1 Пет.
главы: 1 2 3

ВТОРОЕ ПИСЬМО ПЕТРА

1 От Симеона Петра, служителя и апостола Иисуса Христа, — тем, кто благодаря оправданию Богом нашим и Спасителем Иисусом Христом, обрел веру, столь же драгоценную, как наша.

2 Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего!

3 Его Божественная сила одарила нас всем необходимым для жизни и подлинного богопочитания — через познание Того, кто призвал нас Своей собственной славой и добродетелью, (4) благодаря которым дарованы драгоценные и величайшие обещания. Они дарованы для того, чтобы с их помощью вы стали сопричастными Божественной природе, избежав гибели, связанной с желаниями этого мира. (5) И по этой причине приложите все старания, чтобы укрепить свою веру добродетелью, добродетель — знанием, (6) знание — выдержкой, выдержку — стойкостью, стойкость — благочестием, (7) благочестие — братской дружбой, дружбу — любовью.

Ведь если вы этими качествами обладаете и их приумножаете, они не дадут вашему знанию о Господе нашем Иисусе Христе остаться чем-то бесполезным и бесплодным. (9) Тот же, у кого этих качеств нет, близорук и слеп: он предал забвению, что омыт от своих прежних грехов. (10) Вот почему вы, братья, с еще большим усердием старайтесь подтвердить свою призванность и избрание. Будете так поступать — никогда не споткнетесь! (11) Ведь тогда вам будет щедро даровано право на вход в вечное Царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа.

12 Вот почему я намерен всегда напоминать вам об этом, даже если вы и так всё это знаете и уже утвердились в той истине, что явлена вам. (13) Я считаю своим долгом, пока я еще живу в телесной оболочке, постоянно будить вашу память напоминаниями. (14) Я ведь знаю: для меня уже близится время снять с себя эту оболочку, мне это открыл наш Господь Иисус Христос. (15) Но я сделаю всё, что в моих силах, чтобы и после моего ухода вы в любое время могли припомнить это.

16 Когда мы поведали вам о возвращении Господа нашего Иисуса Христа в силе, мы не повторяли чьих-то замысловатых побасенок. Нет, мы сами стали очевидцами Его величия! (17) Он принял от Бога Отца честь и славу, когда донесся к Нему голос величественной Славы: "Это Мой Сын, Мой любимый, в Нём Моя отрада". (18) И этот голос, донесшийся с неба, мы сами слышали, когда были с Ним на святой горе.

19 Это еще больше убеждает нас в том, что подтвердились слова пророков. Вы поступите правильно, если будете относиться к ним, как к светильнику, что горит в потемках, пока не просияет День и не взойдет у вас в сердцах Утренняя звезда. (20) Но прежде всего надо помнить, что ни одно пророчество Писания не может быть истолковано самим человеком, (21) ведь никогда не бывало пророчества по воле человека. Нет, люди говорили то, что исходило от Бога, и их побуждал Святой Дух.

2 Однако так же, как в народе Израиля бывали лжепророки, и среди вас будут лженаставники. Им удастся внедрить свои ложные учения, ведущие к погибели. Они откажутся от Владыки, выкупившего их на свободу, и навлекут на себя скорую погибель. (2) Многие будут подражать их мерзости и этим дадут повод хулить Путь Истины. (3) Это ненасытные люди, они с помощью хитроумных басен на вас хорошо наживутся. Но приговор им вынесен давно, он не замедлит, и не дремлет их погибель!

4 Ведь Бог не пощадил даже ангелов, когда те согрешили: Он заточил их в ад и предал цепям вечного мрака до Дня Суда. (5) Не пощадил Он и древнего мира, за исключением Ноя, вестника праведности, и с ним еще семерых, когда наслал потоп на мир нечестивцев. (6) И города Содом и Гоморру осудил на разрушение, обратив их в пепел — в назидание будущим нечестивцам. (7) Но Он спас праведного Лота, изнемогавшего от беспутства развратных людей — (8) ведь для этого праведника, для его праведной души было каждодневной пыткой видеть и слышать, что они творят. (9) Господь умеет благочестивых спасать от испытаний, а неправедных — сберегать для наказания в День Суда. (10) Особенно тех, кто идет на поводу у грязных желаний своей плотской природы и ни во что не ставит власть Господа.

Дерзкие и наглые, эти люди не трепещут, оскорбляя небесные силы, (11) в то время как даже ангелы, которые несравненно сильнее и могущественнее, не говорят о них оскорбительно, обвиняя их перед Господом. (12) Они же словно неразумные животные, которые знают лишь инстинкты и рождаются для одного — чтобы их отловили и убили; они хулят всё то, что недоступно их уму; и, подобно этим животным, они тоже погибнут, (13) и им отплатится вредом за вред, который они причинили.

Им сладок кутеж при свете дня; они — сама мерзость и позор; они наслаждаются тем, что плетут для вас сети обмана, сидя с вами за одним столом. (14) В глазах у них только проститутки и непрестанный грех; они заманивают в ловушку слабые души; сердца их натасканы на алчность; их удел — погибель. (15) Они сошли с прямого пути и заблудились, они пошли путем Валаама, сына Босора, которого прельстила награда за греховное дело. (16) Но он был уличен в преступлении: бессловесная ослица заговорила человеческим голосом и остановила безумие пророка.

17 Это иссохшие источники, это тучи, гонимые бурей! Их дожидается непроглядный мрак ада. (18) Ведь они своими напыщенными и пустыми речами завлекают и ловят на приманку необузданных желаний плоти тех, кто только-только стал удаляться от людей, живущих во лжи. (19) Они обещают им свободу, будучи сами рабами у погибели. Ведь кто чему покоряется, тот тому и раб. (20) Потому что если они, благодаря познанию Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа, бежали от мерзостей этого мира, но, снова запутавшись в них, опять ими покорены, то это последнее для них хуже того первого. (21) Лучше бы им вообще ничего не знать о Пути праведности, чем, узнав его, отвернуться от святой заповеди, что им вверена! (22) То, что с ним случилось, подтверждает верность пословицы:

"Пес вернулся на свою блевотину"

и

"Вымой свинью — она снова валяется в грязи".

 

3 Любимые мои, письмо, которое я пишу вам, уже второе. В этих письмах я стараюсь своими напоминаниями пробудить в вас чистый строй мыслей, (2) чтобы вы помнили слова, сказанные некогда святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, что передана вашими апостолами.

3 Прежде всего вы должны знать, что в последние дни появятся насмешники, идущие на поводу у собственных желаний. (4) Они будут, насмехаясь, говорить: "Где же Его обещанное пришествие? Вот уже и отцы наши упокоились, а всё как было от сотворения мира, так и осталось". (5) Они забывают, что некогда Божьим Словом были созданы небеса и земля — из воды и посредством воды, (6) и ими же тогдашний мир, затопленный водой, был уничтожен. (7) А нынешние небеса и земля, волей того же Слова, сохраняются для огня, и их сберегают для Дня Суда и гибели безбожных людей.

Любимые мои, вот чего вы не должны забывать: для Господа один день — что тысяча лет и тысяча лет — что один день. (9) Господь не медлит с обещанным, даже если некоторые считают это промедлением. Наоборот, Он очень терпелив к вам, Он не хочет, чтобы кто-либо погиб, но хочет, чтобы все раскаялись. (10) А День Господа придет внезапно, словно вор. В тот день исчезнут с громовым раскатом небеса, разрушатся и сгорят небесные тела и земля с ее делами будет признана виновной. (11) И если всё будет так разрушено, какими же должны быть вы, какой святой и преданной Богу должна быть ваша жизнь, (12) раз вы с нетерпением и жаждой дожидаетесь Дня пришествия Бога, когда небеса, охваченные пламенем, разрушатся и небесные тела расплавятся в огне!

13 Мы ждем, как Он нам обещал, новых небес и новой земли, где будет обитать праведность.

14 Вот почему, любимые мои, в ожидании этого старайтесь быть чистыми и безупречными, чтобы оказаться в мире с Богом. (15) А еще считайте, что безграничное терпение Господа — это ваш шанс на спасение, как об этом вам писал с мудростью, данной ему Богом, и наш любимый брат Павел, (16) он говорит об этом во всех своих письмах. В них есть вещи трудные для понимания, и люди невежественные и нестойкие извращают их, как и остальные Писания, себе на погибель. (17) А так как вы, любимые мои, знаете это заранее, то берегитесь, чтобы ложь безнравственных людей не увлекла вас за собой и не лишила твердой опоры. (18) Так возрастайте, всё больше узнавая Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа и Его доброту. Ему слава как ныне, так и в День вечности. Аминь.


1.1 Симеон — полная форма имени Симон. Во многих рукописях: "Симон".

1.2 Иисуса — в некоторых рукописях: "Христа Иисуса" и "Иисуса Христа".

1.3 собственной славой — в некоторых рукописях: "славой".

1.13 в телесной оболочке — дословно: "в палатке".

1.21 люди говорили то, что исходило от Бога — в некоторых рукописях: "его изрекали святые Божьи".

2.2 Путь истины — первые христиане называли себя "Путь", также Путь истины, Путь Господа (Деян 18.25-26), Путь спасения (Деян 16.17), Путь праведности (2.21).

2.4 Рассказы о падении ангелов, в еврейской традиции носивших имя небесных Стражей, были в древности очень популярны. В 1 Книге Еноха 6–19 (начало II в. до н.э.) рассказывается, как в дни Иареда (Быт 5.18) двести ангелов Шемихаза и Азаэля, плененные красотой земных женщин, спустились на гору Гермон и взяли их себе в жены. Они научили женщин колдовству и употреблению косметики. Их дети, Исполины, разоряли землю. Падение ангелов и явилось, по мнению многих древних еврейских толкователей, первопричиной греха. Заточил их в ад — хотя в Книге Бытия ничего не говорится об их дальнейшей судьбе, в 1 Еноха рассказывается о заточении в Тартар. Здесь тоже употреблен глагол "тартар`ео", что наводит на мысль, что евреи, жившие в эллинистическом окружении, видели некоторое сходство между падением Стражей и восстанием Титанов, позже заточенных в Тартар олимпийскими богами. Ад, или Тартар, не являются местом окончательного наказания, каковым является в еврейской традиции геенна. Это лишь место предварительного наказания, за которым последует Суд.

2.5 Потоп был следствием падения Стражей и Исполинов. Вестника праведности — в еврейской традиции Ной призывал своих порочных современников к раскаянию и праведной жизни.

2.6 обратив в пепел — см. также Прем 10.7. Греческий географ Страбон сообщает, что земли вокруг Мертвого моря называются "страной пепла".

2.10 власть Господа — буквально: "власть, господство"; возможно понимание этого слова в смысле ангельского чина Господств (ср. Иуд 8). Небесные силы — буквально: "славы". Вероятно, имеются в виду ангельские существа, как в Иуд 8.

2.11 обвиняя их — если под прославленными существами ст. 10 имеются в виду злые ангелы, то Божьи ангелы обвиняют их (ср. Иуд 9); в противном случае это лжеучителя.

2.12 подобно этим животным, они тоже погибнут — возможны другие переводы: "погубят себя своими делами", "совершенно точно погибнут", "погибнут вместе с ними". Подобно им — имеются в виду или животные, или злые ангелы.

2.13 при свете дня — устраивать попойки или вечеринки днем считалось признаком полного нравственного разложения. Но возможно и понимание: "каждый день". За одним столом — возможно, речь идет о христианских трапезах любви (ср. Иуд 12), хотя неизвестно, проводились ли они в то время днем.

2.14 В глазах у них только проститутки — дословно: "глаза их полны проститутки" (ед. ч.); так как слово "к`ора" имеет два значения: "девушка" и "зрачок", то греческие писатели часто в риторических целях играли на этих двух значениях. Этот оборот значит, что такой человек всегда выискивает женщину, с которой можно было бы согрешить. В некоторых рукописях: "в глазах у них только разврат".

2.15 Прямым путем в Библии называется путь послушания Богу (3Цар 12.23; Пс 106.7; Ис 33.15). В еврейской традиции Валаам предстает одним из главных врагов народа Божьего Израиля; он согласился исполнить просьбу Валака из жадности, потому что тот обещал ему огромную сумму денег, кроме того, он научил его, как вовлечь Израиль в грех разврата и отступничества (Числ 25.1-3). В Числ 31.8 и Ис Нав 13.21-22 говорится о том, что он был убит вместе с мадиамскими царями, к которым он якобы пришел за наградой. Сын Босора — имя  <отца Валаама, согласно Числ 22.5,> было Беор.

2.19 свободу — вероятно, от смерти, или от Божьего Суда, или от законов нравственности. Ведь кто кому покоряется... — вероятно, поговорка (ср. Рим 6.16; Ин 8.34).

2.20 Ср. Евр 10.26. Господа нашего и Спасителя — в некоторых рукописях: "Господа и Спасителя нашего".

2.21 Путь праведности — см. прим. к 2.2.

3.3 в последние дни — т.е. в конце времен.

3.4 отцы наши — вероятно, первое христианское поколение, особенно апостолы, в течение жизни которых должно было состояться пришествие Христа, хотя есть также мнение, что имеются в виду патриархи.

3.5 из воды и посредством воды — согласно Быт 1.1 и другим ближневосточным сказаниям, мир возник из "бездны", т.е. водного хаоса, или некоего первобытного океана. Бог создал мир, отделив твердь от воды.

3.6 ими же — т.е. Божьим словом и водой.

3.7 для огня — хотя о конечной гибели мира от огня в НЗ говорится только здесь, это была распространенная идея в ВЗ (Пс 97.3; Ис 30.30; 66.15-16; Иез 38.22; Ам 7.4; Соф 1.18; Мал 3.19), а также в ряде языческих религий (например, в зороастризме).

3.9 В еврейской традиции существовало два представления о времени прихода Божьего для окончательного суда. Согласно одной, Бог назначил дату Суда, а согласно другой, Он из милосердия откладывает Свой приход, пока весь Израиль не раскается. К вам — в некоторых рукописях: "к нам".

3.10 небесные тела — буквально: "стихии"; это слово может означать также первоэлементы мира и ангельские силы, в ведении которых находится природа. Будет признана виновной — в рукописях много разночтений: "не будет обнаружена", "окажется разрушенной", "сгорит", "исчезнет".

3.16 трудные для понимания — не в том смысле, что они темны и непонятны, а потому что могут быть ложно истолкованы, о чём говорил и сам апостол Павел (Рим 3.8).

 

1.2 Иуд 2   1.12 Иуд 5     1.17-18 Мф 17.1-5; Мк 9.2-7; Лк 9.28-35   2.4 Быт 6.1 — 7.24   2.6 Быт 19.24   2.7 Быт 19.1-16   2.9 Сир 33.1  
2.15-16
Числ 22.4-35   2.20 Мф 12.45; Лк 11.26   2.22 Притч 26.11  
3.3
Иуд 1.18   3.5 Быт 1.6-9   3.6 Быт 7.11, 23   3.8 Пс 90.4 (89.5)   3.10 Мф 24.43; Лк 12.39; 1Фес 5.2; Откр 16.15  
3.13 Ис 65.17; 66.22; Откр 21.1

[оглавление Библии]    [на первую страницу сайта]

[оглавление Библии]    [на первую страницу сайта]

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»