ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 3 июня ст.ст., пн - День Святого
Духа. > <О тайне Божественного Духа, или Духа Божия, "Символ веры" говорит > так: "Верую в Духа Святого, Господа, Который животворит, Который > исходит от Отца, Которому мы поклоняемся так же, как Отцу и Сыну - > Единому Божеству, Который говорит через пророков".> > <..> уже в Ветхом Завете, в древности, когда обыкновенным человеком, > призванным на служение, вдруг овладевала таинственная сила, он шел > на проповедь, как пошел великий пророк пастух Амос, который не был > ни священнослужителем, ни служителем Храма, ни, так сказать, > <"профессиональным"> пророком <...>. Он был просто пастухом > и земледельцем. И вот однажды Дух Божий нашел на него, > и он впоследствии писал: > +Когда лев рычит, кто не вздрогнет? > Когда Господь говорит, кто не будет пророком?+ (Ам.3:8) > То есть это некая превозмогающая сила. Сила, которая действует таким > образом, что человек способен делать больше, чем он может. > <...> на языке Библии еврейское слово "р`уах" или греческое "пневма" > означает мощь, бурю, ветер, ураган, дыхание. А дыхание - это есть > жизнь. Дух - это сила. <...> > Слово "святой" есть эквивалент слова "Бог". <...> В Библии в Ветхом > Завете слово "святой" часто обозначало не наше представление > о человеке праведном, а о том, кто является особым, сто`ящим выше > этого мира, священным. Даже, можно сказать, неприкосновенным. > И поэтому Бог, прежде всего, назывался Святым. В этом смысле > Он иной, нежели мир, абсолютно Иной. И человек должен помнить, > что Он радикально отличается от всего того, с чем мы сталкиваемся. > Так вот, когда говорят "Дух Божий" - это значит Дух Святой. > +Р`уах Кад`ош+. Является ли Дух безличной силой? Нет. Вот и в Библии > первые строки, где мы читаем, что когда Господь создал Вселенную, > земля же была безвидна и пуста (тьма обозначает первичную материю, > первичные структуры мироздания), - Дух Божий как бы парил, в русском > переводе - +носился+ над водой, а на самом деле этот глагол означает > как бы согревал. Его употребляли для обозначения птицы, которая > витает над своим гнездом или высиживает яйца или греет птенцов. > Он животворит Вселенную. > Если Бог как Отец является Первоосновой всего, Бог как Логос, > как Слово, является Творцом всего созданного, то хранителем, > поддержателем и непрестанно пребывающей в ней силой является Бог > как Дух. И конечно, это сила, безусловно, Божественная, личностная. > Когда пророки выступали под воздействием Духа, они поражались сами, > что им открывается такое, что не только не постижимо им самим, > но и даже противоречит их задушевным мыслям и чувствам. > И происходили трагические сражения между волей пророка и голосом > Духа Божия. Сражения потому, то в Откровении библейском личность > пророка никогда не подавлялась, он не растворялся в океане > Абсолютного. Пророк стоял перед Богом, как личность перед > Сверхличностью. И здесь происходила драма, борьба и добровольное > согласие. И вот человек принимает Дух Божий в себя. Поэтому <о Нём > в Символе веры говорится, что Он говорил через пророков > ("глаголавший пророки")>. > Можем ли мы сказать, что пророки исчезли с тех давних пор? Нет. > Достаточно напомнить, что в начале XIX столетия святой Серафим > Саровский, один из прославленных святых России, говорил, что главная > цель христианской жизни - это приобретение внутри себя Духа Божия, > или, как он выражался, +стяжание+. Значит, это возможно > для человека. И мы знаем великих мудрецов, подвижников, праведников, > деятелей, они могли быть и безграмотными, и великими писателями, > которые действовали как пророки, через которых воля Божия > открывалась. Они были гигантами нравственной силы, общественного > протеста, они шли против течения. Что им помогало? Воздействие Духа > Божия на историю. > <...> > Дух Божий проявляется в талантах и дарованиях. Очень таинственно > и причудливо. Мы не всегда понимаем - откуда это происходит. > И история человечества свидетельствует, что время от времени > народам, цивилизациям, отдельным людям дается вот этот дар Духа, > и всё зависит от того, как они это воспримут и как они это > реализуют. Это может быть реализовано в совершенно ложную сторону. > Вот тут-то человеку должны помогать и разум, и совесть, и ясное, > отчетливое сознание, потому что человек, одержимый Духом Божиим, > не есть сомнамбула, пифия, обезумевшее существо. Нет. Дух Божий > не гасит человеческого разума, а наоборот, просветляет его. И если > человек не дает разуму ходу и думает, что только на порыве > иррациональном, интуитивном можно жить, он способен заблудиться. > <...> > Как это бывало в истории? <...> Были люди, как бы одержимые идеей > спасти других, помочь другим, ну, скажем, русские революционеры XIX > века. Безусловно, <...> это был порыв нравственный, высокий порыв, > но они не удосужились обдумать, как это всё можно сделать. > И кинулись вслепую, это всё был слепой порыв, порыв безумный, > разрушительный. "К топору зовите Русь". Ну и позвали к топору, > и результат был весьма плачевным. Потом они же становились жертвами > этого искаженного порыва. Они превращались сами в новых душителей > и рабовладельцев. Духовное постижение требует трезвого анализа. > Поэтому апостол Иоанн говорит: "Братья мои, не всякому духу верьте". > (1Ин.4:1) Могут быть <всякие> +псевдоморфозы+ Духа Божия.
***** ** * ** ***** **** **** СМ. ТАКЖЕ: **** **** *** в архиве рассылки вып. №108 *** ** Церковь - "инструмент богопознания" ** * с. Христ.Просвещ./rasylka/002/108.htm * **** **** **** **** **** **** **** ****
*Душе благий и истинный!
Прииди ныне с высоты святыя Твоея и вселися в ны, отыми от нас сердце каменное, и даруй нам сердце плотяное, - и благодатным веянием Твоим потреби в нас тлетворные страсти, и дух правый обнови во утробах наших. Да облагодетельствованные Тобою, мы единодушно воскликнем: видехом Свет Истины, прияхом Духа Небесного. Ему же со Отцом и Сыном подобает всякая слава, честь и поклонение. Аминь* Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jun/16.htm |
|
![]() |