=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
ПРИЛОЖЕНИЕ К ВЫП. №697 от 7/II/2004
с. Христ.Просвещ./rasylka/004/697.htm#0
A/ * <Принесем Господу каждый свою лепту!> *
> <...> Последуем за благим Владыкой, убежим от мирских похотей,
> убежим от обманчивого мира и миродержателя; всецело посвятим себя
> Творцу; почтим образ Божий, уважим звание, изменим жизнь. Для чего
> унижаем себя, будучи высокими? Для чего останавливаемся на видимом?
> Пусть всякий, во всякое время, при всяком образе жизни
> и обстоятельстве, по мере собственной своей силы, и по мере данной
> ему благодати, принесет Богу плод, какой может, чтобы добродетелями
> всякой меры наполнить нам все горние обители, пожав столько, сколько
> посеяли, или, лучше сказать, столько вложив в Божий житницы, сколько
> возделали. Пусть приносят в дар, — кто богатство, а кто нищету;
> кто усердие к ближнему, а кто охотное принятие предлагаемого
> усердием; кто похвальное дело, а кто глубокое наблюдение;
> кто благовременное слово, а кто благоразумное молчание;
> кто непреткновенное учение и жизнь, ему не противоречащую,
> а кто благопослушный и благопокорный слух; кто чистое девство,
> совершенно отрешающее от мира, а кто честный брак не вовсе
> отлучающий от Бога; кто воздержание без надмения, а кто
> и употребление без похотливости; один ничем неразвлекаемое
> упражнение в молитвах и песнях духовных, другой тщательное защищение
> требующих помощи. Все же да приносят слезы, очищение от грехов,
> восхождение и усилие простираться вперед. Прекрасным будет
> плодоношением и простота, и уцеломудренный смех, и обузданный гнев,
> и глаз, удерживаемый от бесчиния, и ум, не допускаемый
> до рассеянности.
> Как бы ни было маловажно приносимое Богу, и как бы ни далеко
> отстояло от совершенства, но оно не настолько мало, чтобы Бог
> не нашел этого угодным и вовсе не принял, хотя и праведным судом
> взвешивает милость. И Павлово насаждение приемлет Он как Павлово;
> приемлет и напоение Аполлосово, и две лепты вдовы, и мытарево
> смирение, и исповедь Манассии. Когда Моисей водружал на земле скинию
> во образ небесного, тогда все приносили, что было им велено.
> А доброхотные подаятели (мужи и жёны) — одни золото, другие серебро
> и дорогие камни для верхней ризы, другие виссон <крученый>
> и червленую шерсть; одни багряницу, кожи бараньи красные, другие
> самое худшее, козью шерсть (Исх.25,35); каждый и каждая, что имели
> у себя на тот раз, все приносили <для созидания> скинии, и никто
> из самых бедных не остался без приношения. Так и мы в честную Божию
> скинию этой церкви, которую воздвиг Господь, а не человек (Евр.8,2),
> в скинию, созидаемую из различных украшений добродетели, хотя один
> меньше, а другой больше, но все будем вносить одинаково,
> при строительстве Духа слагаемые и сочетаемые в <творение
> совершенное>, в жилище Христово, в храм святой. Без сомнения же,
> не внесем столько, сколько получили, хотя <бы> и всё внесем.
> Ибо и то от Бога, что мы существуем, знаем Бога и имеем, что внести.
> Но всего прекраснее и человеколюбивее то, что Бог измеряет подаяние
> не достоинством подаваемого, но силами и расположением
> плодоносящего.
> Итак, не медли сделаться щедрым, но будь им теперь; и <из-за того,
> что нет у тебя> достойного <дара>, не <отказывай вовсе совершить
> приношение>. Напротив, одно внеси, другое пожелай внести, а об ином
> молись, чтобы Бог даровал прощение <твоей> немощи. <Ведь> Он
> говорит: пусть не являются передо Мною с пустыми руками (Исх.23,15).
> Никто да не будет <пуст> и бесплоден; ни одна душа не окажется
> лишенной плодородия и чадородия. Всякий да <приносит как плод>
> Богу <то>, что у него есть и составляет его собственность:
> согрешающий — исправление; <ведущий достойно духовную брань> —
> неослабность; юный — воздержание; <седой> — благоразумие; богатый —
> щедрость; бедный — благодарность; начальствующий — некичливость;
> судья — кротость. Священники облекитесь <...> правдой (Пс.131,9).
> Не будем расточать овец паствы, не погубим тех, за кого положил душу
> Пастырь добрый, Который знает Своих и Своими знаем, зовет по имени
> (Иоан.10,3), вводит овец и <выводит> их из неверия в веру,
> из настоящей жизни в будущее упокоение. <...>
> Овцы, не пасите пастырей и не <преступайте границ>,
> для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не суд`ите судей,
> не предписывайте законов законодателям. Бог не есть Бог неустройства
> и беспорядка, но мира и порядка (1Кор.14,33). Поэтому
> да не замышляет стать головой, кто с трудом служит рукой или ногой,
> или другим еще менее важным членом тела, напротив, братья, каждый
> оставайся в том звании, в котором призван (1Кор.7,20), хотя бы
> и достоин был высшего, довольствоваться настоящим — гораздо
> похвальнее, нежели домогаться звания, какого не получил. Кому можно
> без опасности следовать за другим, тот не желай начальствовать
> с опасностью для себя. Да не нарушается закон подчинения, которым
> держится и земное и небесное, чтобы через многоначалие не дойти
> до безначалия.
[ Свт. Григорий Назианзин (Богослов). СЛОВО 19
www.krotov.info/library/g/nazianz/01_289.html ]
B/ * <Обличение книжников. Лепта вдовы> *
> Следующее слово Господа в присутствии народа есть прямое обличение
> книжников. В Мк. (12:38-40) и в Лк. (20:45-47) оно имеет краткую
> форму, которой в Мф. соответствует большая обличительная речь
> гл. 23. <....> Господь обличает книжников за то, что они,
> в преувеличенной и лицемерной ревности о законе обрядовом, небрегут
> о законе любви, за внешним забывают внутреннее. По свидетельству Лк.
> (20:45), Господь с обличением книжников обратился к ученикам.
> Но и из этого свидетельства, а тем более, из параллельного
> свидетельства Мк. (12:38 в контексте, ср. Мф. 23:1: народу
> и ученикам) с несомненностью вытекает, что обличение слышал народ.
> Конец обличительной речи Мф. 23 (стт. 37-39) повторяет плач Господа
> над Иерусалимом, которым Он закончил во время Своего пути из Галилеи
> в Иерусалим Свой ответ фарисеям, осведомившим Его о <готовящемся>
> покушении на Него Ирода (Лк.13:34-35). Действительно ли повторил
> Господь этот плач в Иерусалиме, или и в этом случае Евангелист
> Матфей систематизирует тот материал, которым он располагает, — плач
> над Иерусалимом в конце обличительной речи устанавливает различие
> между вождями народа и населением Иудейской столицы.
> Сугубую ответственность несут вожди, собирающие на своих головах
> всю неповинную кровь, пролитую на земле от сотворения мира.
> Иерусалим, отвергавший неоднократные призывы, к нему обращенные,
> разделяет эту ответственность. И тем не менее, Господь
> прямо говорит, что наступит день, когда и Иерусалим благословит
> Грядущего во имя Господне.
> С обличением книжников в краткой форме Мк. и Лк. связан сохраненный
> только этими двумя Евангелистами рассказ о лепте вдовицы
> (Мк.12:41-44, Лк.21:1-4). Господь обратил внимание учеников
> на жертвенность бедной вдовы, вложившей в храмовую сокровищницу
> две лепты, или, по замечанию Мк.12:42, один кодрант, составлявший
> всё, что она имела для своего пропитания. Если принять во внимание,
> что прожиточный минимум был равен в то время одному динарию,
> а кодрант или, в правильном латинском произношении, квадрант
> (quadrans), составлял 1/4 асса (или ассария), иначе говоря, 1/64
> динария, то окажется, что женщина не имела для своего пропитания
> почти ничего, и это ничто, свою последнюю крупицу, она отдала
> на храм, принесла в жертву Богу. После того, что Господь сказал
> о книжниках, ученики должны были оценить значение лепты вдовицы.
> Не была ли она одною из тех вдов, которых обирали книжники,
> предававшиеся лицемерно-долгой молитве? С другой стороны, Господь
> только что, в ответ на вопрос книжника, выразил существо закона
> в двоякой заповеди любви. Вопрошавший Его книжник с Ним согласился
> и, в подтверждение согласия, тоже процитировал закон. И, однако,
> любовь к Богу, от которой неотделима и любовь к ближнему, явил
> не книжник, а бедная вдова, явила в своем жертвенном подвиге.
> Книжники, поедающиея дома вдов, тем самым показывали, что не имели
> любви к ближнему. Их лицемерно-долгая молитва покрывала
> и отсутствующую любовь к Богу. Указанием на лепту вдовицы, Господь
> как бы подвел итог, перед учениками, Своим обличительным речам
> против иудейских вождей. Для учеников и было <предназначено>
> эсхатологическое учение, составляющее содержание последней большой
> речи Иисуса в Иерусалиме в преддверии Страстей.
> В синоптических Евангелиях эсхатологическая речь занимает место
> непосредственно перед повествованием о Страстях (Мф.24-25 гл.,
> Мк.13:; Лк.21:5-36). <.....>
[ Еп. Кассиан Безобразов
ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ (I.IV.2)
www.krotov.info/history/01/kern/bezo_1.html ]
C/ * <Большинство людей войдет в Царство без опыта геенны> *
> <Поскольку Бог> +не хочет смерти грешника+{Иезек.33:11}, <...>
> Он замыслил для нас легкое средство, благодаря которому мы можем
> исправиться без всякого труда. Ибо Он не хочет, чтобы погибали люди
> из-за своих грехов. Итак, когда бы такое ни случилось, - по немощи
> ли и несовершенству естества, в которое они облечены, или из-за
> борений, являющихся следствиями этого, или по какой бы то ни было
> естественной для них причине, способствующей тому, чтобы
> они воспользовались случаем к совершению греха, пали и были
> побеждены тем или иным грехом в мыслях или словах или действиях,
> а потом страдали, мучались и каялись в нём, - Он тотчас простит их,
> без всякого сомнения.
> Премудро установлено это средство Спасителем нашим, Который,
> поскольку Он благ по естеству, всякого человека хочет спасти такими
> средствами.
> По этому замыслу благодати, большинство людей войдет в Царство
> Небесное без опыта геенны. Но не те, кто, из-за ожесточения сердца
> и совершенного уклонения в лукавство и похоти, не страдает
> и не сокрушается о своих ошибках и грехах, поскольку эти люди
> не были наказываемы. Ибо святое Естество столь благо и милосердно,
> что оно постоянно ищет пусть самую малую причину для нашего
> оправдания и для того, чтобы простить людям грехи их - как в случае
> с мытарем, который был оправдан благодаря своей сокрушенной
> молитве{<...> Ср. Лк.18:14}, или с женщиной и ее двумя лептами
> {Ср. Мр.12:42-43}, или с разбойником, получившим прощение
> на кресте{Ср. Лк.23:40-43}. Ибо спасения нашего Он ищет, а не причин
> для того, чтобы мучить нас.
> Поскольку же лицо Его на всякий миг обращено к прощению, Он,
> пользуясь незначительными и малыми, почти ничтожными средствами,
> снова и снова посредством кажущихся случайностей и непредвиденных
> обстоятельств изливает на нас обильную благодать, которая, подобно
> океану, не знает меры.
> И тому, кто показывает хотя бы малое страдание и волю к сокрушению
> о происшедшем, Он сразу, в тот же час, без промедления, дарует
> прощение грехов. Кто способен увидеть все эти благодеяния, которые
> совершены Христом, Господом нашим, для мира? Когда вся совокупность
> творения оставила и забыла Бога, усовершенствовавшись во всяком
> лукавстве, по Своей собственной воле и без просьбы со стороны людей
> сошел Он до их жилищ и жил среди них в их теле, как один из них,
> и с любовью, которая превыше знания и слова всех тварей, Он умолял
> их обратиться к Нему и показывал им то, что относится к преславному
> сотворению мира грядущего, - Он, Который еще прежде сотворения миров
> намеревался даровать твари такие блага! Он простил им все грехи,
> которые они раньше сотворили, и подтвердил истину этого примирения
> посредством убедительных знаков и чудес и откровений им о Его
> тайнах; после всего этого Он снисходит до такого снисхождения,
> что хочет, чтобы Отцом называло Его грешное естество - прах
> от земли, презренные люди, плоть и кровь. Без великой любви могло ли
> это произойти?
[ Исаак Сирин
О БОЖЕСТВЕННЫХ ТАЙНАХ И О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ (40.10-14)
www.krotov.info/history/07/sirin_al/sir_40.html ]
|