на первую страницу сайта

 

Робинсон (Robinson) Джон Артур Томас

(1919 - 1983)

Родился в 1919 г. Кентербери (Великобритания), в семье священника (каноника) англиканской церкви.{a}

Высшее образование получил в Кембридже. После рукоположения в священный сан Джон 3 года служил на приходе в Бристоле, в 1948 г. был приглашен на должность капеллана теологического колледжа в Уэльсе. Еще через три года он вернулся в Кембридж в качестве декана (настоятеля капеллы) Клэр-колледжа, преподавал экзегетику Нового Завета.{b}

В это время он знакомится с книгами Пауля Тиллиха, Рудольфа Бультмана и Дитриха Бонхёффера, обсуждает их идеи в студенческой и преподавательской среде. Итогом тогдашних дискуссий станет книга "Быть честным перед Богом", котрая увидела свет через десять лет.{с}

В 1950 г. опубликована первая книга Робинсона «В конце Бог...: Исследование христианского учения о конце мира», которая принесла ему признание среди богословов.{d}

В 1952 г. Робинсон публикует короткую работу «Тело: Исследование теологии апостола Павла», которая пользовалась наибольшим успехом из его ранних книг.{e}

"В Клэр-колледже раскрылся не только теологический, но и особенный литургический дар Джона Робинсона, высоко оцененный его прихожанами и сослужителями. Новый декан долго и любовно трудился над переустройством внутреннего убранства капеллы, разрабатывал вместе со студентами и преподавателями новые литургические тексты и структуры. Робинсон, на которого произвело большое впечатление «Литургическое движение», развернувшееся в то время среди французских католиков, старался сделать всё возможное, чтобы евхаристия стала подлинно общинным делом с ясно осознанным участием всех членов конгрегации. Теологическое оживление богослужения в маленькой капелле Клэр-колледжа оказалось источником вдохновения для многих англиканских приходов, особенно после публикации книги Робинсона «Литургия, шагнувшая в жизнь» (1960), суммировавшей опыт локальной литургической реформы. Книга акцентировала необходимость меткого выявления сущностной связи литургии с миссией Церкви в окружающем обществе".{f}

В сентябре 1959 г. Джон Робинсон был рукоположен во епископа Вулвичского, на должность викария диоцеза Саутуорк.{g}

В 1963 г. выходит его книга "Ноnest to God" ("Честность перед Богом"), которая "вызвала острую полемику, доходившую до обвинения автора в подрыве основ христианства"*. Для людей, знакомых с работами Тиллиха, Бонхёффера и Бультмана, в книге Робинсона ничего потрясающе нового не было... Книга суммировала многолетние раздумья Робинсона, его анализ религиозной ситуации в Лондоне. Написать ее епископу удалось благодаря болезни — острому приступу болей в позвоночнике, из-за которого он был вынужден провести в постели 3 месяца.{h}

Первый английский тираж книги составил 6000 экземпляров, он был распродан за один день. Переиздания следовали одно за другими... До издания книги на русском языке в 1993 г., эта книга была издана на 17 языках, чего не случалось "ни с одной работой современного автора на религиозную тему со времен появления книгопечатания". Книга вызвала огромное количество откликов: автор получил более 4000 писем читателей. "В первые месяцы после публикации Робинсону пришлось дать множество интервью и участвовать в ряде теле- и радиопередач, объясняя и уточняя свою позицию".{i}

Архиепископа Кентерберийский Майкл Рамси вскоре после выхода книги заявил, "что традиционные христианские представления о Боге отражены в работе епископа Вулвичского карикатурным образом и что оправданный сам по себе поиск новых путей выражения христианской истины не дает основания отрицать уже сложившийся образ Бога". Робинсону была высказана претензия, что в его книге «отвергается концепция личного Бога, выраженная в Библии и в Символе веры», а учение, предлагаемое взамен, едва ли можно считать тождественным учению Церкви.{j}

11 лет спустя, оставляя пост архиепископа, Майкл Рамси признал ошибкой свою первоначальную реакцию на книгу Робинсона. «Вскоре мне пришлось осознать, сколь многочисленны были те современные поиски и вопрошания, которые стояли за книгой "Быть честным перед Богом!"» А тогда, в 1963-м, Робинсону пришлось при поддержке своего епархиального епископа М. Стоквуда опровергать выдвинутые первоиерархом Церкви Англии обвинения в ереси.{k}

Мнения профессиональных богословов о книге также разделились... Дискуссия продолжалась многие годы после первой публикации книги. Робинсону "предлагали возглавить некое движение или ассоциацию тех, кому оказались близки его идеи, но Робинсон решительно отверг эту затею, считая деление на «своих» и «чужих» вредным и опасным для церкви".{l}

Заслуги епископа Вулвичского в области реформы пастырского метода получали признание в Церкви Англии. Он продолжал читать лекции, участвовал в работе группы библеистов-переводчиков над «Новой Английской Библии». Но главным его устремлением было миссионерское служение, обращенное к широкой аудитории, которую он приобрел после книги «Быть честным перед Богом». Развить мысли, высказанные в этом «очень, очень предварительном исследовании», епископ Робинсон пытается в серии работ, опубликованных в последующие годы: «Христианская нравственность сегодня» (1964), «Новая Реформация?» (1965), «Но в это я не могу поверить!» и «Вглубь, к Богу» (1967). "Совмещать работу теолога и обязанности викарного епископа становилось всё труднее, задуманная большая книга о христологии не двигалась с места", и в 1969 г. М. Стоквуду пришлось с сожалением растаться со своим викарием: Робинсон принял приглашение вернуться на должность декана Тринити-колледжа в Кембридже. Архиепископ Рамси одобрил этот выбор, дав высокую оценку десятилетнего служения Робинсона в Саутуоркском диоцезе.{m}

Последний период жизни Робинсона "был заполнен главным образом исследовательской работой в области христологии и Нового Завета, пастырством и преподаванием". В эти годы он много ездит по миру с лекциями и проповедями, занимается литургической реформой, публикует новые книги: «Христианская свобода в обществе вседозволенности» (1970), «Что значит быть христианином сегодня?» (1972) и «Человеческое лицо Бога» (1973).{n}

"К концу жизни епископ, которого многие привыкли считать человеком односторонним и находящимся в плену радикальных рационалистических идей, всё чаще опровергает сложившуюся репутацию. Показательно в этом смысле название его новой работы: «Видеть истину обоими глазами» (1979), написанной после поездок в Индию, Шри-Ланку и Японию и посвященной диалогу Запада и Востока. Всех, кто рассматривал Робинсона как «иконоборца», поразил глубокий интерес к исследованиям Туринской плащаницы, проявленный им в конце 70-х годов".{o}

Сенсацию среди библиистов вызвала опубликованная в 1976 г. книга «Передатировка Нового Завета» ("Redating the Nеw Testament"), в которой автор "обратил внимание на тот часто ускользавший от внимания толкователей факт, что ни в одной из книг Н.З. нет прямых свидетельств о разрушении Храма (70 г.). Между тем это событие было необычайно важным в полемике между христианами и иудеями и способствовало выделению Церкви из иудейства. Отсюда Робинсон сделал вывод, что Н.З. возник до 70 в среде первого поколения христиан".* "Д-р Робинсон стремился продемонстрировать шаткость аргументов, на которых строятся сложившиеся теории. По его мнению, немалую роль тут играет предубежденность специалистов по Новому Завету, которые пуще всего на свете опасаются прослыть наивными и отсталыми, а потому почитают невозможным согласиться с традиционными ранними датировками. ... Он настаивает, что хотя четвертое Евангелие носит несомненные, следы позднейших переработок, первоначальный его текст записан не кем иным, как Иоанном Зеведеевым; оно заслуживает не меньшего, а даже большего доверия историка в том, что касается событий жизни Иисуса, чем повествования синоптиков. Эту тему Робинсон развил более подробно в посмертно опубликованной книге «Приоритет Иоанна» (1985). Результаты своих экзегетических изысканий последнего кембриджского периода д-р Робинсон изложил также в лекционном курсе «Вгрызаясь в Послание к Римлянам» (1979) и сборнике статей «Еще двенадцать новозаветных исследований» (опубл. посмертно, 1984)".{p}

Значению истории для христианской веры и богословия посвящена небольшая книжка «Можно ли доверять Новому Завету?» ("Саn We Trust the New Testament?", 1977). В ней автор показывает, "что Н.З. содержит исторически достоверное свидетельство о Христе и что историко-литературная критика не подорвала религиозного отношения к Слову Божьему".* Эта работа "представляет собой как бы популярный вариант «Передатировки...», но с более широкой тематикой и включением характерных для Робинсона личных, исповедальных деталей:

«Как специалист по Новому Завету я убежден: быть добросовестным историком для меня столь же важно, как быть человеком веры. И не надо подменять одного другим, давая ответы веры там, где годятся только исторические свидетельства...

Христианин свободен (или должен быть свободен) следовать истине, куда бы она ни вела. Ему наперед не открыто, каким окажется путь. Я знаю, что, изучая Новый Завет, я должен был приходить к заключениям, которых не ждал. К примеру, что именно стоит за повествованиями о Рождестве? в каких отношениях были движения Иоанна Крестителя и Иисуса? Как и каким образом самопонимание роли Иисуса менялось под влиянием событий? что думал Он о будущем? ожидал ли вернуться? что же, по всей вероятности, происходило во время Его осуждения и воскресения? какова сравнительная ценность имеющихся источников, рисующих образ Иисуса? что значит тут четвертое Евангелие? какую модель, какую временную шкалу становления Церкви дают нам даты наших документов? — по этим и многим другим вопросам мои мнения менялись и, без сомнения, еще будут меняться. И та картина, что сложилась у меня, не совпадает вполне ни с чьей другой: где-то она радикальней, где-то — консервативней прочих. Нет ничего закрепленного, окончательного: наши познания, как и наши вопросы, непрестанно расширяются и меняются. И кто знает, какие еще новые свидетельства могут внезапно откопаться? Но от всего этого мое доверие к главнейшим документам христианской веры усилилось, а не поколебалось. Ученость не дала мне веры, но укрепила убежденность: я верю в то, чему достойно верить. И все же наука не дала мне железных гарантий. Ибо христианин всегда ходит в этой жизни верою, а не в`идением».{q}

За 6 недель до смерти, епископ Робинсон говорил: «Всё, к чему я стремился в моем служении, — это расширить границы христианской мысли. В сущности Евангелия я не сомневался никогда». "Умер Джон Робинсон 5 декабря 1983 г., работая над рукописями до последнего дня. За полгода до смерти он был предупрежден об отмеренном ему сроке. Прогноз хирурга оказался точен — почти день в день. За месяц с небольшим до смерти епископ произнес свою последнюю проповедь в Тринити-колледже. Ее тема — «Чему научил меня рак». Это документ удивительного мужества и силы".{r}

О нём:

•Свящ. Николай Балашов "Следовать истине, куда бы она ни вела" Теологический путь еп. Робинсона (послесловие к кн. "Быть честным перед Богом")

•досье: Критика Дж. Робинсона Александром Менем

•Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня (на www.krotov.info)

Его:

"Быть честным перед Богом" ("Ноnest to God")

на первую страницу сайта

последнее обновление: 07.07.2022
РЕКЛАМА

на первую страницу

  Каталог Христианских Ресурсов «Светильник» ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU