* 29 августа
ст.ст., ср - Усекновение
главы Иоанна Крестителя; > <о. Александр Мень> выступал в институтах перед аудиторией, в которой было много людей, которые, конечно, уже давно не относились всерьез к марксистско-ленинскому учению, одновременно считая, однако, что христианство и церковь это нечто устарелое и примитивное. И вот он, его удивительные знания, богатый и блестящий язык. Становилось очевидным, что устарелым и примитивным является представление о христианстве и церкви. После лекций шли ответы на многочисленные записки. В основном это были вопросы, заинтересованных и благодарных слушателей. Но были и такие: "Вы крещенный иудей" или "Ваши коллеги из Загорска считают Вас не очень православным". Он отвечал достойно. Но не думаю, что записки эти доставляли ему радость. Распорядок дня его в эти последние годы стал предельно напряженным: ранний подъем, служба, исполнение треб, беседы с многочисленными духовными детьми, сотрудниками, просто пришедшими за советом. Потом на машине он должен был успеть на лекцию в какой-нибудь институт или дом культуры, потом может быть лекция в другом месте, затем возвращение домой и работа допоздна над книгой. Он инициировал множество добрых дел, направленных на милосердие, просвещение и многое другое. Предполагалось, что он станет телепроповедником на Российском телевидении и ректором Богословского Университета. Он мечтал успеть выполнить то, что ему предназначено. <...> Ему не могли простить многое: и национальности, и таланта, и широты взглядов, и удивительного ума, и популярности, но плавное чего не могли ему простить это проповеди Евангелия, проповеди Света, Правды, Любви и Радости. И оказано об этом в Евангелии от Иоанна: "Суд же состоит в том, что люди более возлюбили тьму, нежели свет. Потому что дела их были злы. Ибо всякий делающий злое ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличались дала его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны". > Его ненавидели современные законники и фарисеи. "Законничество вечно восстает против Царства Небесного" писал о. Павел Флоренский в статье об Алексее Мечеве духовном прародителе о. Александра. Там же о. Павел Флоренский продолжает: "Большинство ищет пассивной спасенности, приобретения даров духовной жизни без самой жизни. Всегда и везде большинство рассчитывает купить Святого Духа: в одном случае просто деньгами, в другом теми выполненными делами того или другого закона, или внешним поведением... С этой верой в самодовлеющую ценность дел боролся Христос, и на протяжении всей истории борется духовное сознание христианства. Преемственная нить этой борьбы никогда но обрывалась, и нужно верить не оборвется. Но эта нить всегда проходила через ничтожное меньшинство, точнее сказать, через немногие единицы". > И к этим единицам принадлежит о. Александр и в этом главный смысл его жизни. И потому Бог прославил его венцом мученика. И именно своей кровью мученики непреложно утверждают истинность своего исповедания. > Его ненавидели за то же, за что убили Спасителя. А Спасителя убили за то, что Он говорил Истину людям. А Истина эта та, что главное это не обряд, не закон, не суббота, а Любовь, любовь к Отцу и к ближнему. И только познание этой истины делает человека свободным. Христос не отрицал ни обряда, ни закона, ни субботы. "Не нарушить закон пришел я, но исполнить" говорил Он. Он учил и звал нас не потерять за законом и обрядом Смысл, ради которого они установлены. И потому Христос вызывал ненависть фарисеев. Удивительна диалектика фарисейства. Древние фарисеи ненавидели Христа за "дух Его свободы, невыносимый для людей, культивирующих каноны, ритуалы, уставы", потом это было лживо перефразировано так: евреи распяли Христа. И вот теперь, говорящие эту ложь новые фарисеи поклонники устава и ритуала мстят как бы за это распятие, а на самом деле преследуют снова Дух Христовой Свободы. Вот слова заключающие книгу о. Александра "Сын Человеческий":
*Как и было обещано, Бог послал Спасителем Израилю потомка <Давида> Иисуса, приход которого предвозвестил Иоанн, призвавший весь народ Израиля омыться в знак возвращения к Богу. Иоанн в конце своего пути сказал: "За кого вы меня принимаете? Я не тот, кого вы ждете. Но вслед за мной идет Тот, у кого я недостоин снять обувь с ног!" Братья! Потомки Авраама и те из вас, кто чтит единого Бога! Эта Весть о спасении послана нам! Жители Иерусалима и их начальники, не узнав в Нём Спасителя и не поняв слов пророков, которые читаются каждую субботу, тем не менее исполнили их, осудив Его. Не найдя никаких оснований для смертного приговора, они добились от Пилата Его казни и тем исполнили всё сказанное о Нём в Писании. Он был снят с креста и погребен, но Бог поднял Его из мёртвых. Много дней Он являлся тем, кто вместе с Ним совершал путь из Галилеи в Иерусалим, и теперь свидетельствует о Нём перед народом. А мы сообщаем вам Радостную Весть о том, что исполнилось обещание, данное предкам. Бог исполнил его для потомков, для нас, воскресив Иисуса.* (Деян.13:23-33)
|