Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||||
Тема выпуска:
Вернуться к вечному Младенцу. Наш дар Христу оказывается Его даром
нам
|
||||||||||
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
||||||||||
Пожалуйста, не пожалейте
полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете
его, или решите, что читать не будете. Хотя бы
чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу
время впустую. Редактор |
||||||||||
С праздником Рождества Христова, дорогие читатели! | ||||||||||
> Прежде всех философий<.....> > Вот опять приходит этот вечер, вот загорается вечная звезда и во всём мире наступает тишина. Ее будут нарушать, ее будут «разоблачать», но люди всё равно услышат эту торжественную и светлую тишину Рождества. Да, не все пойдут в церковь, не все одинаково поймут этот праздник, но где-то в самой глубине души каждый знает, что нет ничего выше, чище, прекраснее, чем рассказ о Царе-ребенке и Его Матери, о простых пастухах с поля и мудрецах с Востока. /.../ Не странно ли: большой поэт, завершая круг своего творчества, в грохоте и суете нашей эпохи нашел последнее, высшее вдохновение не в них, а всё в той же рождественской пещере. Это Пастернак, вслушайтесь:
> Это написано как будто о нас, о людях двадцатого века, о нашей взбаламученной эпохе, о переполненной страхом и страданием нашей земле. Это мы стои́м в темноте, словно в сумраке хлева, это мы, отравленные злобой и подозрительностью, разучились понимать друг друга и едва подбираем слова... И вот в эту рождественскую ночь кто-то будто раздвигает эти потемки, убирает какое-то препятствие, и звезда Рождества снова озаряет Деву и ясли, и в их озарении просветляемся и мы. > Можно долго объяснять, во что мы, христиане, верим, о чём свидетельствует и возвещает Рождество, но, как сказал кто-то мудрый, если нужно объяснять, то объяснять не нужно. В рождественские дни, во всяком случае, объяснять ничего не хочется. Ведь сидя в темном зале и слушая подлинно вечную музыку, мы молчим и отдаемся ей, разговоры и обсуждения начинаются после, как и попытки объяснить друг другу то, что было так ясно и просто, пока мы слушали. То же происходит с верой, то же и с Рождеством. Великий французский поэт Поль Клодель78 вернулся к вере, когда после долгого и мучительного кризиса почти невольно зашел в собор Парижской Богоматери. Это случилось в день Рождества. И внезапно он понял извечную, поразительную «детскость Бога». Слова «Будьте как дети» (сp. Мф.18:3) означают в устах Христа не отречение от знания, опыта и мудрости, но возвращение к тому, что утрачивается нами вместе с детством: к цельности восприятия, к умению всецело отдаваться радости. На Рождество Бог является нам в образе детства с его первозданной чистотой, и мiр с любовью склоняется перед этим Ребенком, вручая Ему себя, и помнить об этом в наши дни важнее всего. > Прежде всех философий, прежде всякого анализа нужно почувствовать и принять правду и красоту Рождества, которая веками сияла тысячами свечей в радостных детских глазах. Нужно почувствовать и принять правду и красоту человеческого образа, явленного в трех мудрецах, всю жизнь отдавших исканию и нашедших Ребенка, пещеру, звезду. «Издалече пришли мы»79, – говорят они, и мы тоже всегда идем издалека: из пустыни жизни, от тусклой ее повседневности, от уродства и страдания. Ни книгам, ни рассуждениям не убедить нас. Остается и жжет мучительный вопрос: есть ли правда на земле, есть ли то, что бесспорно, к чему всегда можно вернуться, чтобы вздохнуть полной грудью и найти ответ? И вот чистое зимнее небо и та далекая звезда, на которую, как мы слышали у Пастернака, оглянулся один из волхвов. Не оглянуться ли и нам, не вернуться ли издалече к вечному Младенцу, у которого столько света, столько радости, столько жизни?
> «Мы же – Матерь Деву»> В самом сердце евангельского рассказа о Рождестве Христовом мы находим образ Марии, Его Матери. > Вряд ли кто другой во всей истории религии, не говоря уже об истории христианства, привлек к себе столько внимания, столько любви, был источником такой чистой, незамутненной радости, как Дева Мария. Она появляется в самом начале Евангелия, затем в рассказе о браке в Кане Галилейской и наконец в самом конце – у креста, на котором распят Ее Сын. Сквозь годы и века возносится к ней ликующее приветствие: «Радуйся!» И нет дня, нет службы, нет, за малым исключением, молитвы, где не вспоминалась бы Та, о Которой, говоря словами Церкви, «радуется всякая тварь»*. > И в эти предрождественские дни, когда начинает сиять впереди этот удивительный праздник, так уместно задаться вопросом: «О чём эта радость, что делает этот образ столь близким и родным, столь нужным и для нас?» > На этот вопрос лучше всего, может быть, отвечает одно предрождественское песнопение. В нём говорится о том, что рожденному в Вифлееме Иудейском Младенцу все принесли свои дары: земля – вертеп (т.е. пещеру), небо – звезду, восточные мудрецы – золото, ладан и смирну, ангелы – пение. А чем же одарили, вопрошает далее автор песнопения, что принесли Ему мы, люди? И отвечает: Матерь Деву. Это не просто метафора. Церковь выразила здесь свой глубочайший опыт, свое глубочайшее понимание всей тайны Рождества. И понимание это можно выразить так: в лице Девы Марии мiр подарил Богу лучший свой плод – самое ценное, чистое и совершенное, чем возможно было ответить на любовь Божию. > Ведь если, как учит Церковь и как верим мы, Христос есть Бог, пришедший на землю даровать нам всю Свою любовь и этой любовью спасти нас, то необходимо было, чтобы нашлась в мiре ответная любовь, которая узнала бы и приняла это пришествие Божие и за всех нас, за всё творение сказала бы Ему «да». И вот эту ответную любовь – чистую, свободную, а вместе с тем смиренную любовь, этот дар мiра Богу воплотила в Себе, выразила всем существом Своим Дева Мария. И это всегда чувствовали, больше сердцем и душой, чем рассудком, понимали люди, взирая на Ее образ – будь то у яслей с Младенцем, будь то у креста, в безмолвном страдании: Она – одна из нас, Она – наша, Она – как мы, хотя и безмерно чистейшая, безмерно совершеннейшая. > Но это значит, что по Ней, по Ее любви, по Ее совершенству, а не по тому ужасающему соединению низости и зла, которым так страшно отмечена история человечества, можно и до́лжно заключать о сущности и назначении человека. Если была Она (а кто же мог взять и выдумать этот образ?), если была Она, то значит, не животное человек, как изо всех сил стараются внушить ему низводящие человечество до животного уровня и продолжающие учить, что человек есть лишь «то, что он ест»**. Если хоть однажды произрастило человечество такой чистейший плод, то в нём и явлена, стало быть, подлинная сущность человека. > И об этом наша радость, об этом наша вера, обновляющаяся всякий раз, когда всматриваемся мы в образ Матери у яслей или повторяем удивительные слова: Се бо, отныне ублажат Мя вси роди (Лк.1:48). Она свободно приняла таинственный зов свыше и потому остается для нас вечным доказательством божественной свободы, присущей человеку, сколь бы ни был он принижен грехом и злобой. Отдав Себя целиком, без остатка, Она остается для нас свидетельством того, что величие и слава человека – в жертве и любви, в самоотдаче и служении, а не в горделиво-мелочном самоутверждении. Она навеки вознесла над мiром свет любви, сострадания, верности, свет и тепло материнства, в котором Ей усыновлен весь человеческий род. И, как говорится в другом церковном песнопении, Она «одна вводит Христа во вселенную»***, Она дает Ему тело и земную жизнь, Она ограждает Его в младенческой беспомощности, Она дарит Ему себя, и в Ней происходит встреча навеки неба и земли, Бога и Человека. > На иконе Рождества Христова мы видим Ее рядом с Младенцем окруженной всем творением, ибо Она – средоточие и венец его. Над Нею звезда и ангелы, вокруг – пастухи и животные. И это значит, что в Ней все мы, весь мiр, встретили, полюбили, приняли Христа, что не всё на земле зло и грех, что есть и эта светлая мера подлинной человечности. > «Что принесем Тебе, Христе?» – спрашиваем мы в рождественском песнопении. «Ибо всё созданное Тобою принесло дары Тебе. Небо – звезду, земля – вертеп, ангелы – пение, мы же – Матерь Деву»#. И вот земной наш дар Христу оказывается Его даром нам – даром, в котором земная Мать Христова становится нашей небесной Матерью, покровом вечной любви над нами.
Др. беседы о. Александра
о Рождестве:
• Рождество. Свет разума (др. версия той же беседы – Наша божественность и Его человечность) • Богомладенец • После Рождества • аудио: цикл бесед о приближении Рождества и Рождестве (359-386) |
||||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||||
Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предыдущий выпуск серии | ||||