* 29 июля ст.ст., вс - на литургии читается: Рим.15:1-7#; Мф.9:27-35#. > Политическая власть в свете христианства как принцип не отрицалась, но начинала терять свой абсолютный языческо-сакральный характер. Из того, что "существующие власти от Бога установлены" (Рим.13,1), совсем не следовала необходимость послушания во всём всякой власти в духе восточного фатализма*. Слова апостола могут означать, что Промысл Божий таинственно действует и через властные структуры, как, например, он действовал даже через покорителя Израиля Навуходоносора. Слова "нет власти не от Бога" (Рим.13,1) могут означать, что Божественным установлением является лишь сам институт власти**. Греческое слово exousia {эксусиа} (власть, авторитет) означает в новозаветном контексте власть положительную в этическом смысле. > Конкретная же политическая реализация этого принципа власти может быть любой и сколь угодно плохой***. В эпоху апостолов еще предполагалось, что "начальник... есть Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое" (Рим.13,4), тогда еще не раскрылась возможность социального зла во всей своей широте, как это произошло в ХХ веке на опыте коммунизма в России и национал-социализма в Германии. > Вообще говоря, во власти есть некая двойственность: с одной стороны, она вроде бы от Бога, а с другой – во власти есть нечто демоническое. Условие получения власти – поклонение дьяволу (Лк.4,5-8; Мф.4,8-9). Под "князем мира сего" в Евангелии подразумевается дьявол (Ин. 12,31; 14,30; 16,11; ср.: Еф.2,2). Согласно Апокалипсису, демонизм в истории будет нарастать: дракону-дьяволу будет дана великая власть над всеми народами земли (Отк.13). > Царство же Христово оказывается построенным не на принципе внешней власти, а на любви и служении. > Существует высказывание апостолов Петра, Иоанна и других, что "должно повиноваться больше Богу, чем человекам" (Деян.5,29).
потому что всякая власть от Бога, и все существующие власти поставлены Богом. Поэтому тот, кто противится власти, противится тому, что повелел Бог, а всякий, кто противится, навлекает на себя Его суд. Власти страшны не для добрых дел, а для дурных. Хочешь не бояться властей — живи честно, и они тебя похвалят. ... Итак, отдавайте им то, что вы им должны: кому налог, кому подать, кому уважение, кому почет.* (Рим.13:1-3,7)
|