Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 19 марта
ст.ст., вт - > Наднациональная Церковь, Церковь Христова могла быть основана лишь тогда, когда изменились условия ("исполнение времен"), когда стал возможен религиозный выход за границы этноса. Эту миссию и выполнил эллинизм {1}. Новозаветная Церковь, обещанная еще пророчеством Иеремии, становится новым объектом избранничества. Она выходит за рамки племенных и культурных изолятов, хотя не нарушает целостности и оригинальности частных культур. Именно поэтому нет единой христианской культуры наподобие буддийской или мусульманской. > Избрание Церкви, так же как и в Ветхом Завете, сохраняет свободу. Поэтому история Церкви, подобно библейской, имеет двойственный характер. Поэтому в ней есть подлинное и фальшивое, достойное Евангелия и греховное. > Но здесь нужно отметить еще одну особенность "избрания". "Обетования Божии непреложны", говорит св. Павел. Это не его личное убеждение, но суть всей исторической традиции Библии. Сказание о потопе показывает, какая может быть альтернатива этому. Мир оказывается недостойным, Бог истребляет его и создает новое человечество. Но потом радуга становится символом того, что Бог отныне будет строить только на том основании, которое Он заложил Сам, невзирая на грехи людей. Он не истребляет Свой народ за его грехи, а ведет его к покаянию, проводя через горнило бед. Он "верен Своему слову" и вместо того чтобы образовать новый Израиль, избирает из его же среды Остаток (то есть ядро верных). > То же происходит и в Церкви. Она много раз заслуживала уничтожения. Множество сектантов и еретиков пытались упразднить ее и начать всё заново на другом основании. Но Господь совершает "домостроительство" именно на почве всё той же Церкви, которую Он воздвиг на скале Петровой. И как в Ветхом Завете, Он действует в лице Остатка {2}. Таким образом, обетование Божие не зависит от нравственного состояния избранных, пока есть хотя бы "три праведника", то есть пока остается хоть какой-то отклик на Его призыв. Но Остаток никогда не исчезал ни в Израиле, ни в Церкви. Думать обратное, значит быть либо слепым, либо крайним мизантропом {3}.(Получается трихотомия: верность Божия, неверность одних и верность других.) > Итак, избрание в общеисторическом смысле есть предназначенность. Это распространяется и на отдельных людей. В этом смысле все избраны, но каждый по-разному (в плане домостроительства) и по-разному отвечают на Божий призыв. Избран тот, кто внял призыву и посильно исполняет то, чего ждет от него Господь.
*Бог сказал Ною и его сыновьям: * * * Этот день в российском правосл. церковном календаре: |