Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 27 февраля ст.ст., чт 3-ей седмицы Великого поста церковные чтения (паремии):
> Если вечерня и утреня — не более, чем общая молитва, сопровождаемая > пением и чтением, то +Литургия+ (обедня) — это кульминация всего, > что совершается в храме. Центральный момент ее составляет таинство > +Евхаристии+, или Благодарения. > Христианство, открытое всем, чуждое всякого эзотеризма, > для Евхаристии делает исключение. С самого начала к ней допускались > только члены Церкви. > Евхаристию называют «бескровной Жертвой». Это определение > можно понять, только вникнув в смысл, идею жертвы как таковой. > Жертвенные обряды появились вместе с религией. Отказываясь > от какой-то части плодов своего труда, принося их «в дар» Божеству, > человек тем самым исповедовал свою зависимость от него. Однако > нельзя упускать из вида другое, более глубокое значение > этих обрядов. В большинстве религий они были органической частью > +священной трапезы+, которая связывала собравшихся между собой. > Некая доля пищи предназначалась Божеству в знак того, что оно как бы > вошло незримо в круг пирующих. Кровь жертвенного животного > закрепляла кровнородственные узы участников ритуала (даже если они > в действительности не состояли в родстве). И одновременно считалось, > что человек, окропленный этой кровью, «породняется» с божественным > покровителем племени или народа{}. Иными словами, > жертва символизировала духовное единение людей и жажду восстановить > утраченную связь с Высшим. > Именно поэтому в древнем Израиле заключение Союза, или Завета, > сопровождалось подобными ритуалами. Закладывая фундамент > ветхозаветной Церкви, Моисей дал ей знамение общности — > кровь пасхального агнца. В Иерусалимском Храме жертвоприношение > сохранило характер культового пиршества. Оно — как и обряд Пасхи — > имело два аспекта: утверждение целостности народа Божия и веру > в пребывание с ним Господа. > В предновозаветную эпоху молитвенные трапезы вне Храма стали одним > из важнейших обычаев иудейства{}. Они сопровождались чтением Библии > и беседами о вере. Главной частью ритуала было благословение хлеба > и вина, а также +благодарственная+ молитва, в которой +вспоминались+ > благодеяния Божий, явленные в Священной Истории{Хлеб и вино > как символы братского союза упомянуты еще а библейском рассказе > об Аврааме (Быт.14,18)}. Нередко трапезы принимали ярко выраженную > мессианскую окраску. Собравшиеся за столом молились о наступлении > тех дней, когда Божие присутствие в мире будет явным > и окончательным, когда с приходом Мессии-Избавителя Бог заключит > с людьми Новый Завет. > * * * > Пророк Иеремия (31,32) предсказывал, что установление Нового Завета > будет непохоже на начало Ветхого; и в самом деле мы видим > две разительно отличающиеся картины. Там — грозные уступы Синая > и т`олпы народа, которые не дерзают приблизиться к подножию горы; > здесь — полутемная горница и Учитель в окружении Двенадцати. Там — > раскаты грома и трубные звуки; здесь — тихий голос Назарянина, > произносящего таинственные слова. У Синая — лишь надежда, > обетование, прообраз (сам Моисей не в силах созерцать Славу > Господню); на Вечери же Мессия делит трапезу с теми, кто возлюбил > Его, и говорит им: «Видевший Меня — видел Отца».
(К теме этого выпуска) * Александр Мень: Храмовое действо как синтез искусств www.krotov.info/library/13_m/myen/00105.html * Он же - о церковном пении и музыке www.krotov.info/library/13_m/myen/1_8_tso_1.htm#penie * Михаил Поснов о христианском богослужении: в 1-2 вв. www.krotov.info/history/00/posnov/06_posn.html в 3-9 вв. www.krotov.info/history/00/posnov/16_posn.html (К библейским чтениям) * Александр Мень: Библейское сказание о Потопе с. Христ.Просвещ./rasylka/003/384.htm#0 * Пособие к проведению Великого поста, день 18 www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/047_gl18.html
*Мудрый сын – на радость отцу,
/ а сын глупый – матери на горе. |