=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Христос воскрес!* 10 июля 2017 г. ст.ст.,
воскресенье 7-е по Пятидесятнице.
см.
к апостольскому
чтению:
К евангельскому
чтению: +
+ + он же:
К апостольскому
и евангельскому чтениям:
(выпуск посвящен субботнему евангельскому чтению)
> Этот отрывок начинается и завершается призывом не бояться. Ничто не происходит без ведома Бога, который защитит тех, кто исполняет Его волю. Только Его надо бояться, ибо в Его руках не только жизнь и смерть, но и вечная жизнь и вечная погибель. > Ст. 26 – <Нет ничего скрытого, что не станет явным, и нет ничего тайного, что не станет известным> – Подобные слова есть как в других текстах Нового Завета, так и у язычников (1Кор 4.5). Вероятно, перед нами снова пословичное выражение, бытовавшее в устной традиции как отдельное речение, которое евангелисты Матфей и Лука поместили в разные контексты (ср. Лк 12.1-2). Не бойтесь их – то есть людей-гонителей, в частности тех, кто называет их Учителя прислужником Сатаны или самим Сатаной. Несмотря на мрачные предсказания, Иисус призывает Своих учеников не бояться и не отчаиваться (1Петр 3.14; Откр 2.10). Истина всё равно восторжествует, потому что восторжествует Бог. Царство Бога, которое сейчас незаметно, сокрыто, как зерно под землей, явится в полноте силы. > Ст. 27 – То, что я говорю вам во тьме… то, что слышите шепотом на ухо – сейчас Весть, которую возвещает Иисус, звучит тихо и иногда незаметно, многие ее не слышат. Иисус часто говорит загадочным языком притч, метафор и сравнений. Но скоро наступит время, когда Его ученики понесут Весть по всему свету («говорите при свете дня»), когда она зазвучит во весь голос («возвестите с крыш домов»). Надо помнить, что крыши на Востоке плоские и люди обычно проводили там много времени. «Здесь контраст между тьмой допасхального периода и светом послепасхального периода». {Davies and Allison, Matthew, v. 2, p. 205.} Лука, поместив речение в другой контекст, радикальным образом изменил его значение. > Ст. 28 – Самое страшное, что могут сделать люди, это причинить смерть. Но они могут убить только тело. Обычно в Новом Завете, как и всюду в Библии, душа – это жизнь, ее вдохнул в человека Бог. Поэтому «тело» и «душа» – это не две части, из которых состоит человек, а две его стороны. {E.Schweizer, The Good News according to Matthew, p. 247-248.} Только в этом стихе значение слова «душа» претерпевает изменение, вероятно, под влиянием эллинистических идей (ср. Прем 16.13-15; 4Макк 13.13-15; 14.6) и понимается как бестелесная человеческая сущность, способная пережить смерть тела, чтобы потом соединиться с ним во время телесного воскресения. > Бойтесь Того, кто может и душу, и тело сгубить в геенне – в раввинистических писаниях есть похожие слова: убийство, совершенное царем плоти и крови, не есть убийство навеки, таким является лишь убийство, совершенное Царем всего: Он убивает и для этого века, и для будущего. Иногда некоторые толкователи полагали, что имеется в виду Сатана, но это неверно, так как в библейской мысли лишь Бог обладает подобной властью. Что значит «бояться Бога»? Прежде всего, это испытывать благоговение и ужас, священный страх, всегда охватывающий человека перед лицом Божества, многократно превосходящего все, что человек способен даже помыслить, страх грешника перед абсолютной святостью. Это страх, который возникает у любящего перед любимым, страх лишиться Его любви из-за дурного поступка, слова или мысли. Страх перед Богом значит бесстрашие перед людьми. Когда хоронили английского проповедника Джона Нокса, о нём сказали так: «Здесь лежит человек, который так боялся Бога, что не боялся никого из людей». {У. Баркли, Толкование на Евангелие от Матфея, т. 1, с. 428.} <...> Сгубить в геенне – так как греческое слово может значить и уничтожение, и вечные му́ки, неизвестно, что именно говорит здесь Иисус. Согласно раввинистическим учениям того времени, душа и тело уничтожаются после двенадцатимесячного пребывания в геенне. Но главное в этом стихе не информация о загробной жизни или смерти, а призыв к людям не бояться мученической смерти. > Ст. 29-31 – Всеведение Бога и Его любовь к человеку – вот темы двух маленьких притч. Если даже воробей не погибает, то зачем страшиться людям? Ведь они дороже птиц, они созданы по образу и подобию Бога. Если даже количество волос на голове известно Богу, следовательно, страдания и смерть ради Него не совершается потому, что Бог не видит или не помнит. Он всеведущ, и воля Его непостижима для людей. Даже зло, которое обрушивают на Его посланцев враги, Бог сумеет обратить в благо (Рим 8.28). За грош – дословно: «за ассарий», это римская медная монетка стоимостью в 1/16 денария (денарий был средней платой за один рабочий день). В те времена воробьи были самой дешевой дичью, продававшейся на рынке, их часто употребляли с пищу бедняки. Здесь, как и в 6.26, применен прием «от малого к большему». А у вас и волосы на голове все сочтены – вероятно, пословица (ср. 1Цар 14.45; 2Цар 14.11; Лк 21.18; Деян 27.34). > Ст. 32-33 – Но именно поэтому ученики должны не отступиться и открыто исповедать веру в Иисуса, открыто признать Его, вероятно, на суде, даже если это будет грозить смертью. Как человек поступал в этой жизни, так поступят и с ним. Кто не признал Иисуса, боясь смерти или насмешек (Ин 7.48-49), от того откажется и Иисус, не призна́ет его Своим во время Суда, на котором Он будет восседать как Судья (19.28; 25.31-46). Он не призна́ет их перед лицом Бога, которого Иисус называет Своим Небесным Отцом. Ученики должны помнить, что детьми Небесного отца они становятся благодаря Иисусу. См. также 1Ин 2.22-23; 4.2-3, 15.
> 34Не думайте,
> Ст. 34 – Иисус произносил парадоксальные слова, которые, казалось бы, противоречат сказанному выше (5.9; 10.13; см. также Ин 14.27). Пророк Исайя называл грядущего Мессию Князем мира, то есть источником и первопричиной мира (Ис 9.6; 11.9). Раввинистические писания также утверждали, что Мессия установит новый миропорядок, в котором будут отсутствовать войны. Конечно, перед началом мессианского века будут войны, катастрофы и раздор, но затем наступит великое замирение, когда все враги будут повержены и покорены и земля Израиля будет наслаждаться покоем. Иисус, казалось бы, решительно опровергает эти взгляды: «Не думайте, что Я пришел установить мир на земле. Не мир Я принес, но меч». Установить мир – дословно: «бросить, швырнуть мир». Это может быть либо семитический оборот, соответствующий нашему «установить мир», либо он включает в себя идею установления мира силой. Именно таким победоносным Воителем, замирившим язычников, видели Мессию многие современники Иисуса. Меч в данном отрывке означает вражду и разделение. На земле – обычно землей называлась территория Израиля. > Из Евангелий видно, что Иисус пришел восстановить народ Божий Израиль во всей полноте мирных и гармонических отношений с Богом, уничтожить вражду, возникшую в результате греха и разделения. Своих учеников Он посылает с той же Вестью о мире. Но далеко не всюду их принимают, и тогда предложенный ими мир возвращается к ним (10.14). Не они берут в руки меч, убивая тех, кто не принял их, но те, кто не приняли их Весть о примирении, отвергнув волю Бога. Не они преследуют, мучают и казнят, но те. Они отвергли мир, предложенный Иисусом, и развязали войну с Богом. Но невольной причиной этой вражды стал Иисус и поэтому Он лишь констатирует ситуацию. "Меч" – это не цель, а неизбежное следствие. Иисус не похож на лжепророков, которые в угоду власть имущим возвещают мир и безопасность в то время, когда человечество стои́т на грани катастрофы (Иер 6.14; 8.11; Иез 13.10; 1Фес 5.3). Но Он никоим образом не сторонник священных войн с язычниками и еретиками, Он отвергает воззрения зелотов, стремившихся войной с Римом ускорить наступление Царства Бога. Этими словами Иисус предупреждает Своих посланцев о том, что путь, который Он им предлагает, узок, труден и мучителен. Но Его слова также свидетельствуют о наступлении конечных, эсхатологических времен, для которых характерна вспышка зла и насилия, и Его приход говорит о наступлении эсхатона (Откр 6.4). > Это речение красноречиво свидетельствует о том, что нельзя вырывать новозаветные цитаты из контекста, иначе можно полностью исказить смысл Писаний. > Ст. 35-36 – "Меч", о котором говорит Иисус, это прежде всего меч мученичества, а также разделения (ср. Лк 12.51), разрыва кровных, семейных уз. Иногда он будет рассекать членов одной семьи, отделяя верных от неверующих. «Иисус предлагает выбор, и человек иногда вынужден выбирать между самыми тесными мирскими связями и верностью Иисусу Христу». {У. Баркли, Толкование Евангелия от Матфея, т. 1, с. 435.} > Нам сейчас уже не всегда легко понять, что значило это для людей того времени, когда семья, род, клан воспринимались как нечто незыблемое, абсолютно надежное, гарантирующее человеку подчас единственную помощь и защиту. Пророки, междузаветные и талмудические тексты часто говорили о том, что конечные времена будут характеризоваться враждой в семье (Мих 7.6; 1Енох 56.7; 100.1-2; 4Ездр 5.9; 6.24; 2Вар 70.3,7; см. также Мк 13.12). Но апостолы должны нести свое служение даже в такие смутные и страшные времена. [ В.Н. Кузнецова.
Из кн. "Евангелие от Матфея. Комментарий". (М., 2002) ]
#
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках в соцсетях.
---------------------------------------------------------------
-- Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!
редактор-составитель рассылки Александр Поляков, священник mailto:mjtap@ya.ru (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
--------------------------------------------- *Братья,
ради милосердия Божьего к нам, я вас прошу: * * * Иисус сказал: * * * *К Иисусу пришли фарисеи и саддукеи. ********************************************* /+/
апостольское чтение субботы. /&/ ев. чтение понедельника. В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.
HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3542.htm
Архив рассылки + подписка -> messia.ru/rasylka/#0
NEW!
Следить за новыми выпусками рассылки и другими
материалами сайта можно
странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook
*********** Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru | |||||
|
| ![]() |