Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 29 сентября ст.ст.,вт (20-я седмица по Пятидесятнице, чтения 19-й седмицы); литургические чтения: Флп.1:8-14; Лк.5:12-16 *. (окончание текста из вып.N938!) > Как внешнее свое состояние человек сознает и чувствует - слаб ли он > или крепок, здоров или не здоров, счастлив или несчастлив, обиду > терпит или благодеяние получает - как всё это он знает и чувствует, > так всякий христианин должен видеть и чувствовать свое внутреннее > состояние - здорова ли его душа или больна, счастлива > или несчастлива, благоденствует или страждет. И если не чувствует он > этого внутренне в себе, то зря носит имя христианина; и хотя > именуется так, но на самом деле он не таков. Ибо если бы он был > истинным христианином и имел общение с Владыкой Христом, то был бы > причастен и Его жизни и свету, ведь Христос есть жизнь и свет. > Следовательно, тогда он видел бы себя и чувствовал всё свое, потому > что видеть и чувствовать - естественное свойство живых, так что > у кого нет этого, тот мертв. Таким образом, кто не видит > и не чувствует душой добра и зла, которые приходят в него и исходят > из него, тот еще мертв, и не просвещен лучами духовного Солнца > правды. Пусть же постарается такой человек поскорее побежать > и припасть мысленно к Иисусу Христу, умоляя Его сжалиться над ним, > оживить его и просветить, дать ему придти в чувство и познать > в каком он состоянии, и потом взыскать у одного Него спасения себе. > Ибо бесчувственного человека не может спасти и Сам Бог, могущий > всё творить. > Человек создан состоящим из двух естеств (природ) - мысленной > и чувственной, души и тела. Потому и потребовалось для него двоякое > врачевство, после того как он впал в великую болезнь после великого > здоровья, какое имел прежде. Болезнь есть потеря здоровья, > и заболевший по преступлении человек заболел естеством. Болезнь же, > в естество внедрившуюся и ставшую присущей естеству, невозможно > отменить, как невозможно изменить естество. Суди теперь, > сколь великая нужна сила, чтобы сменить больное естество > на здоровое. Это то же, что поставить здоровое естество > выше больного, какое есть в человеке, в настоящем своем состоянии! > Чтобы показать это, и дано нам богодухновенное Писание, которое есть > для нас врачебная наука. > Врачебное искусство, врачующее тело человеческое, никак не может > уврачевать первоначальную коренную 6олезнь, т.е. тление, > но употребляет всякие свои способы лишь для того, чтобы врачевать > вторичные болезни, когда больное по природе тело выходит и из этого > природно-болезненного своего состояния и впадает во вторичную > какую-либо болезнь, в водянку, например, или в горячку; > это врачевание происходит не от букв, какими прописывает врач > лечение, а от употребления того, что им прописывается; прописываются > же им разные вещества, которые при различной врачевательной силе > и действенности все, однако, однородны с заболевшим телом, > чтобы могли воздействовать на это тело и врачевать его. > Итак, если врачебное искусство, истощив все способы врачевания > и употребив все врачевательные вещества, доходит лишь до того, > чтобы врачевать вторичные болезни тела и лишь возвращать заболевшее > тело в предшествовавшее болезни состояние, которое есть природное > болезненное состояние тления, то где же взять силу для врачевания > этой последней коренной болезни? Она - выше естества. > Чтобы уврачевать больное человеческое естество и восстановить в нём > истинное, свойственное ему по первоначальному его устроению > здоровье, нужна сверхъестественная и предвечная сила. Что же это за > сверхъестественная и предвечная сила, которая способна возвратить > наше первоначальное здоровье? Это есть Господь наш Иисус Христос, > Сын Божий, Который, чтобы уврачевать подобное подобным, благоволил > воспринять здоровое человеческое естество. И вот, когда кто верой > прилепляется ко Христу, тогда Христос сочетается с ним божеством > и здравым человечеством, через такое единение восстановляет в нём > первоначальное истинное здоровье. > Но как при врачевании тела, на восстановление здоровья в нём > действуют не буквы, которыми прописывается врачевство, а сила > прописанных веществ, так и в отношении к врачеванию души, ее лечение > и спасительное на нее воздействие совершается не буквами > Божественного Писания, а силой Христа, Который подробно описан > в Писании. +Царство Божие не в слове, а в силе"+ (1Кор.4,20). > Ибо всё Божественное Писание, Ветхое и Новое, руководит больное > по природе человеческое естество к Иисусу Христу, Который > есть единственный Врач душ и тел наших. Кто остается непричастным > Его божественной благодати, тот остается и неуврачеванным; а кто > причащается Его благодати, у того душа перестает уже быть больной. > Ибо плод нашей христианской веры есть здравие души. Для того Бог > и соделался человеком, чтоб душа ч рез Него могла воспринять > свое здоровье. Следовательно, у кого душа не здрава, тот еще не стал > настоящим христианином. Здоровою же душа делается божественной силой > и светом благодати, даруемой Христом за веру. Душа невидима, > и не видно здорова она или нет, не только для других, но нередко > и для нее самой. Но есть видимые знаки, по которым ее состояние > бывает для всех явно. Укажу на самый видный - на упорядочение > и исправление пяти чувств - зрения, слуха, обоняния, вкуса > и осязания. Когда кто держит их в порядке и владеет ими разумно, - > явно, что его душа в порядке, здорова, и человек тогда является > настоящим разумным животным и действует по разуму и рассуждению, > а не как несмысленные животные, состоящие в подчинении у своих > чувств. Владение чувствами будто бы очень простое дело; но я тебе > скажу, что кто властвует над пятью чувствами, тот властвует над всей > вселенной и над всем, что в ней, ибо у нас всё бывает от них > и через них. Но кто таков, тот сам в подчинении у Бога и всецело > пок`орен во всём Божьей воле. Так водворяется царство Божие > и первоначальный порядок восстановляется, ибо человек в начале > был определен быть царем мира. В этом черта образа Божия и подобия. > Таким образом, кто не властвует над пятью чувствами, тот не есть > по образу Божию и подобию; хотя бы он постиг всю мудрость мира > и знал всё сущее, о нём вынесен приговор: "он уподобится животным, > которые погибают" (Пс.48,13). Он живет, позоря Бога, Создателя > всего, как написано: "из-за вас имя Божие хулится у язычников" > (Рим.2,24). И Христово имя хулится таковыми, и вера христианская > поносится неверными, которые говорят: если бы Бог христианский > был истинный Бог, то христиане не были бы таковы же, как и мы; между > тем, многие из них живут гораздо хуже нас, в неправдах и позорных > похотях. Нас же да просветит благодать Христова, да подаст здоровье > нашей душе, и да даст нам силу держать в своей власти пять чувств > и жить как достойно и д`олжно, чтобы славилось имя Божие чрез нас. > Ему слава и поклонение, ныне и присно, в во веки веков. Аминь. [ Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 6 (3). /здесь приводится в редакции составителя рассылки, за основу взят текст: Прп. Симеон Новый Богослов. Творения. т.1 // Св.-Тр.С.Л., 1993 = М., 1892; стр.65-9 + в графическом виде (gif) книга доступна тут: www.omolenko.com/books/snb1/snb1.htm zip: www.omolenko.com/zip/snb1.zip / ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.8:2-4; Мк.1:40-45; эпизод N42 по "Брюссельскому согласованию" (http://svet.h1.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#42) -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Я молюсь о том, чтобы ваша любовь росла всё больше и больше и наделяла вас истинным познанием и здравомыслием, а также умением выбирать то, что действительно важно. И тогда в День Христа вы будете чисты и безупречны, с обильными плодами праведности, что созидаются через Иисуса Христа во славу и хвалу Богу.* (Флп.1:9-11) * * * *Однажды Иисус был в одном городе. Появился человек, весь покрытый проказой. Увидев Иисуса, он упал перед Ним ниц и взмолился: "Господин мой, Ты ведь можешь меня очистить, ст`оит только Тебе захотеть!" Иисус, протянув руку, прикоснулся к нему и сказал: "Хочу, очистись". И тут же сошла с него проказа.* (Лк.5:12-13) |
|||
|
|
![]() |