.
10. Как показано в Lief
Grane, "Contra Gabrielem: Luthers Auseinandersetzung mit Gabriel Biel in der
Disputatio contra scholasticam theologiam" (Gyldendal, 1962).
11. Дальнейшее
рассмотрение см.: в John Bossy (Джон Босси), "Cristianity
in the West 1400-1700" ("Христианство на Западе в
1400-1700 гг.") (Oxford, 1987), pp.35-56; David C.Steinmetz (Давид
С.Стайнметз), "Luther against Luther" ("Лютер
против Лютера") in "Luther in Context" (Bloomington,
Ind., 1986), pp.1-11; Thomas N.Tentler (Томас Н.Тентлер), "Sin and
Confession on the Eve of the Reformation" ("Грех и исповедь
накануне Реформации") (Princeton, 1977).
12. "Христианскому
дворянству германской нацию", "Вавилонское
пленение Церкви" и "Свобода христианина".
Все эти три работы собраны в кн. "Martin Luther: Three
Treatises" ("Мартин Лютер: Три трактата")
(Philadelphia, 1973).
13. Об этом см.: McGrath,
lustitia Dei, vol.2, pp.1-3, 20-5.
1. W.P.Stephans
(У.П.Стефанс), "The Theology of Huldrych Zwingli"
("Богословие Ульриха Цвингли") (Oxford, 1986),
pp.86-106.
2. По поводу этой
работы см. Harry J.McSorley (Гарри Дж.МакСорли), "Luther —
Right оr Wrong" ("Лютер - прав или неправ")
(Minneapolis, 1969).
3. Хотя роль Кальвина
в составлении речи Николая Копа на День всех
святых вызывала сомнения, новые рукописные
свидетельства указывают на его участие. См. Jean Rott,
"Documents strasbourgeois concemant Calvin. Un manuscrit autographe: la harangue
du recteur Nicolas Cop", in "Regards contemporains sur Jean
Calvin" (Paris, 1966), pp.28-43.
4. См., например, Наrrо Hoepfl (Гарро Хепфль), "The Christian Polity of John Calvin" ("Христианское государство Иоанна Кальвина")
[310]
5. Подробности этого
важного изменения и анализ его последствий см.: в
McGrath, Life of John Calvin, pp.69-78.
6. По поводу
кальвинизма в Англии и Америке в этот период см.
Patrick Collinson (Патрик Коллинсон), "England and International
Calvinism, 1558-1640" ("Англия и международный
кальвинизм в 1558-1640 гг."), in "International Calvinism.
1541-1715". ed. Menna Prestwich (Oxford, 1985), pp.197-223; W.A.Speck and
L.Billington (У.А.Спек и Л.Биллингтон), "Calvinism in Colonial
North America" ("Кальвинизм в колониальной
Северной Америке"), in "International Calvinism",
ed. Prestwich, pp.257-83.
7. B.B.Warfield
(Б.Б.Уорфилд), "Calvin and Augustine" ("Кальвин и
Августин") (Philadelphia, 1956), р.322.
1. См. магистерское
собрание исследований в "Cambridge History of the
Bible" ("Кембриджская история Библии"), eds
P.R.Ackroyd et al. (3 vols: Cambridge, 1963-69).
2. См. Alister E.McGrath
(Элистер Е.МакГрат), "The Intellectual Origins of the European
Reformation" ("Интеллектуальные истоки
европейской Реформации") (Oxford, 1987), pp.140-51.
Следует отметить два крупных исследования
данной темы: Paul de Vooght, "Les sources de la doctrine chretienne
d'apres las Theologiens du XIVsiecle et du debut du XV" (Paris, 1954); Hermann
Schuessler, (Герман Шюслер) "Der Primaet der Heiligen Schrift als
theologisches und kanonistisches Problem im Spaetmittelalter" (Wiesbaden, 1977).
3. Heiko A.Oberman (Хейко
А.Оберман), "Quo vadis, Petre? Tradition from Irenaeus to Humani
Generis" ("Камо грядеши, Петр? Предание от
Иринея до Humani Generis), in "The Dawn of the Reformation: Essays in
Late Medieval and Early Reformation Thought" (Edinburgh, 1986). pp.269-96.
4. См. George H.Tavard (Джордж Х.Тавард), "Holy Writ or Holy Church? The Crisis of the Protestant Reformation" ("Святое
[311]
5. См. J.N.D.Kelly
(Дж.Н.Д.Келли), "Jerome: Life, Writings and Controversies"
("Иероним: Жизнь, писания и противоречия").
(London, 1975) Строго говоря, термин "Вульгата"
описывает иеронимовский перевод Ветхого Завета
(кроме Псалтири, взятой из галликанской
Псалтири); апокрифических Книг (кроме Книг
Премудрости Соломона, Екклесиаста, 1 и 2 Книг
Маккавеев и Варуха, взятых из Старой латинской
версии) и весь Новый Завет.
6. См. Raphael Loewe
(Рафаель Леве), "The Medieval History of the Latin Vulgate"
("Средневековая история латинской
Вульгаты"), in "Cambridge History of the Bible", vol.2, pp.102-54.
7. См. McGrath, "Intellectual
origins", pp.124-5 и приведенные там ссылки.
8. Henry Hargreaves (Генри
Харгривз), "The Wycliffite Versions"
("Виклиффитские версии"), in "Cambridge History of
the Bible", vol.2, pp.387-415.
9. См. Basil Hall (Бейзил
Холл), "Biblical Scholarship: Editions and Commentaries"
("Библейская наука: издания и комментарии"),
in "Cambridge History of the Bible", vol.3, pp.38-93.
10. См. Roland H.Bainton
(Роланд Х.Байнтон), "Erasmus of Christendom" (Эразм
Христианский) (New York, 1969), pp.168-71.
11. Roland H.Bainton, "The
Bible in the Reformation" ("Библия в эпоху
Реформации") in "Cambridge History of the Bible", vol.3,
pp.1-37; особенно pp.6-9.
12. Дальнейшее
обсуждение проблемы новозаветного канона см.: в
Roger H.Beckwith (Роджер Х.Беквит), "The Old Nestament Canon of the
New Testament Church" ("Ветхозавтный канон
новозаветной церкви") (London, 1985).
13. См. Pierre Fraenkel (Пьер
Френкель), "Testimonia Patrum: The Function of the Patristuic Argumant in
the Theology of Philip Melanchton" ("Патристическое
свидетельство: Роль патристического довода в
богословии Филиппа Меланхтона") (Geneva, 1961); Alister
E.McGrath, "The Intellectual Origins of the European Reformation",
pp.175-90.
[312]
16. См. Heiko A.Oberman
(Хейко А.Оберман), "Masters of the Reformation: The Emergence of a
New Intellectual Climate in Europe" ("Деятели Реформации:
Возникновение нового интеллектуального климата
в Европе") (Cambridge, 1981), pp.187-209.
1. В этом месте
используется ряд библейских текстов, прежде
всего Мф.26:26-8; Лк.22:19-20; 1Кор.11:24. Подробности см.: в
Basil Hall (Бейзил Халл), "Hoc est corpus meum: The Centrality of the
Real Presence for Luther" ("Сие есть Тело Мое:
Центральность реального присутствия для
Лютера"), in "Luther: Theologian for Catholics and Protestants",
ed. George Yule (Edinburgh, 1985), pp.112-44.
2. Анализ причин,
лежащих в основе отрицания Лютером Аристотеля в
данном вопросе, см.: в Alister McGrath (Алистер МакГрат), "Luther's
Theology of the Cross: Martin Luther's Theological Breakthrough"
("Богословие креста Лютера: Богословские
достижения Мартина Лютера") (Oxford, 1985), pp.136-41.
3. Другие важные
тексты, использованные Лютером, включают
1Кор.10:16-33, 11:26-34. См. David C.Steinmetz (Давид С.Стайнметз), "Scripture
and the Lord's Supper in Luther's Theology" ("Писание и
Трапеза Господня в богословии Лютера" in "Luther
in Context" (Bloomington, Ind., 1986), pp.72-84.
4. См.: W.P.Stephens
(У.П.Стефанс), "The Theology of Huldrych Zwingli"
("Богословие Ульриха Цвингли") (Oxford, 1986),
pp.180-93.
5. Cм. Timothy George (Тимоти
Джордж), "The Presuppositions of Zwingli's Baptismal Theology"
("Предпосылки богословия Крещения Цвингли"),
in "Prophet, Pastor, Protestant: The Work of Huldrych Zwingli after Five Hundred
Years", eds E.J.Furcha and H.Wayne Pipkin (Allison Park, PA, 1984), pp.71-87,
особенно pp.79-82.
6. Об этом вопросе и
его политической и институционной важности см.:
Robert C.Walton (Роберт С.Уолтон), "The Institutionalization of the
Reformation at Zurich" ("Институализация
Реформации в Цюрихе"), Zwingliana 13 (1972), pp.297-515.
[313]
7. Папа Клемент VII
заключил мир в Барселоне 29 июня; Король Франции
договорился с Карлом V 3 августа. Марбургский
диспут состоялся 1-5 октября.
8. Рассказ о
Марбургском диспуте см в G.R.Potter, "Zwingli"
(Cambridge, 1976), рр.316-42.
1. B.B.Warfield
(Б.Б.Уорфилд), "Calvin and Augustine" ("Кальвин и
Августин") (Philadelphia, 1956), р.322.
2. См. Scott H.Hendrix (Скотт
Х.Хендрикс), "Luther and the Papacy: Stages in a Reformation
Conflict" ("Лютер и папство: стадии
реформационного конфликта") (Philadelphia, 1981).
3. Известный также
как "Ратисбон". Подробности см.: в Peter Matheson
(Питер Матесон), "Cardinal Contarini at Regensburg"
("Кардинал Контарини в Регенсбурге") (Oxford,
1972); Dermot Fenlon (Дермот Фенлон), "Heresy and Obedience in
Tredentine Italy: Cardinal Pole and the Counter Reformation" ("Ересь
и покорность тридентской Италии: Кардинал Поул и
контрреформация") (Cambridge, 1972).
4. Полное обсуждение
см в F.H.Littel (Ф.Х.Литтел), "Anabaptist View of the Church"
("Анабаптистский взгляд на Церковь") (Boston, 2nd
edn, 1958).
5. См. Geoffrey G.Willis
(Джефри Г.Виллис), "Saint Augustine and the Donatist
Controversy" ("Святой Августин и донатистский
спор") (London, 1950); Gerald Bonner (Джеральд Боннер), "St.Augustine
of Hippo: Life and controversies" ("Св. Августин
Гиппонский: жизнь и споры") (Norwich, 2nd edn, 1986),
pp.237-311.
6. Earnst Troeltsch (Эрнст
Трелч), "The Social Teaching of the Christian Churches"
("Социальное учение христианских церквей") (2
vols: London, 1931), vol.1, p.331, вариации этого анализа см.: в
Howard Becker (Хоуард Бекер), "Systematic Sociology"
("Систематическая социология") (Gary, Ind., 1950,
pp.624-42; Joachim Wach (Иоаким Вах), "Types of Religious Experience:
Christian and NonCristian" ("Типы религиозного опыта:
христианский и нехристианский") (Chicago, 1951), pp.190-6.
[314]
1. Иллюстрацией
этому является судьба Томаса Мюнцера: см. Соrdon Rupp
(Гордон Рупп), "Patterns of Reformation" (Черты
Реформации) (London, 1969), pp.157-353. В более общем случае
следует указать на развитие радикальной
реформации в Нидерландах: W.E.Keeney (У.Е.Кини) "Dutch
Anabaptist Thought and Practice, 1539-1564" ("Мысль и
практика голландского анабаптизма в 1539-1564 гг.")
(Nieuwkoop, 1968).
2. См. W.Ullmann
(В.Ульман), "Medieval Papalism: Political Theories of the Medieval
Canonists" ("Средневековое папство:
политические теории средневековых
канонистов") (London, 1949). M.J.Wilks (М.Дж.Уилкс), "The
Problem of Sovereignty: The Papal Monarchy with Augustus Triumph us and the
Publicists" ("Проблема суверенитета: папская
монархия с Augustus Triumphus и публицистами") (Cambridge,
1963).
3. Имеется
значительная степень двусмысленности в
использовании Лютером терминов "царство" и
"правление": Cм. W.D.J.Cargill Thompson (У.Д.Дж.Каргилл
Томпсон) "The Two Kingdoms" and the "Two Regimants": Some
Problems of Luther's Zwei-Reiche-Lehre" ("Два царства"
или "Два правления": некоторые проблемы
учения Лютера о двух царствах"), in "Studies in the
Reformation: Luther to Hooker" (London, 1908), pp.42-59.
4. Полный анализ
данного вопроса см. в F.Edward Cranz (Ф.Эдвард Кранц), "An
Essay on the development of Luther's Thought on Justice, Law and Society"
("Очерк по развитию взглядов Лютера на
справедливость, закон и общество") (Cambridge, Mass.,
1959).
5. См. David C.Steinmetz
(Давид С.Стайнметз), "Luther and the Two Kingdoms"
("Лютер и Два Царства"), in "Luther in Context"
(Bloomington, Ind., 1986), pp.112-25.
6. См. знаменитое
письмо Карла Барта (1939 г.), в котором он
утверждает, что "немецкий народ страдает...
из-за ошибки, допущенной Мартином Лютером в связи
с отношениями закона и Евангелия, мирского и
духовного порядка и правления": приведено в
Helmut Thielicke (Гельмут Тилике), "Theological Ethics"
("Богословская этика") (3 vols: Grand Rapids, 1979), vol.1,
p.368.
[315]
8. См: полезное
исследование W.D.J.Cargill Thompson (У.Д.Дж.Каргилл
Томпсон), "Luther and the Right of Resistance to the Emperor"
("Лютер и право сопротивления императору"), in
"Studies in the Reformation", pp.3-41.
9. Cм.: R.N.C.Hunt
(Р.Н.С.Хант), "Zwingli's Theory of Church and State"
("Теория Церкви и государства Цвингли"), Church
Quarterly Review 112 (1931), pp.20-36; Robert C.Walton (Роберт С.Уолтон), "Zwibgli's
Theocracy" ("Теократия Цвингли") (Toronto, 1967);
W.P.Stephens, "The Theology ofHuldiych Zwingli" (Oxford, 1986), pp.282
- 310.
10. Cм. W.P.Stephens, "The
Theology of Huldiych Zwingli" (Oxford, 1986), pp.303, n.87.
11. W.P.Stephans
(У.П.Стефанс), "The Holy Spirit in the Theology of Martin Bucer"
("Святой Дух в богословии Мартина Букера")
(Cambridge, 1970), pp.167-72. О политическом богословии
Букера в целом, см. Т.F.Тоrrаnсе (Т.Ф.Торранс), "Kingdom
an Church: A Study in the Theology of the Reformation" ("Царство и
Церковь" Исследование по богословию
Реформации") (Edinburgh, 1956), pp.73-89.
12.¤ Тщательное
исследование см.: в Harro Hoepfl (Гарро Хепфль), "The
Christian Polity of John Calvin" ("Христианское
государство Иоанна Кальвина") (Cambridge, 1982), pp.152-206.
Дополнительную информацию можно найти в Gillian Lewis, "Calvinism
in Geneva in the Time of Calvin and Beza" ("Кальвинизм в
Женеве во времена Кальвина и Безы"), in "International
Calvinism 1541-1715", ed. Menna Prestwich (Oxford, 1985), pp.39-70.
13. K.R.Davis (К.Р.Дейвис),
"No Discipline, no Church: An Anabaptist Contribution to the Reformed
Tradition" ("Нет дисциплины, нет церкви:
анабаптистский вклад в реформатскую
традицию"), Sixteenth Century Journal 13 (1982), pp.45-9.
14. Следует
упомянуть, что Кальвин также имел привычку
посвящать свои работы европейским монархам,
надеясь заручиться их поддержкой в деле
Реформации. Среди тех, кому посвятил свои
произведения Кальвин, были Эдуард VI и Елизавета I
Английские и Кристофер III Датский.
1. Robert M. Kingdom (Роберт М.Кингдом) "The Deacons of the Reformed Church in Calvin's Geneva" ("Диаконы Реформатской Церкви в
[316]
2. Franziska Conrad, "Reformation
in der baeuerlichen Gesellschaft: Zur Rezeption reformatorischer Theologie im Elsass"
(Stuttgart, 1984), p.14.
|
![]() |