Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 4 марта ст.ст., ср 4-ой седмицы Великого поста церковные чтения (паремии):
> Христианский культ представляет собою свободное творчество > человеческого духа. Поэтому естественно в него могут входить > и входят элементы и составные части, общие и иудейскому и языческому > культам: ничто человеческое не чуждо ему. Первоначальный культ, > как мы видим, имеет много сходного с иудейскими синагогальными > богослужениями. Однако, христианское богослужебное творчество > не есть что-нибудь произвольное, фантастическое, экстравагантное, > оно управляется или подчиняется христианским принципам. > Поклонение Богу должно быть "духом и истиною" (Ин.4:24). "Дух > и истина" — вот основные принципы христианского богослужения. "Дух", > т.е. духовное, мистическое, таинственное, возвышенное; "истина" — > верное, точное выражение или отражение духа, характера, содержания > христианской религии, истинная символизация. > Главное содержание христианской религии — Сын Божий, > вочеловечившийся для спасения людей. Воплотившийся Бог — центральный > предмет христианского культа. Здесь "дух и истина" церковного > богослужения: "дух и вера" в существующего от вечности и вечно > рождающегося от Отца Сына Божиего; "истина" в том, что Сын Божий > ради человеческого спасения принял истинную (а не призрачную) > человеческую плоть; в этом заложена глубокая основа христианского > символизма. Развитие христианского догматического учения > и богослужебного культа шло параллельно. > В течение особенно двух веков - IV-го и V-го - учение о Сыне Божием > поглощало всё внимание целого христианского мира. К раскрытию > этого учения было привлечено всё то, что могла дать эллинская > образованность, наука, философия, диалектика. Развитие христианского > вероучения происходило тогда при полнейшей свободе, при самой > благоприятной атмосфере — не только при признании христианства > свободной религией, но и покровительственной, но и господствующей, > и государственной (особенно со времени <императора> Феодосия I). > В эти же века и христианский культ достигает своего блестящего > развития. Прекращение гонений, оживление богословия под влиянием > христологических споров и расцвет монашества не могли не оказать > самого благотворного влияния на развитие богослужения в IV-ом > и V-ом в. Если уже к концу III-го века создается в некоторых Церквах > твердый и сложный чин, кроме литургии, и для утреннего, > как важнейшего богослужения, то в два следующие века такой чин > слагается уже почти для всего нынешнего круга суточных служб. И хотя > этот чин различен у отдельных Церквей и последующему времени > он передал далеко не всё из своего состава, тем не менее к началу > VI-го века по всему Востоку вырабатывается тот довольно однообразный > и устойчивый тип богослужения, или вернее — несколько таких типов, > из видоизменения или слияниями которых к началу IX-го века наметился > в существенных чертах нынешний чин суточного богослужения. > Кроме богослужебных чинов, в богослужение входят таинства, обряды, > весь вообще сложный ритуал. Для создания этих частей культа сыграло > свою громадную роль таинство воплощения, всё то глубокомистическое, > таинственное и возвышенное в нём, пред чем в недоумении, > в благоговении останавливается и человеческая мысль и воображение. > Тварное возвышается к небесному и пополняется вечною, всемогущею > силою Божества, смертное воспринимается бессмертным. Задачею > христианского культового творчества являлось поставить в связь > с горним миром всё то, что так или иначе касается христианской жизни > в её широте и глубине. Обратить внимание на эту таинственную сторону > в христианском учении, и особенно с IV-го века, располагало > и побуждало бывших язычников, образованных греков, и именно > с IV-го века устремившихся в христианскую Церковь, воспитанное ими > еще в греческом культе чувство или влечение ко всему мистериозному > в олевзинских и других таинствах греческих и восточных культов. > Особенно соответствовали настроениям эллинов-христиан и были > доступны для понимания их, таинства — крещение и причащение. > В первом случае, предварительное оглашение и только потом допущение > к таинству; во втором случае деление на несколько разрядов > или ступеней — оглашенных, вместе сто`ящих и верных, совершение > таинства при запертых дверях{Ср. возглас: "двери, двери, > премудростью вонмем."} — всё это вызывало аналогичные воспоминания > о порядках и действиях в древних, мистических культах, и знание > последних помогало восприятию и усвоению первых. <....>
* Пособие к проведению Великого поста, день 24 www.krotov.info/yakov/3_vera/5_gr_lent/053_gl24.html (http://mirror.stranger.com/yakov.works/yakov/3_vera/5_gr_lent/053_gl24.html)
*Проницательный таит свое
знание, / |
|
![]() |