Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 30 октября ст.ст., пт (24-я седмица по Пятидесятнице, чтения 23-й седмицы); литургические чтения: 1Фес.2:14-19; Лк.11:23-26 *. > "И БЕРЕТ С СОБОЮ СЕМЬ ДРУГИХ ДУХОВ, ЗЛЕЙШИХ СЕБЯ" > Почему человек, которого Христос только что избавил от злого духа, > снова подвергается опасности? В Евангелии злому духу приписывается > свойство бесприютности, так что он стремится туда, где, > как он считает, его "дом". Если же его "дом" сто`ит "пуст", > да еще "выметен и убран", то злой дух "берет с собою семь других > духов, злейших себя" и занимает старую квартиру. "И бывает > для человека того последнее хуже первого" (Мф.12,43-45; > Лк.11,24-26). Образ пустого дома встречается в Евангелии > от ап. Луки, но не во всех рукописях. Ап. Матфей применяет > этот образ еще к "этому злому роду", к иудеям, закосневшим в своем > <неверии>. > Итак, что же, человеку опасно быть освобожденным Иисусом от злого > духа? Наверно, не опасно, но во всяком случае очень ответственно. > "Вот, ты выздоровел, - говорит Господь, обращаясь к человеку, > который лежал возле купальни у Овечьих ворот, - не греши больше, > чтоб не случилось с тобою чего хуже" (Ин.5,14). Исцеленный всегда > теряет нечто, к чему он привык, теряет, например, то, что диавол > именует "моим домом". Соответственно он, конечно, радуется, > что исцелился, но и ощущает, что теперь ему чего-то недостает. > Скажем, у кого-то диавольское начало состояло в страсти хулить всех > и вся, становиться в позу всеобщего судьи. И вот теперь > он избавляется от этого порока. Естественно, человек ощущает в себе, > как после уборки, чистоту, но и отсутствие возлюбленной привычки > воспринимается как лишение. Вместо критиканства теперь надлежит > смиренно веровать. Или, предположим, некто привык быть хозяином > своей жизни, изменять ее течение по своему произволу, хотя бы ради > ощущения острого чувства полной свободы. Когда его исцеляют, мнимая > абсолютная автономность обращается теперь в служение делу Господа. > И такой человек также может отнестись к своему призванию > как к порабощению, <весьма недостойному>. Действительно, с его точки > зрения, каковы дальнейшие перспективы? Если раньше "всё было > доступно", то теперь надо полагать себя "рабом <ничего не стоящим>" > <(ср. Лк.17:10)>. > Итак, грешник подобен закоренелому наркоману. Когда наркоман > подвергся лечению и исцелился, отнюдь не гарантируется невозможность > рецидива. Из жизненного опыта известно, что при новой вспышке > болезнь будет тяжелее и труднее для излечения, чем прежнее > болезненное состояние. Уверовавшие на время, если их лишить веры, > становятся фанатичными и циничными преследователями Церкви. А те, > которые подлинно распознали свое личное призвание от Бога и всё-таки > не взяли его на себя, склонны в дальнейшем это призвание высмеивать. > Этим они смущают многих и сбивают их с божественного пути. Согласно > ап. Иоанну, "от нас" вышло даже "много антихристов", но они, > конечно, "были не наши" (1Ин.2,18 и сл.). Посторонний не может > предать Христа - для этого у него нет ни повода, ни возможности. > Предают дело Христово те ветви на лозе, которые, будучи отсекаемы > за их неплодоношение, высыхают и затем пылают демоническим пламенем > (Ин.15,6 и сл.). > Поэтому когда Иисус Христос говорит о "чистоте" и "выметенности" > у исцеленного, он имеет в виду не конечное состояние человека, > а начало благодати. Благодать же предлагается: ее надлежит > добровольно принять и соответственно строить теперь свою жизнь. > Дом может быть "украшен" со всех сторон, но, если посмотреть на него > с иной точки зрения, он всё же может оказаться "пуст", если человек > не наполнил его новой жизнью. Слова, которые Господь обратил > к исцеленному у Овечьих ворот, в принципе адресуются каждому, > кто получает отпущение грехов. Ведь в исцелении у человека > отбирается нечто, а именно: то, что он, соглашаясь на грех, почитал > частью самого себя. Отпущение греха тогда похоже на ампутацию > какого-либо члена тела: прооперированный продолжает чувствовать этот > уже отсутствующий член. И в этом случае прежнее душевное состояние > обретает верх над верою. Ведь человек уверяет себя: "Я все тот же, > как прежде". Соответственно даже если для Бога некоторый человек > justus <(=праведник)>, то для себя самого этот человек должен > по-прежнему оставаться peccatus <(=грешник)>, ибо он-то знает себя > лучше, чем его знает Бог. Тут еще нас подстерегает диалектика той > самой ресса fortiter <(=греши сильней)>, которую, как пример > непослушания, воспроизводит ап. Павел: "И не делать ли нам зло, > чтобы вышло добро?" (Рим.3,8). "Оставаться ли нам в грехе, чтобы > умножилась благодать?" (Рим.6,1). Здесь делается, казалось бы, > вполне логичный вывод из известного тезиса: "Когда умножился грех, > стала преизобиловать благодать" (Рим.5,20). Ал. Павел, однако, > решительно отклоняет подобный вывод: он злонамеренно подбрасывается > нам противоборцами (Рим.3,8). "Мы умерли для греха: как же нам жить > в нём?" (Рим.6,2). > Для тех, однако, для которых конец бывает хуже начала, опровержение > подобной диалектики не имеет веса. Вот почему так актуально > предостережение Христово: Он, Тот Самый, Который есть мир, приводит > к разделению человечества (ср. Мф.10,34). Ложь, при наступлении > правды, бесчинствует особенно безобразно. Здесь показателен > риторический вопрос Иисуса Христа, апокалиптический по своей > природе: "Но Сын Человеческий, пришед, найдет ли веру на земле?" > (Лк.18,8). [ Ганс Урс фон Бальтазар ТЫ ИМЕЕШЬ ГЛАГОЛЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ Размышления над Священным Писанием agnuz.info/library/books/Ti_imeesh/page98.htm ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф 12:30; 12:24-30. +++ В.Н.Кузнецова: "Кто не со Мной, тот против Меня..." Возвращение беса *****************/rasylka/003/606.htm#0 +++ Прот. Александр Мень: изгнание нечистого духа *****************/rasylka/002/138.htm#01 -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- Иисус сказал: "Кто не со Мной, тот против Меня. / Кто не собирает со Мной, тот расточает. Когда нечистый дух выходит из человека, он бродит по безводной пустыне, ища себе пристанища, и, не найдя, говорит себе: "Вернусь-ка я в свой прежний дом, откуда вышел". И, возвратившись, находит его подметенным и прибранным. Тогда он идет, берет с собой семь других бесов, еще худших, чем он, и они, войдя, там поселяются. И в конце концов человеку тому становится еще хуже, чем было вначале". (Лк.11:23-26) |
|||
|
|
![]() |