Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2) * 13 декабря
ст.ст., чт - на
литургии читается: Евр.10:35-11:7#;
Мк.9:10-16# *. > <.....> ап. Павел охарактеризовал проповедь <о Христе распятом> как "для иудеев - соблазн, а для эллинов - безумие" (1Кор.1:23), соблазн для традиционной монотеистической религии и безумие для посюсторонней языческой мудрости. Любая попытка ассимилировать христианство в сложившейся бесхристианской культуре ведет к непоправимым утратам - такое христианство оказывается религией без Христа. > Человек, не воспитывавшийся в христианском духе, может себе представить, что стремление к интеллектуальному, нравственному, в широком смысле духовному совершенствованию в конечном счете способно привести его в горние выси, где он найдет Бога. Это может оказаться Бог Альберта Эйнштейна, Бог Льва Толстого, Бог Сократа и Платона, но Иисуса Христа он скорее всего на этих высотах не найдет. Ибо Иисус сам спустился к людям, чтобы засвидетельствовать о себе. Нужно обладать религиозным мужеством Блеза Паскаля, отнюдь не последнего среди философов и ученых, чтобы признаться: "Бог есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не Бог философов и ученых". Тайна Христа в том, что Он открыт для любого из нас - для маленьких детей, грешных мытарей, неграмотных рыбаков. Первым был призван в Царствие небесное осужденный разбойник, который узнал Бога в распинаемом на кресте. Всё это плохо вмещается в бытовое представление о высшей справедливости. > Бог, сошедший к людям, не вмещается в привычный быт - новое вино нельзя хранить в старых мехах <(ср. Мф.9:17; Мк.2:22; Лк.5:37)>. Можно было бы сказать, что Рождество, Смерть и Воскресение Иисуса Христа дало начало новой христианской культуре. Однако точнее сказать, что присутствие Христа принесло человеку новую духовную ориентацию, в свете которой по-иному идет становление человеческой личности и устроительство культуры. Иначе говоря, началась Новая история человечества, которая выходит за рамки посюстороннего мира и потому в этом мире никогда не может быть завершена. <...> > Сегодня <появился соблазн> использовать христианство как инструмент для укрепления государства и общества. Это значило бы превратить учение Христа в идеологический суррогат, уничтожив его сокровенную суть - живое присутствие самого Иисуса. Напротив, личная ориентированность человека на единение с Богом способствует улучшению людей и общества, делает жизнь более человеческой. Именно поэтому так важно увидеть это учение в правильной перспективе - как вызов, обращенный персонально к каждому человеку, а не как универсальную догму или культурный стереотип.
*Не теряйте мужества, оно приносит великую награду.
Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Dec/26.htm |