Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 14 сентября ст.ст., сб -
> ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ > Воздвижение честного и животворящего Креста Господня (14/27 сентября) празднует обретение Креста в IV веке св. Еленой (матерью императора Константина) и его последующее «избавление из персиянского пленения» императором Ираклием в VII веке, после чего он и был воздвигнут в церкви Воскресения в Иерусалиме. Начиная с этого времени «вселенское воздвижение Креста» празднуется во всех церквях христианского мира. > День этот сделался даже чем-то вроде государственного праздника в Византии, а Крест стал эмблемой империи и помещался на стенах государственных зданий и официальной одежде. В день праздника он публично воздвигался епископами и священниками. Они благословляли Крестом четыре стороны света, а люди в это время пели «Господи, помилуй». Обряд этот по-прежнему совершается в церквях после торжественного вынесения и воздвижения Креста в конце праздничной Всенощной, сразу же за славословием Утрени. > Тропарь праздника, - который, надо сказать, был национальным гимном Византийской и Российской Империй и пелся на всех торжественных церемониях, - первоначально был обращён с молитвой к Богу о спасении людей, даровании победы в войне и сохранении Крестом самого государства. В наши дни, как тропарю, так и другим песнопениям праздника было придано духовное значение: «сопротивные» понимаются как духовно беззаконные и грешные, последователи дьявола, а слова «православные христиане» заменяют имена бывших монархов.
> Хотя праздник Крестовоздвижения и возник как «политический», он имеет чрезвычайное значение в Церкви в наши дни. Он остаётся для нас днём поста и молитвы, днём, когда мы вспоминаем, что Крест – это единственный символ, достойный нашей безоговорочной верности, и что наше спасение зависит не от каких-либо земных побед, но от единственно-истинной и непреходящей победы Христова Распятия и нашего сораспятия с Ним. И когда мы возносим Крест и склоняемся перед ним в почитании и прославлении, то провозглашаем, что принадлежим Царству «не от мира сего», и что наше подлинное и вечное «гражданство» принадлежит, вместе со святыми, «Граду Божию». > Первое ветхозаветное чтение праздника говорит нам о «древе», превращающем «горькие» воды в «сладкие», - символ «Крестного Древа» (Исх. 15.22; 16.1). Второе чтение напоминает, что Господь наказывает и исправляет тех, кого любит, и что Божественная премудрость есть «древо жизни для тех, которые приобретают её, и блаженны те, которые сохраняют её» (Притч. 3.11-18). Эти слова также указывают на Крест, который, как гласит апостольское чтение этого дня, для призванных является Божьей силой и Божьей премудростью (I Кор. 1.18-25). Третье ветхозаветное чтение, отрывок из пророчества Исайи, говорит нам о «граде Божием», в котором иудеи и язычники будут обитать вместе и «припадут к ногам» Божьим и узнают, «что Я, Господь, - Спаситель твой и Искупитель твой, Сильный Иаковлев» (Ис. 60.11-16).
> Это главное песнопение Крестовоздвижения, длящегося восемь дней, многократно повторяется в богослужениях. На Литургии он заменяет «Трисвятое». Антифоны заменяются соответствующими строками из псалмов, непосредственно указывающими на крестное распятие Христово (Пс. 22, 74, 99). На Утрени, в евангельском чтении, Христос говорит, что когда Он будет вознесен на Кресте, Он привлечёт всех к Себе (Ин. 12.28-36). На Литургии же длинное евангельское чтение рассказывает о страстях Господних из того же Евангелия. > Можно сказать, что на Крестовоздвижение христиане как бы заново посвящают себя Господу и обещают свою совершенную верность, поклоняясь Его распятию и животворному Кресту, - таково сегодняшнее значение в Церкви этого дня поста и покаяния.
****** ******* ******** ********* ********** ***** * ** *** **** **** * * * * * *** Дополнительно по теме см.: * ** Свт. Мелитон Сардийский (II в.): Бог на Кресте * * с. Христ.Просвещ./rasylka/002/202.htm#0 * ** КРЕСТ в тематич. указателе сайте "ХП" * * с. Христ.Просвещ./temy/k.htm#krsthrst * ** Яков Кротов. эссе КРЕСТНАЯ СМЕРТЬ * * ? krotov.info/yakov/vera/001276.html * ** Исаак Сирин. О созерцании тайны Креста... * * www.krotov.info/history/07/sirin_al/sir_11.html * * отрывок: с. Христ.Просвещ./rasylka/002/067.htm#0 * ** Ж.-Р.Буше. Крест, следование за Христом * * с. Христ.Просвещ./rasylka/002/185.htm#0 * ** митр. Антоний Блум. Познать радость Воскресения можно * ** только познав трагедию Креста * * с. Христ.Просвещ./rasylka/002/159.htm#0 ** ** ** ********************************************************
*Проповедь о Распятом — глупость для тех, кто идет путем
погибели,
а для нас, идущих путем спасения, — это Божья сила. Ведь в Писании сказано: "Погублю мудрость мудрых / и разум разумных отвергну". И где тот мудрец? Где тот знаток? Где теперь мыслитель этого века? Разве Бог не явил всю глупость мудрости этого мира? Поскольку, как замыслил в Своей мудрости Бог, мир своей мудростью не познал Бога, Он пожелал спасти верующих "глупостью" Вести. Потому что в то время как евреи требуют в доказательство чудес, а греки ищут мудрости, мы возвещаем Христа, распятого на кресте! Для евреев это — камень преткновения, для язычников — глупость, а для тех, кто призван — и евреев, и греков, — это Христос, явивший собой и Божью силу, и Божью мудрость. Потому что Божья "глупость" мудрее людей, и Божья "слабость" сильнее людей!* (1Кор.1:18-25) Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/27.htm |
|
![]() |