* 9 февраля
ст.ст., сб - {Отдание праздника Сретения
Господня} - > <Мк. 12:40 ||Лк. 20:47> Иисус продолжает пророческую традицию обличения (ср., например, Мал. 3:5, где подвергаются резкой критике те, кто "притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца"). Он также защищает права угнетенных, а такими чаще всего были вдовы. Неизвестно, что имеет в виду Иисус, говоря о том, что учителя Закона пожирают имущество (буквально: "дом`а") вдов. Были высказаны различные предположения: мужья перед смертью часто назначали их опекунами своих вдов, но те вели себя нечестно или же требовали больших комиссионных за юридические услуги, хотя это и было запрещено. Возможно, вд`овы разорялись потому, что учител`я излишне часто и расточительно пользовались их гостеприимством или присваивали себе имущество тех вдов, которые, подобно Анне (Лк. 2:36-37), посвящали себя служению Храму, или брали с вдов большие деньги за молитвы, которые они якобы возносили за них Богу. Иосиф Флавий утверждал, что женщины были в полном подчинении у фарисеев (Иуд.Древн.,XVII,2,4). Всё это и есть та фарисейская закваска, от которой Господь Иисус предостерегал Своих учеников (<Мк. 8:15>). > Но есть также предположение, что рассказ о бедной вдове, отдавшей Храму свои последние деньги (<Мк. 12:42>), иллюстрирует слов`а о пожирании имущества вдов, так как именно учителя Закона научили ее отдать всё Храму, над которым уже вынесен грозный приговор и от которого вскоре не останется камня на камне. {A.G. Wright, The Widow’s Mites: Praise or Lament. Catholic Biblical Quarterly, 44 (1982), p.256-265.} Хотя такое толкование поддерживается лишь немногими учеными, оно согласуется с более широким контекстом Евангелия, где неоднократно говорится о приоритете человеческой нужды над чисто религиозными установлениями (см. <Мк.> 7:10-13; 2:23-27; 3:1-5 и др.). > Потом напоказ долго молятся эти слова могут быть поняты так: "и для этого долго молятся", то есть своим показным благочестием хотят вызвать к себе доверие. Кроме того, существует и другое понимание <Мк.12:40> в нём видят самостоятельное речение, не связанное с предыдущим (ст. 38-39): "а тех, кто пожирает имущество вдов..., их ждет самый суровый приговор!" > Отец Александр Мень говорит: "Читая сегодня грозные речи Иисуса, направленные против фарисеев и книжников, многие христиане усыпляют свою совесть, думая, что они относятся лишь к верхушке иудейского общества I века. Но тогда за этими речами остался бы только исторический, преходящий смысл. Между тем каждое их слово полностью приложимо к недостойным представителям любой религии и церкви, к их самодовольству, ханжеству, консерватизму, обрядоверию. Законники и клерикалы всех мастей легко превращались в гонителей. Вспомним хотя бы участь Афанасия Великого и Златоуста, Саванаролы и Гуса, митрополита Филиппа и многих других, кто прошел свой крестный путь по воле "лжебратий". Извращение веры, гордыня, дух культового формализма, расчеты "задобрить" Бога исполнением внешних уставов живучи, как и все человеческие грехи. Древних фарисеев больше нет, но отнюдь не умерло само "фарисейство" {А. Мень, Сын Человеческий, с. 406.}. > <.....> > <Мк. 12:43 ||Лк. 21:3> Эта история должна была научить учеников истинному самопожертвованию и самоотдаче <...>. Некоторые толкователи даже считают, что рассказ о вдове (как и о женщине в <Мк.14:3-9>) имеет дополнительное символическое значение и является еще одним предсказанием о жертвенной смерти Иисуса, который тоже отдал всё, включая саму жизнь. > Если даже понять этот эпизод как иллюстрацию к ст. 40 (см. выше), Иисус обличает тех, кто научил вдову отдать всё, на что она жила, Храму, "осуждает систему ценностей, которые мотивируют ее поступок". {A.G. Wright, The Widow’s Mites: Praise or Lament. Catholic Biblical Quarterly, 44 (1982), p. 256-265}, но восхваляет женщину. Ее поступок говорит о ее глубокой вере и преданности, и она не виновата, что эти ее качества люди иногда используют в своих целях и на ее гроши благоденствуют богачи. > Существует много похожих рассказов в еврейских и индийских легендах, а также в греческой литературе. Например, есть история о священнике, который с презрением отнесся к женщине, принесшей в дар горсть муки, но ночью ему было видение, в котором Бог ему сказал: "Не презирай ее, дар у нее такой, как если бы она отдала свою жизнь". <...>
------------------------------------- // Об обличении Иисусом книжников (учителей
Закона) \\ *В то время, когда весь народ слушал Его, Иисус сказал Своим ученикам: * * * Этот день в российском правосл. церковном календаре: |
|
![]() |