=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Выпуск посвящен апостольскому чтению (православной Церкви) праздника Рождества Христова: Галатам, 4:4-7. > Апостол Павел пишет христианам Галатии (области в центральной > и южной части Малой Азии) об усыновлении Богу во Христе > (Гал 3:21-4:7), напоминая Евангелие, которое он прежде > им возвестил. Касаясь пропедевтического (подготовительного) значения > закона*, он выводит следующую вероисповедную формулу новозаветного > провозвестия, указывающую на универсальность (всеобщность) церкви > Христа, живущей во Святом Духе: +"Ведь вы все - сыновья Божьи через > веру в Христа Иисуса. <...> А раз вы сыновья, то Бог послал в ваши > сердца Духа Своего Сына, Который взывает: Авва - Отец!"+ (Гал 3:26; > 4:6). > Гал 3:21-4:7 > +Рабы и сыновья+ > 21 Так что, закон* противоречит Божьим обещаниям? Ни в коем случае! > Ведь если бы был дан закон, способный оживотворить, то праведность*, > действительно, проистекала бы от закона. 22 Но Писание всё заключило > под власть греха/1/, чтобы обещанное было дано верящим по их вере > в Иисуса Христа. > 23 И прежде, чем придти вере, мы были заключены, находясь > под стражей закона, ради веры, которой предстояло открыться, > 24 так что закон стал для нас детоводителем/2/ к Христу, чтобы нам > по вере быть оправданными. 25 А когда пришла вера, то мы уже > перестали быть под властью детоводителя. > 26 Ведь вы все - сыновья Божьи через веру в Христа Иисуса. > 27 Все вы, крестившись во Христа, во Христа оделись. 28 Нет > ни иудея, ни язычника/3/, ни раба, ни свободного, ни мужского пола, > ни женского, потому что мы все одно во Христе Иисусе. 29 А если > вы Христовы, то, стало быть, вы потомки Авраама* и согласно обещанию > наследники/4/. > =4= При этом скажу: наследник, до тех пор пока он ребёнок, ничем > не отличается от раба, хотя он и хозяин всего, 2 находясь до срока, > установленного отцом, под властью опекунов и управляющих. 3 Так же > и мы, когда были детьми, находились в порабощении у стихий мира/5/. > 4 Но когда наступила полнота времени/6/, Бог послал Своего Сына, > родившегося от женщины подвластным закону/7/, 5 чтобы освободить > тех, кто подвластен закону, дабы мы получили усыновление/8/. 6 А раз > вы сыновья, то Бог послал в наши/9/ сердца Духа Своего Сына, Который > взывает: Авва - Отец/10/! 7 Так что ты уже не раб, но сын, а коли > сын, то и по воле Божьей наследник/11/. > /1/ =Писание всё заключило под власть греха*= - мысль > апостола Павла здесь сводится к тому, что человек не способен > выполнить все предписания закона и не согрешить, в то время > как грех традиционно рассматривается как причина того, > что человек становится достойным смерти. В связи с этим > выше отмечается, что закон неспособен оживотворить. > /2/ =детоводитель= - букв. перевод греч. слова =педагог`oс=, > так у греко-римских среде называл раб, приставленный в семье > к мальчикам и подросткам в возрасте 6-16 лет, в обязанность > которого входило следить за их поведением, а также отводить их > из дома в школу и обратно. > /3/ =язычника=, букв.: =эллина= - имеются в виду язычники, > принадлежащие к греко-римской культуре, среди которых > проповедовал апостол Павел. > /4/ =наследники= - этим наименованием апостол Павел, подводя > итог предыдущим рассуждениям, указывает, что обратившиеся > к Христу язычники являются таким же наследники обещаний, > данных Богом Аврааму, как и евреи, являющиеся его прямыми > потомками. > /5/ =стихии мира= - вероятно, речь идёт о небесных телах, > которые по представлениям древних, влияют на жизнь людей. > /6/ =полнота времени= - специальный термин, обозначающий > наступление мессианской эры. > /7/ =родившегося от женщины подвластным закону= - речь > идёт о человеческом происхождении Христа как Царя евреев. > /8/ Мысль апостола Павла здесь такова: Христос освобождает > евреев от власти закона, чтобы усыновить Богу язычников, > поверивших в Него. > /9/ Согласно другим рукописям: =в ваши=. > /10/ =Авва - Отец!= - арам. слово =абб`a=, приводимое здесь > вместе с переводом: =отец=, употребляется как правило лишь > в семейном кругу для обращения к отцу, обозначая тем самым > особую близость, какую имеют к нему родные дети. Апостол Павел > вслед за Господом Иисусом, Который этим обращением указывал > на Своё сыновство Богу (см. Мк 14:36), подчёркивает реальность > богоусыновления верящих в Иисуса как в Мессию*. См. также > Рим 8:15. > /11/ Согласно другим рукописям: наследник Богу через Иисуса > Христа. [ игумен Иннокентий (Павлов). ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСТВО? (Приложение. Тексты Нового Завета) // М.: Эксмо, 2008. Стр. 199-201; 291-2. ] * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * > 4.1-7 СЫНЫ, А НЕ РАБЫ > 1 Приведу вам еще один пример: пока наследник в детском > возрасте, он, хотя и всем владеет, ничем не отличается от раба > (2) и до наступления срока, указанного отцом, находится > под присмотром опекунов и управляющих. > 3 Так и мы: пока мы были детьми, мы были в рабстве у стихий > мира. (4) Но когда исполнилось назначенное время, Бог послал > Своего Сына, рожденного женщиной и подвластного Закону, > (5) чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить > нас. (6) И потому что вы - сыны, Бог послал в наши сердца Дух > Своего Сына, Дух, взывающий: "Абба! Отец!" (7) Значит, > ты больше не раб, ты - сын. А если сын, то и наследник, > им тебя сделал Бог. > ---------------------------------------------------------- > 6 +наши сердца+ - в позднейших рукописях: "ваши сердца". > +Дух Своего Сына+ - в некоторых рукописях: "Дух". > 7 +Бог+ - в рукописях много разночтений: "Христос"; > "Бог через Христа"; "Бог через Иисуса Христа"; > "Бог через Христа Иисуса". > ---------------------------------------------------------- > *3 Гал 3.23; Кол 2.20 *4 Еф 1.10; Ин 1.14; Рим 1.3 > *5 Гал 3.13; Рим 8.15 *7 Рим 8.17; Гал 3.29 > Этот отрывок продолжает дискуссию, начатую в 3.26-29. Павел приводит > еще один пример из области права, а затем применяет его к ситуации > в Галатии. <.....> > Ст. 4 - =Но когда исполнилось назначенное время= - дословно: > "но когда пришла полнота времени". Время понималось как некая > текучая субстанция: когда сосуд наполнится, наступит срок какого-то > действия, в данном случае предпринятого Богом. Это слово > соответствует слову, употребленному в ст. 2. Время, назначенное > Небесным Отцом, - поворотный пункт всей Священной истории спасения, > и вот оно исполнилось, его знаменует приход Христа (см. 3.24). > Настало время свободы от всего того, что держало людей в рабстве. > Христиане перестали быть рабами и стали сынами. > =Бог послал Своего Сына= - Вероятно, слово "послал" указывает > на предсуществование Иисуса (1Кор 1.24,30; 8.6; ср. Кол 1.15-17; > 1Кор 10.4), хотя идея предсуществования не играет здесь главной > роли. В этих словах соединены два важнейших понятия > раннехристианского богословия: Богосыновство Иисуса > и посланничество. Так, Бог посылал людям Мудрость, пророков, Иоанна > Крестителя, Слово, Сына. Ср. особенно Ин 3.17: "Бог послал Сына > в мир не для того, чтобы Он мир осудил, но для того, чтобы мир через > Него был спасен". Многие комментаторы указывают на связь этих слов > с Прем 9.10-17. > =Рожденного женщиной= - Это традиционный семитский оборот, говорящий > о рождении человека; см. Иов 14.1; Мф 11.11; Лк 7.28; он также часто > встречается в кумранских рукописях и Книге Юбилеев. Иисус родился > в мир как человек, этим подчеркнута Его истинно человеческая > природа. Отсюда Его способность сопереживать нам (ср. Евр 4.15; 5.2) > и быть нашим Предстателем и Ходатаем перед Богом. Он был послан > Богом в мир в момент Своего рождения, как ветхозаветные пророки > и сам апостол Павел. Таким образом, подчеркивается как неразрывная > связь и преемственность двух Заветов, так и то, что в лице Иисуса > исполнились чаяния великих пророков древности (см. Ис 49.1,5; > Иер 1.5; Гал 1.15). Только благодаря человеческой природе Иисуса > другие люди могут получить Божественное сыновство (см. ст. 5 - > "усыновить нас"). Возможно, апостол хочет указать на параллель > между Иисусом и Адамом. Иисус прошел весь путь Адама вплоть > до смерти, чтобы исполнить Божью цель относительно человечества. > См. Пс 8:6-7: "Не много Ты умалил его перед ангелами; славою > и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; > всё положил под ноги его". > {См. J.Dunn, The Epistle to the Galatians, p. 215-216.} <...> > =Подвластного Закону= - дословно: "рожденного под законом". Иисус, > родившись от матери-еврейки, был евреем и обязан был исполнять > повеления Закона. Таким образом, Он тоже был "под Законом", но > не "под грехом" (см. 2Кор 5.21) и, следовательно, Закон не был > для него тюремщиком, воспитателем и опекуном. > Ст. 5 - =Чтобы выкупить на свободу подвластных Закону= - > В предыдущих стихах говорилось, что люди были порабощены Законом. > Иисус был послан в мир, чтобы их освободить, выкупив от проклятия > Закона (). Так реализуется принцип, который можно было бы назвать > принципом "взаимообмена". Только став евреем, Он смог избавить > Своих соплеменников от ига Закона, а тем самым и язычников, которые > не были обязаны становиться евреями, чтобы обрести спасение. Только > став Человеком, Иисус мог спасти людей. Таким образом Иисус > исполняет волю пославшего Его Отца, отдав Себя как искупительную > жертву. Ср. также Рим 8.3: "Послав Своего собственного Сына, > облеченного в тело, подобное греховному человеческому телу, чтобы > покончить с грехом, Он вынес смертный приговор греху в человеческом > теле". > =И усыновить нас= - Это вторая цель Бога. Он всегда дает нам больше, > чем мы могли бы надеяться. Он хочет не только избавить нас > от грехов, но и сделать нас Своими сынами. Но в отличие от Иисуса, > предвечного Сына Божьего, христиане становятся сынами > через усыновление. И здесь снова можно увидеть принцип > "взаимообмена": поскольку Иисус - Сын, то и те, кто Христовы, > тоже сыны. > Хотя в Израиле практика усыновления, вероятно, была неизвестна, > Павел, говоря об усыновлении, мог иметь в виду избавление народа > Израиля из египетского плена. Ср. Ос 11.1: "Когда Израиль был юн, > Я любил его и из Египта вызвал сына Моего". Но в Риме усыновляли > очень часто. Например, почти все императоры вплоть до династии > Флавиев усыновляли своих наследников. См. также Рим 8.15; Еф 1.5. > Усыновленные получали те же права, особенно на наследство, > что и кровные сыновья. > Ст. 6 - =И потому что вы - сыны, Бог послал в наши сердца Дух Своего > Сына= - Христиане и раньше были названы сынами Бога (3.26); > они получили Дух через веру (3.2,14). =И потому что вы - сыны= - > возможно иное понимание: "И в подтверждение того, что вы - сыны". > Как известно, в Риме во время усыновления необходимо было > присутствие свидетелей. Возможно, этим объясняются слова апостола > о том, что Дух подтверждает наше сыновство. Ср. также Рим 8.15: > "[Дух] сам вместе с нашим духом свидетельствует о том, что мы дети > Бога". > =Сердце= в еврейской антропологии было седалищем ума и воли. Именно > здесь теперь обитает Дух. =В наши сердца= - После слов "вы - сыны" > мы могли бы ожидать, что будет сказано: "в ваши сердца" (такое > чтение есть в позднейших рукописях). Вероятно, апостол хочет > сказать, что Дух послан и "в ваши, и в наши сердца". > =Дух Своего Сына= - В Новом Завете никто, кроме Павла, не употреблял > такого выражения, хотя о Духе Сына Божьего говорится неоднократно: > "Дух Христа" (Рим 8.9; 1Петр 1.11); "Дух усыновления" (Рим 8.15); > "Дух Господа (2Кор 3.17); "Дух Иисуса Христа" (Флп 1.19); > "Дух Иисуса" (Деян 16.7). После Своего воскресения Христос полностью > вошел в сферу Духа. Отныне прославленный Господь постигается > верующими через Дух и как Дух. В 1Кор 15.45 апостол даже называет > Его животворящим Духом: "Последний Адам стал животворящим Духом". > Если раньше под Духом понималась некая не имеющая формы и скорее > безличная духовная сила, то теперь она приобретает образ и лицо > Христа. Дух Бога и Дух Христа у Павла - нераздельные и даже > взаимозаменяемые понятия. Ср. Рим 8.9-10: "Вы живете устремлениями > не собственной природы, а Духа, если в вас действительно обитает > Дух Бога. А у кого нет Духа Христова, тот не Его". > =Дух, взывающий: "Абба! Отец!"= - Дух Сына произносит слова той же > молитвы, которую во время Своего земного служения обращал к Своему > Отцу Иисус. =Взывающий= - буквально: "кричащий". В Септуагинте > это слово употреблялось в значении: "обращаться с молитвой". > Следовательно, Дух Христа ходатайствует за нас, молится за нас > и вместо нас. Ср. Рим 26: "Сам Дух просит за нас воздыханиями, > которые нельзя выразить словами". См. также Рим 8.34. > =Абб`а= - этим арамейским словом дети в семье называли отца, > это было теплое, интимное слово, в отличие от более почтительного > и формального "отец". Вероятно, Иисус всегда так обращался к Богу > и учил Своих учеников называть Бога так же. Пока что не найдено > убедительных примеров, чтобы кто-нибудь из соотечественников Иисуса > рискнул назвать Небесного Отца этим именем. {Вот единственный пример > из Талмуда: "Ханан Ганехба был сыном дочери Хони Гамеагела. Когда > стояло бездождие, ученые посылали к нему детей из школ, которые, > бывало, тянут его за края одежды, крича: "Абба, абба! Дай нам > дождя!" И Ханан взывал к Господу: "Владыка вселенной! Сделай > ради малых сих, не различающих между Аббой, посылающим дождь > на землю, и аббой, не во власти которого посылать дождь!" Но, > во-первых, Ханан считался в народе чем-то вроде юродивого, > а во-вторых, он обратился к Богу "Абба" только в данной ситуации, > обыгрывая это слово.} Но теперь верующие получили право > так обращаться к Богу, потому что они - Христовы, а Христос называл > Бога "Абба". В Новом Завете это слово употреблено только в Евангелии > Марка (14.36) и дважды Павлом (здесь и в Рим 8.15). > Согласно мнению многих комментаторов, стихи 4-6 представляют собой > крещальный гимн - краткое исповедание веры перед крещением, > цель которого напомнить новокрещаемым то, что сделал для них Бог. > В первой половине гимна говорится о том, что Бог послал Сына, > а во второй - о том, что Он послал Дух. Павел, по их мнению, > процитировал гимн, дополнив его и расширив. Ср. Рим 8.15-17, почти > дословно повторяющие ст. 5-7 этого письма. Этот отрывок насыщен > традиционными христологическими формулами (ср. 1.4; 2.20; 3.13; > Ин 3.16). Ср. Рим 8.3-4: "Послав Своего собственного Сына, > облеченного в тело, подобное греховному человеческому телу, > чтобы покончить с грехом, Он вынес смертный приговор греху > в человеческом теле, чтобы теперь мы могли жить так, как справедливо > требует Закон, потому что мы живем согласно Духу, а не плотской > природе". > Ст. 7 - =Значит, ты больше не раб, ты - сын= - Павел делает > заключительный вывод, связывая этот отрывок с 3.29. Если раньше > апостол употреблял местоимение множественного числа "вы", но теперь > перешел к единственному числу "ты". Это прямое обращение придает > тексту торжественную серьезность и одновременно теплоту. =Ты больше > не раб= - С приходом Христа рабство закончилось, период духовного > детства ушел в прошлое. > =Ты - сын= - Христиане - это совершеннолетние сыны Бога. Отношения > сына и отца в древности во многом понимались не так, как в наше > время. Говоря о них, мы прежде всего думаем о взаимной любви. > Но тогда главным в отношении сына к отцу было его полное послушание > воле отца: отец приказывал - сын исполнял. Но сын был послушен > не потому, что боялся отца, но потому, что любил. И христиане должны > жить по-новому: место страха перед Богом должна занять доверительная > любовь, преданность и послушание, вызванное любовью. Их любовь > к Отцу свободна, и они должны жить как люди, ответственные за свою > жизнь, за свой выбор. Ведь рабы ни за что не отвечают, они обязаны > выполнять приказы хозяина. К сожалению, люди гораздо чаще > предпочитают рабство и боятся свободы. Но Христос освободил нас > для свободы. Основатель методизма Джон Уэсли вспоминал о своем > прошлом: "У меня и тогда была вера, вера раба, но не вера сына". > {Цитируется по изд.: F.F.Bruce, Commentary on Galatians, p. 200.} > =А если сын, то и наследник= - Истинные сыны Авраама получат то > наследие, которое было обещано ему и его потомкам, особенно теперь, > когда они стали сынами Бога через веру в Иисуса Христа. =Им тебя > сделал Бог= - дословно: "через Бога". Многочисленные разночтения > в рукописях показывают, что текст был непонятен для переписчиков. > Но смысл его в том, что Бог, усыновив нас, этим сделал нас законными > наследниками. Ср. Рим 8.17: "А если дети, то наследники - наследники > Бога, сонаследники Христа, потому что если мы разделили > Его страдания, то разделим и Его славу". [ В.Н.Кузнецова. КОММЕНТАРИЙ НА ПИСЬМО ЦЕРКВАМ ГАЛАТИИ. // М., 2003 ] комм. к предыдущим стихам: www.messia.ru/rasylka/006/1622.htm#0 ; к последующим (4:8-11): www.messia.ru/rasylka/003/564.htm#0 . + + + священник Александр Мень: усыновление Богу www.messia.ru/rasylka/007/1959.htm#0 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # ----------------------------------------------------------------- | Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама | | может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают | | более 6000 человек. (Пишите!) | | Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта. | | Как это можно сделать, описано на странице | | www.messia.ru/pomoch.htm . | ----------------------------------------------------------------- -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом знания, ибо чрез него звёздам служащие звездою были научаемы Тебе поклоняться, Солнцу правды, и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. Господи, слава Тебе!* (Тропарь Рождества, перев. иером. Амвросия (Тимрота)) * * * *Нравственное сознание началось с Божьего вопроса: "Каин, где брат твой Авель?" Оно кончится другим Божьим вопросом: "Авель, где брат твой Каин?"* (Бердяев) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2356.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm |
|||||
|
|
![]() |