Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||||||
Тема выпуска:
Три Гостя Авраама и человеческий лик Бога в Ветхом Завете
|
|||||||||||||
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
|||||||||||||
Пожалуйста, не пожалейте
полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете
его, или решите, что читать не будете. Хотя бы
чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу
время впустую. Редактор |
|||||||||||||
> <..> самый прекрасный библейский рассказ, развивающий <тему непосредственного общения человека с Богом – повествование о богоявлении Аврааму>, которого он, согласно Бытию, сподобился под Мамрийскими дубами. {Быт.18.} > Это <.> одна из тех страниц, которые более всего проникнуты своеобразной поэзией, до такой степени свойственной Библии. Его простота и величие настолько непосредственны, что едва можно решиться его комментировать. > Авраам уже не раз слышал Бога, говорившего к нему. По меньшей мере один раз он уже видел божественное явление, в том огненном виде, который постоянно повторяется в Писании. Когда Бог вступил в союз с ним, ему, в вечерних сумерках, показалось, что огненный язык прошел между двумя половинами принесенной им жертвы, разделенной согласно обычному обряду Завета. {Быт.15.17.} Но Самого Бога он еще не видал.
> По окончании трапезы, трое встают и направляются к Содому.
Тут следуют эти замечательные слова:
> * * * > Через повествования Бытия проходит одна общая черта, которая должна была бы сразу бросаться в глаза. Иногда подразумевается, иногда говорится прямо, что когда Бог является, Он является в человеческом образе. Того, Кто прогуливается по вечерам в Эдемском саду, Кто закрывает снаружи дверь ковчега когда Ной в него вошел, {Быт.7.16.} представляют себе, очевидно, с чертами человека, так же, как и Тех Троих, Кого видел Авраам. Было бы грубой ошибкой видеть в этом всего лишь след первобытных и быстро оставленных фантазий. Самое величественное, самое космическое, а также и самое духовное из ветхозаветных виде́ний Божества – видение Иезекииля – имеет своим центром, в невыносимом для смертных глаз огненном сиянии, "<над очертаниями трона – словно бы фигура человека>". {Иез.1.26.} Более позднее раввинистическое предание дает этому множество подтверждений: в еврейском мышлении о Боге, даже наиболее устремленном к трансцендентности, всегда присутствует совершенно неустранимая доля антропоморфизма. Для Израиля, Бог имеет лицо, и это лицо – <словно бы> человеческое.{} > Это удивляет нас, привыкших мыслить Бога в рамках унаследованных
от греческой метафизики, тогда как это – просто
другая сторона той библейской формулы, которую мы повторяем,
не всегда отдавая себе точный отчет в доле реализма, содержащейся
в ней.
<.....> > * * * > <...> надо отметить и другую сторону. Та мысль, что человек, в нормальных условиях, должен был бы жить в непосредственном и видимом присутствии Бога, коренящаяся в другой, еще более глубокой мысли о родственности Бога и человека, является у библейских авторов глубочайшей уверенностью. Но она представляется как бы перекрытой еще одной мыслью, не менее важной. А именно, что это положение, хотя оно и первично и должно считаться нормой, перестало существовать и, в данное время, вернуться к нему невозможно. > Если существует ряд текстов, в которых Бог мирно и как бы естественно является человеку, показываясь ему при этом с человеческим лицом, то есть и другой ряд текстов, гораздо более многочисленных, где Бог проявляется как "Совершенно Иной", внушая священный ужас. Но краеугольное значение имеет великий текст видения Иезекииля, в том смысле, что он решается слить воедино оба эти образа и утверждать, что в самой сути вещей это – одно и то же. Тут, еще раз, Тот, Кто является среди невыносимо сверкающего пламени, вместе с тем <всё же являет себя как "словно бы фигура человека">. > Отметим сначала, с какой настойчивостью Библия внушает
нам и повторяет: "Никто не может увидеть Бога и не умереть".
Иаков целую ночь борется с таинственным противником. Под утро,
тот намеревается исчезнуть раньше, чем заря осветит его.
Иаков настаивает: "Не отпущу <.>,
пока не благословишь меня". И немного позже, он в изумлении
повторяет себе самому: "<Я видел Бога лицом к лицу
<и остался жив>", {Быт.32.25-33.}
<...>. Впоследствии Моисей сам просит узреть Бога. Но он
получает в ответ: "<ты не можешь взглянуть Мне в лицо.
Не может человек увидеть Меня и остаться в живых>". {Исх.33.20.}
Во Второзаконии, после явления на Синае, народ радуется
тому, что видел Его и всё же избежал смерти, "<Бывало ли
такое, чтобы человек слышал, подобно нам, как живой Бог говорит
с ним из пламени, и остался бы жив?>"
Но на будущее они на эту встречу, для человека невыносимую,
посылают одного Моисея, так как слишком боятся, что впредь не будут
пощажены. {Втор.5.23-<26>.} Это
непосредственно напоминает вступительный эпизод у Исайи, восклицающего:
> Ко всей этой традиции и возвращается
Послание к евреям, подводя ей итог в словах: > Этот образ имеет, действительно, первостепенное значение в том раскрытии Божества, которым, можно сказать, отмечен израильский народ.{} Ягве, представляющийся сначала обитающим в священной горной пустыне Синая-Хорива, открывается там в молнии. И когда он впервые является одному Моисею, это происходит в горящем кусте. {Исх.3.2.} Немного позже, уже на глазах у всего народа, Он проявляется в сверхъественно сильной грозе. {Исх.19.6; 24.17.} А когда Моисей сходит в долину после непосредственного общения с Тем, Кто воссел на горе, его собственное лицо излучает такой сильный свет, что глаза сынов Израилевых не могут его выносить. {Исх.34.29.} > Мы уже многократно отмечали непрерывность этой черты во всей истории богоявлений. Ангел Ягве возносится в пламени жертвы, принесенной Маноем. {Суд.13.20.} И Исайи Ягве является также в пламени жертвенника. {Ис.6.} Видение Иезекииля – всё целиком огненное. Наконец, книга пророка Даниила так описывает Того, Кто в ней именуется <Древним> днями:
<.....> > Надо, однако, тщательно отметить, что господствующая мысль здесь – не представление о просто разрушительной силе. Напротив, речь идет о силе жизни, невыносимой для смертных, но невыносимой оттого только, что в ней – преизбыток жизненности. <Ср. Евр.10.31.> > Единственный в своем роде опыт Израиля заключается в том,
что ему было дано прикоснуться к неприкосновенному,
вынести это прикосновение и не быть испепеленным. Как
и говорит народ после первого Синайского богоявления:
> Ибо, действительно, Бог Сам берет на Себя почин общения. Он призывает человека вернуться к той непринужденности в обращении, которая, в естественном порядке, его теперь пугает. И согласно этому замыслу, Бог имеет в виду спасение погибшего человека, а никак не его смерть. Второзаконие так говорит об этом:
> И еще:
> Давид в зените славы своего царствования, {2Цар.7.23.} Соломон при освящении Храма {3Цар.8.53.} напоминают об этом приблизительно в тех же выражениях. Для Израиля это – совершенно исключительное преимущество, даровано только ему среди всех народов. {Пс.147.9.} > Но на всём протяжении истории Израиля общение с Богом осуществляется через посредников. Для него требуется человек, самим Богом избранный и подготовленный к выполнению этого назначения. Отсюда значение пророка в Израиле. Он не только народный наставник и руководитель. Он тот, в ком народ вновь обретает свою первоначальную близость с Богом, через божественное Слово, и, через Духа Божия, нечто от первичного богоподобия, позволявшего эту близость. Человек Духа, человек Слова, пророк является, среди падшего человечества, словно пережитком или возрождением того, чем человечество должно было быть по воле Божией. > Из этого вытекает, что в лице великих пророков словно воплощается идеал и надежда Израиля. Всё яснее проявляется та мысль, что пророк не столько даже напоминает о первоначальном состоянии человечества, сколько возвещает его будущее состояние. Беседуя с Богом, имея Дух Божий в самом себе, пророк возвещает тот человеческий образ, к осуществлению которого должен стремиться весь народ, чтобы, наконец, полностью заслужить свое звание народа Божия. Пророка Иоиля это приводит к тому, что он говорит, описывая эсхатологические времена, когда настанет День Ягве:
> Как известно, в день Пятидесятницы апостолы прибегли к этому тексту, чтобы выявить окончательное осуществление народа Божия в Церкви Христовой. {Деян.2.14-21.}
|
|||||||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
|||||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
|||||||||||||
www.messia.ru/r2/7/bt07_121.htm
Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предыдущий выпуск серии | ||||