Христос воскрес! * 15 июня ст.ст., пт - на литургии читается: Рим.2:14-29#; Мф.5:33-41#. > Кроткие — анавим — это была определённая категория людей в Ветхом Завете, аналогии для которых мы можем сейчас найти с трудом. В какой-то степени я могу провести аналогию с учением Махатмы Ганди. Махатма Ганди был «кроткий нашего времени», являвший идеал кротости. Да, у него были кучка книг и кровать. И статуэтка Будды... В последние годы, конечно, когда у него уже не было ничего, что ему принадлежало раньше как общественному деятелю. Да, его действительно убили, когда он пытался примирить распрю в Индии. Он был человек, который возвестил о кротости, когда столкнулись народы и политические системы, он сумел бескровно возглавить революцию целого субконтинента. Как раздражала Неру* его позиция! Неру — позитивист европейского типа, он уважал Ганди, но ему было ужасно трудно. Я читал его записки и воспоминания Ганди. Вот эта кротость, которую он, Ганди, парадоксально бросил как вызов миру, — миру казалась очень чудной и странной. <...>@ Один современный физик говорил, что христианский идеал в наш век воплотил в себе Махатма Ганди. Да, вот в этом аспекте: среди насильников он был кроток. Это не значит, что по характеру он был какой-то безвольный. Нет, не та это кротость. Это противостояние злу, но противостояние не в зле, а именно в стоянии. > Здесь <вспоминается> и Толстой со своим непротивлением злу насилием. Ведь тоже надо понимать его не совсем буквально. Он не умел выражаться, он был гениальный художник, но философское и богословское изложение ему было трудно. То, что он предлагал, было настоящим мятежом. Человек, который говорил о непротивлении злу насилием, отвергал армию, суд, делал акцент на христианской проповеди кротости противу насилия. Это есть другая сила — сила духа.
Иисус сказал:
|
|
![]() |