Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 8 июня ст.ст., сб - {отдание
праздника Пятидесятницы} - > <...> В моменты просветления я не только не считаю себя приятным > человеком, но, напротив, нахожу себя просто отвратительным. > Я с ужасом думаю о некоторых вещах, которые я совершил. Значит, > по всей видимости, можно ужасаться и некоторым поступкам моих > врагов. И тут мне вспоминаются слова, давно произнесенные > христианскими учителями: "Ты должен ненавидеть зло, а не того, кто > совершает его". Или иначе: "Ненавидеть грех, но не грешника". Долгое > время я считал это различие глупым и надуманным; как можно > ненавидеть то, что делает человек, и при этом не возненавидеть его > самого? Позднее я понял, что много лет именно так и относился > к одному человеку, к самому себе. Как бы я ни ненавидел свою > трусость, или лживость, или жадность, я продолжал любить себя, мне > это было совсем не трудно. Собственно, я ненавидел свои дурные > качества потому, что любил себя. Именно поэтому так огорчало меня > то, что я делал, каким я был. Следовательно, христианство > не побуждает нас ни на гран смягчить ту ненависть, которую > мы испытываем к жестокости или предательству. Мы должны > их ненавидеть. Ни одного слова, которые мы сказали о них, не следует > брать обратно. Но христианство хочет, чтобы мы ненавидели их так же, > как ненавидим собственные пороки, то есть чтобы мы сожалели, > что кто-то мог поступить так, и надеялись, что когда-нибудь, > где-нибудь он исправиться и снова станет человеком. > Проверить себя можно так: предположим, вы читаете в газете историю > о гнусных и грязных жестокостях. На следующий день появляется > сообщение, и вы узнаёте, что опубликованная вчера история не совсем > соответствует истине, всё не так страшно. Скажите ли вы: "Слава > Богу, они не такие негодяи, как я думал!" - или будете разочарованы > и даже попытаетесь держаться той, первой версии просто - потому что > вам приятно думать, какие это законченные мерзавцы? Если человек > испытывает второе чувство, тогда, боюсь, он вступил на путь, > который - пройди он его до конца - заведет его в сети дьявола. > В самом деле, ведь он хочет, чтобы черное было еще чернее. > Ст`оит дать волю этому чувству, и через какое-то время захочется, > чтобы серое, а потом и белое тоже стало черным. В конце концов > мы захотим всё, буквально всё - Бога, наших друзей, себя самих - > видеть в черном свете. Подавить это уже не удастся. Безудержная > ненависть поглотит такую душу навеки. > <.....> > Конечно, кто-нибудь скажет: "Если человеку дозволено осуждать > поступки врага <...>, то в чём же разница между христианской > и обычной точкой зрения?" Разница есть, и колоссальная. Помните: > мы, христиане, верим, что человек живет вечно. Поэтому значение > имеют только те маленькие отметины на нашем внутреннем "я", которые > в конечном счете обращают душу человеческую либо в небесное, либо > во что-то адское. Мы можем убивать, если это необходимо, > но не должны ненавидеть и упиваться ненавистью. Мы можем наказывать, > если надо, но не должны испытывать при этом удовольствия. Иными > словами, мы должны убить глубоко гнездящуюся в нас враждебность, > стремление отомстить за обиды. Я не хочу сказать, что любой человек > может прямо сейчас покончить с этими чувствами. Так не бывает. > Но всякий раз, когда это чувство шевельнется в глубине нашей души, > день за днем, год за годом, всю жизнь мы должны давать его > побеждать. Это тяжелая работа, но не безнадежная. Даже когда > мы убиваем или наказываем, надо так относиться к врагу, как к себе, > то есть хотеть, чтобы он не был таким плохим, и надеяться, > что он сумеет стать лучше. Словом, мы должны желать ему добра. > Вот что имеет в виду Библия, когда говорит, чтобы мы возлюбили своих > врагов: мы должны желать им добра, не питая к ним особой нежности > и не говоря, что они - люди хорошие, если они не такие. > Да, нам сказано любить и тех людей, в которых нет ничего достойного > любви. Но, с другой стороны, есть ли в каждом из нас что-нибудь > уж очень достойное любви и обожания? Нет, мы любим себя только > потому, что это мы сами. Бог же велел нам любить каждого человека > точно так же и по той же причине, по которой мы любим себя. В нашей > любви к самим себе Он дал нам готовый образец, чтобы показать, > как эта любовь работает. Воспользовавшись собственным примером, > мы должны перенести правило любви на внутреннее "я" других людей. > Возможно, нам легче будет это усвоить, если мы вспомним, что именно > так любит нас Бог: не за приятные качества, которыми, по нашему > мнению, мы обладаем, а просто потому, что мы - люди. Помимо этого > нас, право же, не за что любить. Ведь мы способны так упиваться > ненавистью, что отказаться от нее нам не легче, чем бросить пить > или курить.
* * * * * * * * * * * * * * * * * * См. также в архиве рассылки: •Яков Кротов о любви к врагам: с. Христ.Просвещ./rasylka/002/113.htm (вып. № 113) •Клайв Льюис о словах Христа "Будьте совершенны!" (Мф.5:48) с. Христ.Просвещ./rasylka/002/092.htm (вып. № 92) * * * * * * * * * * * *
Иисус сказал:
"Вы знаете, что было сказано: «Око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: / не мсти тому, кто причинил тебе зло. Если ударят тебя по правой щеке, / подставь и левую. Если кто-то рубашку хочет у тебя отсудить, / пусть забирает и плащ. Если тебя принуждают сопровождать кого-то версту, / пройди с ним две. Тому, кто просит, дай / и от того, кто хочет занять у тебя, не отворачивайся. Вы знаете, что было сказано: «Люби ближнего и ненавидь врага!» А Я говорю вам: / люб`ите своих врагов, / мол`итесь за тех, кто преследует вас. Только так станете вы сынами / своего Небесного Отца, потому что Он велит всходить солнцу / и над добрыми и над злыми и посылает дождь / и для праведных и для грешных. Если будете любить только тех, кто любит вас, / за что вас тогда награждать? Разве сборщики податей делают не то же самое? И если вы приветливы только с друзьями, / что особенного вы делаете? Разве язычники поступают не так же? Так будьте совершенны, / как совершенен ваш Небесный Отец". (Мф.5:38-48) Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jun/21.htm |