Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||
Тема выпуска: Молитва
без ответа — чья вина? Этот выпуск тройной, и для того чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 3 примерно равные части. | ||||||||
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю
следующее предуведомление: Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. | ||||||||
Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую. Редактор | ||||||||
> Часть 4. ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ>
Приходит час остановить моленье — > Глава 16. Молитва без ответа — чья вина?> Когда боги хотят
нас наказать, они исполняют наши молитвы. <.....> > Проблема непостоянства> Надеюсь, мне удалось показать, что я верю в молитву и в то, что она способна повлиять на людей и события. Тем не менее, когда кто-нибудь рассказывает мне, он чудом не попал в число жертв авиакатастрофы, я не могу отделаться от мысли о тех, кто в этой катастрофе погиб. Наверняка многие из погибших молились не менее горячо. Я радуюсь, слыша рассказы о чудесных исцелениях, но одновременно с болью вспоминаю о папке в моем кабинете. В этой толстой папке — истории людей, которые не получили исцеления. Я не сомневаюсь, что Бог отвечает на молитвы. Но меня тревожит явная непоследовательность Его ответов. > Выше я писал о наблюдениях Фрэнсиса Гальтона, который пришел к заключению о бесполезности молитвы. Справедливости ради надо упомянуть труды его современников, содержащих прямо противоположные выводы. Это две книги общим объемом в шестьсот тридцать страниц, которые целиком состоят из рассказов об ответах на молитвы. Названия книг говорят сами за себя: «Поразительные ответы на молитву» и «Чудо молитвы: тщательно проверенные свидетельства о чудесных ответах на молитву». Джордж Мюллер, руководитель христианского приюта для сирот, чья жизнь стала легендой, рассказывал, что получил не меньше пятидесяти тысяч ответов на молитвы. > На моей книжной полке стоят похожие книги, в том числе недавний труд Джима Цимбалы, более двадцати пяти лет отдавшего служению в Бруклинской церкви «Скиния». Джим пишет о том, как Бог действует в его общине. Журналисты опросили пять тысяч шестьсот человек. Из них около половины сообщили, что часто получают ответы на свои молитвы. Я и сам знаю немало людей, таких, как, например, проститутка из Коста-Рики (ее рассказ помещен ниже), чьи истории могут смутить самого закоренелого скептика. Как журналист, я исследовал многочисленные случаи ответов на молитвы. Я убежден в достоверности этих свидетельств. Более того, мне известны случаи, когда Провидение или ангел-хранитель заботились обо мне безо всяких моих молитв. > Но эти многочисленные истории никак не помогут нам решить проблему молитв, оставшихся без ответа. Свидетельство выжившего в авиакатастрофе вряд ли укрепит веру вдовца, жена которого погибла в этой же катастрофе. Семью, потерявшую ребенка (он умер от менингита), не утешит весть о чудесном исцелении другого ребенка. Многие книги о молитве содержат примерно такие утверждения: «Бог всегда отвечает на молитвы, но иногда Он отвечает "нет"». Я читаю эти слова и думаю о дорогих моему сердцу друзьях и родственниках, услышавших в ответ на молитву короткое Божье «нет». Почему? Чего недоставало их молитвам? > Я уже писал о роли молитвы в падении коммунистического режима и в мирном разрешении ситуации в Южной Африке. Я верю, что молитва сыграла в этих событиях решающую роль. Но сколько русских священников и верующих погибло в сталинских лагерях, не дождавшись освобождения? Сколько южноафриканцев претерпели пытки и были убиты карательными отрядами полиции, прежде чем Господь ответил на их молитвы? > Включая религиозный телеканал, я часто слышу, как ведущий читает письма телезрителей, «спина которых чудесным образом распрямилась после просмотра нашей передачи». Мне рассказывают о людях, которые встали с инвалидной коляски и сделали первые шаги. Каково слушать об этом матери шестнадцатилетнего сына, страдающего муковисцидозом? Ей, которой каждый день приходится подолгу колотить его спину, чтобы помочь откашлять мокроту, переполняющую легкие? Я не знаю ни одного достоверного случая излечения от муковисцидоза. > Голландка Корри Тен Бум, писательница, пережившая ужасы нацистского концлагеря, а после объехавшая весь мир с проповедью прощения, написала о чудесной бутылочке с витамином. Удивительное средство помогало продлить жизнь ее сестры и еще двух дюжин узниц лагеря, хотя содержимое бутылочки, казалось бы, давно должно было кончиться. Ее сестра Бетси сравнивала это чудо с библейской историей о вдове из Сарепты, в кувшине которой не иссякало масло. Дальше в книге Корри Тен Бум написано, что Бетси умерла в лагере Равенсбрюк. Получается, что Бог ответил на молитву о витамине, но не на молитву о Бетси? > Я слышал историю супругов из Индии — 11 сентября 2001 года они находились в разных башнях Центра Международной Торговли, и оба спаслись. Чудесным образом и жена, и муж спустились вниз незадолго до того, как башни рухнули. Это произвело на них такое впечатление, что они оба обратились в христианство, а муж оставил прежнюю работу и стал миссионером. Но когда я слушал эту потрясающую историю, я не мог не думать о трех тысячах погибших, многие из которых молились в тот миг, когда на них рушились тонны расплавленной стали. > Я думаю, мы должны молиться со смирением, чтобы выражать благодарность без триумфализма[42], сострадание без хитрости и почитать тайну, которая всегда окружает молитву[43]. > Что мы делаем неправильно?> Некоторые молитвы остаются без ответа потому, что они легкомысленны и неоправданны. «Господи, пожалуйста, устрой так, чтобы в день матча была солнечная погода», — такие слова занижают значение молитвы. Их можно назвать заигрыванием с Богом, особенно если учесть, что фермеры, возможно, молились в тот же день о дожде. Отчаянная молитва «Боже, помоги мне получить пятерку на экзамене» скорее всего не даст результата, если молящийся весь год не учился. Большие сомнения вызывает право заядлого курильщика просить: «Господи, защити меня от рака легких». > Я несколько раз бывал в Азии, и люди там восхищались моей светлой кудрявой шевелюрой, похожей на птичье гнездо. (Два раза смешливые японские девочки-подростки, поговорив со мной немного, робко просили: «Мистер Янси, можно потрогать ваши волосы?») Я же, со своей стороны, нахожу привлекательными гладкие, черные, блестящие и прямые волосы азиатов. Все годы начальной школы мне приходилось мириться с прозвищем «Кучерявый», и я с радостью поменял бы свою гриву на волосы азиатского типа. Но я уверен: даже если я каждый день подолгу буду молиться о даровании мне прямых черных азиатских волос, если я уговорю всех друзей молиться вместе со мной и пошлю молитвенную просьбу телевизионному проповеднику, проку от этого будет мало. Не больше, чем если бы я попросил у Бога других родителей, или другую Родину. Мой внешний вид определяется главным образом законами генетики, и молиться об отмене этих законов, какой бы прочувствованной ни была эта молитва, крайне неразумно. > Бывают легкомысленные молитвы несколько другого сорта. Тут особенно отличаются спортсмены. Участники разнообразных состязаний бьют себя в грудь, тыкают пальцем вверх и поднимают к небесам глаза, как бы благодаря сидящего наверху Главного Спортсмена за удачный удар, прыжок или гол. Легенда американского бокса, двукратный чемпион мира в тяжелом весе Флойд Паттерсон сказал, победив Арчи Мура и завоевав титул чемпиона мира: «Я просто ударил его, а всё остальное доделал Господь». > Рок-звезда Джанет Джоплин завывала со сцены: «О, Господь, не купишь ли Ты мне Мерседес-Бенц!» Христианский психолог, автор популярных книг Чарли Шедд как-то раз полушутя, полусерьезно сказал: «Я каждый день молюсь Всемогущему Богу, чтобы миллионные тиражи моих книг были распроданы и стали благословением для множества людей. Но я еще и тружусь, чтобы этого добиться». Священники в тюрьмах порой слышат признания преступников: те молились, чтобы полицейские их не поймали (таким образом они фактически делали Бога соучастником преступления). > В Новом Завете описаны нелепые просьбы, обращенные непосредственно к Иисусу. Так, Петр под впечатлением от встречи с Моисеем и Илией на горе Фавор, поддавшись первому порыву, просит разрешения построить шатры для Иисуса и двух святых. Двое учеников Христа, Иаков и Иоанн, вместе со своей честолюбивой матерью однажды попросили Его забронировать для них высокие должности в будущем Царстве. «Не знаете, чего просите» (Мф 20:22), — ответил им Иисус, и, наверное, покачал головой: как же плохо они усвоили то, чему Он их учил! Эти же двое, охваченные жаждой мести, просили разрешения вызвать огонь с неба, чтобы спалить самаритянское селение, где им отказали в ночлеге. > Еще один пример: Петр заслужил строгий выговор за то, что пытался оспорить намерение Христа принять крестные муки. Совет Петра, наивный (хотя и вполне понятный), должно быть, задел Иисуса за живое. И Он ответил очень резко: «Отойди от меня, сатана! Ты Мне соблазн! Потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16:23). В этом — главная проблема всех неуместных, несообразных молитв: они эгоистичны и противоречат природе Бога. Мы исходим из того, что нужно нам, а не Богу. Иаков в своем Послании писал о том же: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак 4:3). > Библия ясно говорит: иногда Бог не отвечает на молитву не из-за изъяна в молитве, а из-за изъяна в личности молящегося. У Адама и Евы контакт с Богом нарушился из-за непослушания. Отношения сразу же испортились настолько, что Богу пришлось разыскивать людей. В пятидесятом псалме мы находим горестные мольбы отягченного грехом Давида. Он просит о восстановлении связи с Богом. Непокорный царь Саул тоже взывал к Богу и не получал ответа. В итоге он обратился за помощью к колдунье. > Иногда грех разрушает общение с Богом. Поэтому в полном ликования и хвалы псалме псалмопевец признаёт: «Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь» (Пс 65:18). Отчетливо — словами, исходящими от Самого Бога, — передает эту же истину пророк Исайя:
> Итак, Бог прямо доводит до нашего сведения: чтобы молитвы были услышаны, важно не только каково духовное состояние человека, но и то, как он ведет себя с ближними, — заботиться ли о бедных, о сиротах и вдовах. Другие пророки, например, Малахия, говорят об этом еще более однозначно. Рискует тот, кто занижает плату наемным рабочим, нарушает брачные обеты — совершает прелюбодеяние или разводится, плохо относится к нелегальным иммигрантам, отказывается накормить голодного и дать кров бездомному. Бог может закрыть Свое ухо и не услышать их молитв. Меня, американца, живущего в двадцать первом столетии, эти предупреждения задевают за живое. > В Книге Притч об этом говорится так: «Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить — и не будет услышан» (Притч 21:13). Апостол Петр предупреждает мужей, что они должны заботиться о женах и с уважением относиться к ним, чтобы не иметь «препятствия в молитвах» (1Пет 3:7). Может показаться странным, что общественная позиция человека и его семейная жизнь непосредственно сказываются на результатах молитвы, но давайте вспомним: смысл молитвы — поддерживать отношения с Богом. На личные отношения оказывают влияние все аспекты нашей жизни и далеко не в последнюю очередь — наше поведение по отношению к окружающим. > Я не могу сказать соседу: «Я тебя люблю, мне приятно проводить с тобой время, но твою дурную собаку я терпеть не могу. И пожалуйста, не пускай ко мне во двор своих несносных детей». Отношение соседа ко мне зависит от моего отношения к тем, кто соседу дорог. То же самое верно и для Бога: отношение Господа к моим молитвам в значительной мере определяется моим отношением к Божьим детям и Божьему творению. Мало несколько раз в день склонить голову в молитве: молитва должна пронизывать всю жизнь. Верно и обратное: моя жизнь влияет на мои отношения с Богом. > Вот как описывает связь между поведением человека и эффективностью его молитвы апостол Иоанн: «И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1Ин 3:22). А вот объяснение проповедника и духовного писателя Мартина Ллойд-Джонса: «Мы желаем тех же благословений, что получали святые, забывая, что они были святыми. Мы спрашиваем: «Почему Бог не отвечает мне так, как Он отвечал ему?» А следовало бы спросить: «Почему я не живу так, как он?»[44] > Молитвы, которые противоречат друг другу> Некоторые молитвенные просьбы выполнить просто невозможно. Если есть одна вакансия и двенадцать человек молятся о ее получении, то молитвы одиннадцати из них заведомо останутся без ответа. Если две христианских нации воюют друг против друга, граждане одной из стран не получат удовлетворительного ответа на свои молитвы о победе. > Ничто не способствует так молитвенному рвению, как война. В средние века европейцы часто заканчивали свои молитвы словами: «Господи, спаси нас от викингов. Аминь». Нам нравится думать, что нас объединяет праведная, справедливая цель[45]. Но беда в том, что наши противники обычно думают о себе то же самое. Британский поэт сэр Джон Бетжемен отразил столь одностороннее восприятие в ироническом стихотворении, написанном во время Второй мировой войны, которую многие считали «справедливой»:
> Во время самой разрушительной в истории Америки Гражданской войны между Севером и Югом 1861-1865 годов за победу обеих противоборствующих сторон молились очень многие. Главнокомандующий южан, набожный Роберт Ли, разительно отличался от своего противника-северянина, Улисса Гранта, выпивохи и богохульника. Один из любимых генералов Роберта Ли, Томас Джексон по прозвищу Каменная Стена, отказывался воевать в воскресенье, если противник не атаковал первым. Для своих солдат он устраивал богослужения. Президент Конфедерации Джефферсон Дэвис призывал южан соблюдать дни молитвы. Он был уверен в том, что «это приятно Всемогущему Богу, Верховному Распорядителю всех событий, Который до сих пор охранял и защищал Конфедерацию от врагов». > Авраам Линкольн, лидер северян и противник Дэвиса, указывал, что благочестивым верующим не подобает сражаться за сохранение рабства. «Странно, что есть люди, которые осмеливаются просить праведного Бога о том, чтобы Тот помогал им добывать себе хлеб насущный чужими руками, чужим потом», — сказал Линкольн во второй инаугурационной речи. Но потом добавил с присущим ему миролюбием: «Впрочем, не будем судить, чтобы не быть судимыми». Речь Линкольна показывает удивительно тонкое и смиренное понимание обстоятельств, в которых ему приходилось вести борьбу. «Обе враждующие стороны читают одну Библию и молятся одному Богу, и каждая сторона просит о помощи в борьбе против другой... Невозможно ответить на молитвы обеих сторон. Ни одна молитва не исполнится вполне. У Всемогущего есть Свои цели». > Позиции Линкольна чужда уверенность в собственном превосходстве, обычно свойственная сражающимся людям. Линкольн воспринимает огромные потери в Гражданской войне как справедливую расплату за позор рабовладения, которым очернила себя американская нация:
> Более того, когда война уже близилась к концу, к победе Севера, Линкольн призывал не к мести, а к примирению: «Не питая ни к кому злобы, преисполненные милосердия, твердые в истине и в вере американцы должны завершить то, что начато: перевязать полученные страной раны, воздать должное погибшим, позаботиться о вдовах и сиротах — то есть сделать всё возможное, чтобы завоевать и сохранить справедливый и длительный мир в своем доме и со всеми народами мира». > Всё это время духовенство как южан, так и северян заявляло, что Бог — на их стороне. Линкольн мягко советовал священнослужителям вспомнить: не Бог на стороне человека, а человек — на стороне Бога. Человек — существо по своей природе ограниченное — никогда не сможет во всей полноте постичь волю не знающего пределов Бога. Следуя по стопам пророков Ветхого Завета, Линкольн считает, что во время национальной трагедии надо осознавать и исповедовать грехи, а не заявлять хвастливо, что правда на твоей стороне. «Много раз я вставал на колени, потому что со всей отчетливостью понимал: мне остается лишь взывать к Богу», — говорил президент. > Безответные молитвы — благословение Божье> Давайте задумаемся: а что было бы, если бы Бог отвечал на каждую молитву? (Случаи, когда молитвы противоречат друг другу, то есть, когда воюющие стороны молятся о победе для себя, или когда спортсмены молятся о солнце, а фермеры просят дождя, мы рассматривать не будем.) > Взяв за правило при малейшей возможности исполнять каждую нашу молитву, Бог фактически отрекся бы от управления миром, полностью передоверив его нам. История показывает, как неумело мы используем данную нам, пусть даже ограниченную, власть: мы затеваем войны, устраиваем геноцид, отравляем воздух и воду, уничтожаем леса, устанавливаем несправедливые политические системы, создаем очаги непомерного богатства и ужасающей бедности. А если бы Бог открыл нам широкий доступ к сверхъестественным возможностям? Каких бед мы бы еще натворили? > Я помню, как ребенком читал комиксы про Супермена, Бэтмена, Человека-Паука и Человека-Невидимку и мечтал обладать способностями, которыми обладали эти герои. О, если бы я, как Супермен, умел менять костюмы и расправляться с обидчиками! А какие фокусы я вытворял бы в классе, если бы мог становиться невидимкой! Будь моя воля, и молитву я использовал бы, как джинна из бутылки, чтобы привлекать к себе внимание и навязывать другим свою волю. > А взрослые — разве они вели бы себя по-другому? Огромная доля мировых ресурсов уходит на гонку вооружений, поскольку каждая нация стремится к господству над другими. Что будет, если один из народов получит доступ к сверхъестественной силе? Или если Господь будет наделять этой силой тех, кто наиболее усердно молится? При таком подходе в Гражданской войне победила бы армия набожного Роберта Ли, а не Улисса Гранта, который не отличался глубокой религиозностью. Христиане выделились бы в особый класс любимчиков, которые никогда не болеют, никогда не теряют работу и никогда не попадают в дорожно-транспортные происшествия. И как бы такое положение дел повлияло на христианское общество, уж не говоря о тех, кто в него не входит? Ключ к ответу на этот вопрос дает библейская история Израиля, избранного Богом народа, который мог прибегать к сверхъестественной Божьей силе. > В «золотые» времена (например, в царствование Соломона) неизменно разрасталась гордыня и наступал нравственный упадок. Напротив, периоды угнетения сопровождались духовным ростом. > В кинокомедии «Брюс Всемогущий» представлена голливудская версия событий, которые могли бы произойти, если бы Бог наделил сверхъестественной силой обыкновенного человека. Телерепортер из Буффало, Брюс Нолан, после серии постигших его неудач не на шутку разозлился на Бога. «Он мог бы исправить мою жизнь за пять минут, если бы захотел», — жаловался Брюс. И вот герой оказывается в заброшенном здании, где находится штаб-квартира корпорации «Вездесущий», и там встречает Самого Бога. Бог на неделю передает Брюсу Свои полномочия, чтобы посмотреть, сможет ли тот улучшить положение дел в мире и в своей жизни. > Брюс использует божественную силу для удовлетворения собственных прихотей — чтобы расчистить себе путь в потоке других машин или заставить своего пса пользоваться туалетом. Он мстит коллеге и хулиганам, которые когда-то его избили. Желая произвести впечатление на жену и создать романтическую обстановку, он накидывает лассо на луну и притягивает ее ближе. От этого в Японии тут же начинается гигантский прилив. Он слышат тысячи молитв, которые одновременно раздаются в его голове. И это — молитвы жителей одного только Буффало. Брюс пытается разобраться с запутанными, противоречивыми просьбами и удовлетворяет желание каждого, кто молится о выигрыше в лотерею. В результате четыреста тысяч победителей делят между собой главный приз и практически ничего не получают. > В итоге Брюс Всемогущий понял, что быть Богом и отвечать на молитвы — очень непросто. Брюс научился смирению. Однажды у Махатмы Ганди спросили: «Если бы вам была дана власть переделать мир, с чего бы вы начали?» Ганди ответил так: «Я стал бы молиться о даровании мне власти отречься от власти». > Когда Христос жил на земле, Он отказался от власти. Он отверг три искушения сатаны: поражать толпы ослепительными чудесами, иметь власть над миром и уберечь Самого Себя от гибели при падении с высоты. Да, Спаситель использовал сверхъестественную силу, но ограничивал себя в ее проявлении, движимый состраданием к людям, а не страстью к зрелищам. И Он никогда не являл силу ради саморекламы или самозащиты. По сути дела, жизнь и дела Иисуса показывают: в мире должно соблюдаться тонкое равновесие между естественным и сверхъестественным. Незрелая личность (персонаж фильма Брюс Нолан) и зрелая личность (Махатма Ганди) осознают, что им недостанет мудрости, чтобы соблюсти равновесие между свободой воли, вмешательством свыше и самопожертвованием — той мудрости, которую явил Иисус, когда жил среди людей. > Со временем большинство из нас понимают: хорошо, что некоторые наши молитвы остались без ответа. В детстве Эми Кармайкл просила Бога поменять цвет ее глаз с коричневого на голубой. Когда Эми выросла, стала миссионером и поехала в Индию, она была очень признательна Богу за карие глаза — индийские дети не боялись ее и не воспринимали как свою. Однажды я получил письмо от женщины, которая некогда просила Бога отнять у нее разум. «Я считала, что ум мешает мне верить, — писала она. — С семи лет я стала замечать лицемерие в церкви и во многих христианах. А еще я задавала вопросы, на которые никто не мог ответить. Но к счастью, теперь я знаю: Господь Сам определяет когда и как именно отвечать на наши молитвы». В конце концов именно интеллект снова привел эту женщину к вере. > В репертуаре Гарта Брукса, самого популярного и состоятельного исполнителя музыки в стиле «кантри», есть хит: в нём герой просит Бога растопить сердце одноклассницы, в которую юноша влюблен. Однако потом молодой человек осознаёт, что исполнение его просьбы привело бы к ужасным последствиям:
> Универсального рецепта не существует> Мы говорили о том, какие ошибки допускаем во время молитвы. Но даже после такого обсуждения — и особенно после него — я должен повторить, что молитва не подвластна жесткому алгоритму: приведи в порядок жизнь, произнеси правильные слова и получишь желаемый результат. Если бы всё было устроено так, то Иов избежал бы страданий, Павел избавился бы от жала во плоти, а Христос не пошел бы на Голгофу. Между двумя вопросами «Отвечает ли Бог на молитвы?» и «Исцелит ли Бог вот этого больного ребенка, устранит ли Он эту конкретную несправедливость?» лежит пропасть, в глубинах которой скрывается тайна. > Чарльз Эдвард Уайт, профессор из Мичигана, проработал несколько семестров в Нигерии, в университете города Джое. Однажды он посетил миссионерское кладбище. Оно расположено в небольшом городке Мианго в тихом саду рядом с церковью. Он заметил, что большинство могил — маленькие, не больше метра. Под ними мог поместиться только детский гроб. И действительно, тридцать три из пятидесяти семи могил были детскими. Самое ранее захоронение относилось к 1928 году. О недавних смертях рассказали жившие в тот момент в городке миссионеры. > Два младенца прожили лишь по одному дню. Другие дети прожили по нескольку лет, а потом умерли от тропических болезней, которые в этих краях не редкость. Мелвину Луису Гуссену было двенадцать, когда он и его брат упали во время наводнения с подвесного моста в бурный поток. Их отец, миссионер Артур Гуссен, прыгнул в бурлящую воду и спас одного из сыновей. Но когда он нырнул во второй раз — за Мелвином — оба, и отец, и сын, погибли. > Профессор Уайт слушал рассказы о миссионерах. Они приезжали в Нигерию, зная обо всех грозящих им опасностях. Они теряли своих детей. Уайт представил себе скорбь, вторгающуюся в доме, в котором больше не слышно счастливых криков трехлетнего малыша... Или скорбь семьи, потерявшей первоклассницу, только что научившуюся читать. Вот что он написал:
> Супругам-миссионерам, которые скорбно склонились в нигерийском саду над могильным холмиком, никакая логика не объяснит, почему Господь не ответил на их молитву. Им остается лишь положиться на Бога, Который обещал: добро победит зло, и Его благой замысел в конце концов будет исполнен. Упование на Бога станет для них и всеобъемлющим объяснением, и величайшим подвигом веры.
| ||||||||
Буду благодарен
за материальную поддержку проекта. | ||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. | ||||||||
www.messia.ru/r2/7/m02_031.htm
Архив рассылки, формы подписки » www.messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предыдущий выпуск серии | ||||