ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 17 апреля ст.ст., Четверг Светлой
седмицы; > <...> однажды ночью Никодим, член Синедриона, пришел к Иисусу, > и Господь вел с ним знаменательный разговор. С первых веков > христианства существуют различные мнения относительно того, в какой > период жизни Господа произошла эта встреча. Одни помещают > ее в период, который Иоанн как будто сам предлагает, а именно: > первого пребывания Иисуса в Иерусалиме, сразу после Крещения. Другие > находят в этом событии связь с уже совершенными чудесами <....>. > <...> > Никодим чистосердечен. Таинственная власть Господа привлекла его. > Учение Иисуса тронуло его до глубины души. Он принял Его чудеса > за то, что они есть на самом деле: за проявления чего-то высшего; > знаки новой Божественной действительности. Никодим хочет теперь > проникнуть в духовный мир этого человека. Именно поэтому > он спрашивает, как можно было бы увидеть Царствие Божие. > Иисус отвечает на это: "Истинно, истинно говорю тебе, > если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия". Никодим > возражает: "Как может человек родиться, будучи стар? Неужели > он может войти второй раз в утробу матери своей и родиться?" Иисус > отвечает на это: "Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится > от воды и Духа, он не может войти в Царствие Божие" (Ин.3.3-5). > Итак, Господь говорит: то, что ты хочешь, невозможно человеку. Чтобы > увидеть Царствие Божие и войти туда, где находится посланник > Царства, человеку недостаточно собственных сил. Человек - "от мира". > Когда он мыслит только сам по себе, то, как бы глубоко, как бы > возвышенно он ни мыслил, он принадлежит "миру". Сколько бы > он ни напрягал свои нравственные силы - он не может выйти за пределы > мирского понимания добра. На какие бы высокие ценности благородства, > традиции, высокой культуры он ни опирался, он всегда остается > пленником мира. Должно произойти нечто принципиально иное: начало > нового бытия должно быть установлено и прийти оно должно свыше, > откуда приходят Царство и Его Посланник. Можно увидеть только то, > что воспринимает глаз, можно объять только родственное. Человеку > следует родиться в новом бытии, чтобы быть способным видеть Царство. > Никодим не понимает. Сказанное ему он принимает буквально: неужели > взрослый человек должен снова стать ребенком, вернуться в лоно > матери до своего рождения? <...> <Иисус> не говорит: ты должен > понимать это разумом, как образ, нужно достичь нового понимания > или нового подхода в своем мышлении и стремлении. Нет, по-прежнему > Иисус утверждает то, что смутило Никодима: должно произойти подлинно > новое становление, обновление, второе рождение, именно рождение > от Духа, "Дух" же здесь не противопоставление телесному; он также > не означает познания или мудрости, ни того, что новейшая философия > называет объективным духом, т.е. культуру во всех значениях этого > слова. Согласно Св. Писанию, человек, вместе со всем, > что он создает, представляет собой плоть, "взятую от земли". Дух же, > о котором здесь идет речь, приходит свыше и посылается Отцом: > это Святой Дух (pneuma). Он - третье из Святых Лиц живого Бога, > действием которого Слово стало человеком, сила которого низошла > на Иисуса при крещении, властью которого жив Богочеловек. > Возродиться мы должны от Него. > <В чём проявляется Дух? Постичь это нелегко.> Сначала следовало бы > углубиться в книги пророков, например, в то место 1Цар, где пророк > Самуил говорит молодому Саулу: "Найдет на тебя Дух Господень > и ты будешь пророчествовать... и сделаешься иным человеком > (1Цар.10.6), или же вспомнить рассказ о Пятидесятнице (Деян), > где описаны последствия нисхождения Св. Духа (2.1-21) или то, > что говорит Павел о дарах Духа - харизмах (1Кор.12-14). > Из <этих> и других фрагментов Писания святое "нечто", таинственная > и мощная реальность, о которой здесь идет речь, предстает перед > глазами и касается сердца. <...> В Духе спасительная любовь изменяет > то, что уже существует, но находится в греховном состоянии. > Вот человек в своей телесно-духовной реальности, со своим > происхождением и судьбой, положением, имуществом и трудом <....>. > Но всё это обусловлено возможностями, заложенными в его рождении, > чем более человек стареет, тем более он вглядывается в пределы, > заложенные в начале пути, закостеневая в этом взгляде. Только Святой > Дух - Творец; Он может привести в движение уже существующее. > Он высвобождает его из границ первого рождения и претворяет его > в новое творение. Как говорится в литургии <в праздник> > Пятидесятницы: "Пошли Твоего Духа - и всё создастся, и лицо земли > обновится". <ср. Пс.103:30> Но тайна эта еще глубже. Между человеком > и Богом сто`ит преграда - грех. Бог свят, поэтому Он гневается > на человека и отстраняет его от Себя. Эту преграду удаляет Святой > Дух. Он исходит из сердца Божия - вернее, Он Сам есть сердце Божие, > вечная внутренняя жизнь Божества - и Он воздвигает человека к новой, > святой жизни. И это не смешение, а новое бытие, в невообразимой, > только из слова Божия постигаемой, проникновенности, в несказанной > интимности, в силу которой тварь имеет общность жизни, общность > сердца с Богом. > Тот, кто слышит об этом впервые, может подумать, что всё это - > фантазия. Но в человеческом существе есть некое подобие этому > великому началу - любовь. Вот человек, выросший в определенных > условиях, у него свой характер, своя профессия, свое имущество. > Для него всё это связано и образует одно целое - его самого. Другие > люди, опять-таки, сами по себе, они - то, что лежит по другую > сторону, именно - "другие" По отношению к ним он может быть чутким, > благожелательным, готовым помочь, - но всегда его будет отделять > от них сознание: я - не ты, мое - не твое. Если, однако, в этом > человеке пробуждается любовь, то происходит нечто удивительное: > это преграда "я - не ты", "мое - не твое" начинает рушиться. Больше > не требуется никакой особой доброты, никакого особого перехода - > человек уже по ту сторону. Свое принадлежит другому, и то, > что затрагивает другого, непосредственно затрагивает и его, > ибо появилось новое единство. Оно не возникло посредством действия > извне или смешения, но родилось, и имя ему - "любовь". Здесь нечто > сходное - но божественно иное. Здесь речь идет о любви самого Бога - > о Святом Духе. Он создает новое существование, при котором человек > живет божественным, а Бог воспринимает человеческое как свое > собственное. Это бытие основано на Христе, в Котором, Духом Святым, > Сын Божий стал человеком. Верою же и участием в Его искупительном > бытии каждое дитя Божие имеет в новом творении свою долю. Это и есть > второе рождение и возникающая из него новая жизнь.
*Иисус сказал ему в ответ:
"Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится свыше, сможет увидеть Царство Бога!" Никодим говорит Ему: "Как может взрослый человек вновь родиться? Ведь он не может вернуться в материнскую утробу и родиться второй раз". Иисус ответил: "Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится от воды и Духа, сможет войти в Царство Бога! То, что родится от плоти, есть плоть; только от Духа рождается дух. Не удивляйся тому, что тебе Я сказал: "Вам надо родиться свыше". Ветер веет, где хочет. Ты слышишь, как он шумит, но не знаешь, откуда он и куда направляется. Так и с тем, кто родится от Духа".* (Ин.3:3-8) * * * "Спасение есть торжество и ликование единения с Богом, то, к чему сознательно и бессознательно стремится род человеческий". (А.М.) Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/1.htm http://www.DAYS.ru/Days/aprel'18.htm |
|
![]() |