ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
* 1 апреля ст.ст. 2004г.,
среда Светлой седмицы;
> <Автор Послания евреям> называет Христа <> "совершителем веры" > <(Евр.12:2)> - Тем, Кто привел веру к вершине, цели, спасению. Иисус > не просто сопровождает верующего на пути к Богу - Он и есть Бог. > Он не просто указывает на цель - Он и есть цель. Соединение Бога > и человека и есть спасение; явление Невидимого в видимой плоти > и есть вершина. И оказывается, что героизм веры со времени > Богоявления - в следовании за видимым. Евангелист <Иоанн> рисует > героя такой веры - апостола Нафанаила. Он рассказывает о нём > немного; ясно одно: то был человек, которому мало было публичной > молитвы, публичного богослужения, составлявших основной массив > религии ветхозаветного народа - как и любой другой тогдашней > религии. Он, как и Авраам, мучался седцем. Он томился - и невидимый > Бог что-то ответил ему. Евагелист даже не сообщает, что именно. > Он подчеркивает не невидимость мистической встречи, а видимость > места, где эта встреча с Богом произошла у Нафанаила: > под смоковницей. > К взволнованному, погруженному вглубь себя Нафанаилу подходит Филипп > и говорит ему об Иисусе: "Мы нашли Того, о Котором писали Моисей > в Законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова". - "Из Назарета может ли > быть что доброе?" - отвечает Нафанаил. И не в том дело, > что у Назарета была особенно скверная репутация: Москва, Рим, > Атланта, - любой город и любая деревня мира могла бы быть названа > вместо Назарета, ибо может ли быть вечное из временное, спасение > из погибающего, невидимый Бог из видимого творения? Что мне твой > Иисус, когда сейчас, под смоковницей, я испытал прикосновение > невидимой Десницы Божией? Только что я испытал то же, что испытал > праотец Авраам, то, с чего начинается всякая религия: ощущение, что > есть Некто, видящий меня изнутри и одновременно извне, видящий меня > всего, как я сам себя не вижу - и любящий меня через это в`идение. > "Пойди и посмотри", - отвечает Филипп - и Нафанаил идет. > Так удостоверяется подлинность его мистической встречи с Невидимым: > в нём открывается способность и желание видеть. Из него исчезает > лукавство, ставящее толкование Откровение выше Откровения, > лукавство, предписывающее Богу, Каким Ему быть, лукавство, > помешавшее большинству израильтян увидеть в Иисусе - Сына Божия. > И Спаситель, видя Нафанаила, говорит: "Вот подлинно израильтянин, > в котором нет лукавства". - "Почему Ты знаешь меня?" - "Прежде > нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел > тебя" - и Нафанаил опускается перед Спасителем на колени: "Равви! > Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!". Он - видит, он - прозревший, его > вера совершенна и достигла цели, ибо верит в видимость Невидимого. > Эта вера - нелегка. Большинство людей не видели в Иисусе Спасителя > и Сына Божия. Они видели обычного мужчину, обычные щеки, губы, нос; > может быть, среди актеров, изображавших Иисуса, были люди красивее > Его и величественнее. Тот же апостол Филипп спросил ведь однажды > Спасителя: "Покажи нам Отца" - и услышал в ответ недоуменно-горькое: > "Столько времени ты со Мною и не познал, что Отец - во Мне?" > И каждый из нас, сколько бы ни созерцал иконы, не понимает до конца, > до понимания Дня Судного, что мы созерцаем не краску, не материю, > не лицо человеческое - а Лик Невидимого Бога. Само это созерцание > и есть спасение, преодоление пропасти между Богом и падшим > человеком, возведение нас на небо по лестнице церковной. Не случайно > в истории Церкви каждый раз, где слабело почитание икон, начинала > ослабевать и вера в то, что Телом и Кровию Своими Господь питает нас > подлинно в Евхаристии, сообщая спасение и вечную жизнь до Второго > Пришествия Своего, оправдывая нас и обнимая всецело ранее Суда > над нами. > Не случайно и то, что именно евангелист Иоанн, апостол Любви, > сказавший: "Всякий, не любящий брата и утверждающий, что любит > Бога - лжец", поместил в Евангелие рассказ о Нафанаиле. <....> > Укрепляясьв вере, мы всё чаще смеем обращаться к Спасителю > с просьбой: "Покажи нам Себя реально, не в иконах, не в Евхаристии, > а во всей полноте Своей личности". И что же мы слышим в ответ? > Не только простое напоминание о том, что в Церкви, в Евхаристии, > в иконах мы видим Спасителя именно во всей Его богочеловеческой > полноте - иначе не нужна была бы ни Евхаристия, ни иконы. Мы слышим > слова, подобные сказанные Филиппу: "Вы столько времени со Мною, > и не познали, что Я - в человеческой плоти? что когда вы кормите > алчущего - вы кормите Меня, когда помогаете страдающему - помогаете > Мне? когда смотрите на ближнего или дальнего, друга или врага - > смотрите на Меня?" > Вся наша падшая природа сопротивляется этим словам. Как! Вот на этот > сизый нос, эти хищно поджатые губы, эти заплывшие ложью глаза - > я должен глядеть как на нос, уста и очи Сына Божия? Из Назарета > может ли быть что доброе? Может ли Иисус глядеть на меня из глаз > моего злобного соседа, высокомерного прохожего, развратного > начальника? Куда проще вернуться к ветхозаветному героизму > и считать, что Бог - абсолютно невидим и чужд, что любовь к ближнему > может быть невидимой для нас самих и для окружающих. Но христианский > героизм - иной, как иной - христианский храм. В православной церкви > верующие сто`ят не прямо перед алтарем - перед иконостасом; > они видят множество человеческих ликов - Спасителя, Матери Божией, > Иоанна Предтечи, пророков и апостолов. Иконостаса не видят только, > странным образом, священнослужители - они за ним, пред алтарем. > Но каждый раз, когда священник выходит из царских врат алтаря, > выходит как выходил Спаситель к народу, он видит перед собой другой > иконостас - живой, составленный из лиц, нарисованных не иконописцом, > но Творцом. Этот живой иконостас тоже достаточно однообразен: лики > святых похожи между собою, как бы лишены индивидуальности - и лица > в толпе тоже теряют свои особенности, сливаясь в один лик - Божий. > В каждом лице православие открывает лик Христов. И каждый > христианин, в храме и за его пределами, в хорошем настроении > и в дурном, в мистическом озарении и без оного - призван самой сутью > христианской веры видеть в человеческом лице - лик Божий, любимый, > драгоценный, спасительный. Божественная Жизнь вочеловечилась, любила > людей воочию, была распята и воскресла здесь. К вере зрячей, трезвой > и верной Богу и людям до смерти и воскресения призваны христиане. > Господь явил нам Себя и являет нам ближних - и наша любовь к ближним > становится лестницей, возводящей нас в средоточие жизни Пресвятой > Троицы.
~~~~~~~~~~~~~~~ в связи с евангельским чтением ~~~~~~~~~~~~~~~ * Яков Кротов: Иоанн формулирует загадку: "Невидимый Бог стал видимым через Бога" www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_45.html * Он же: В начале и в конце проповеднического пути Иисуса два похожих человека: Нафанаил и Фома - оба скептики www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_io/io_01_51.html * Свящ. Георгий Чистяков: уникальные отношения с Сыном Божьим с. Христ.Просвещ./rasylka/003/372.htm#0 ~~~~~~~ о воскресении Христа ~~~~~~~ * Яков Кротов: Моральная победа - это слишком мало с. Христ.Просвещ./rasylka/003/416.htm#0
*На следующий
день снова стоял там Иоанн Креститель * * * * * * |
|
![]() |