> 4. Что скрывается за естественным законом
(начало главы в предыдущем выпуске)
> Предположим, кто-то спросил меня: "Вы видите человека
в синей форме, который идет по улице и оставляет бумажные
пакетики у каждого дома. Почему вы предполагаете, что в них
письма?" Я бы ответил: "Потому что всякий раз, как он оставляет
мне такой пакетик, я нахожу в нём письмо". И если бы
мне возразили: "Но вы же не видели тех писем,
которые, по вашему мнению, получают другие люди!", я бы
ответил: "Конечно нет, ведь они не мне адресованы. О содержимом
пакетов, которые нельзя открывать, я догадываюсь по аналогии
с тем пакетом, который я открывать могу".
> Точно так же обстоит дело у нас. Единственный пакет,
который мне разрешается открыть, человек. Когда я
это делаю, особенно когда открываю одного конкретного человека, которого
называю "я", то обнаруживаю, что я существую не сам
по себе, что я подвластен какому-то закону; что-то
или кто-то хочет, чтобы я вел себя так, а не иначе.
Конечно, я не думаю, что внутри камня или дерева
я нашел бы то же самое, как не думаю, что все остальные
люди получают такие же письма, как я. Я мог бы, например,
обнаружить, что камень обязан подчиняться закону тяготения, но "отправитель
писем" просто говорит мне, чтобы я подчинялся закону моей человеческой
природы, тогда как камень подчиняется законам другой, своей. Как-то
кажется, что в обоих случаях действует "отправитель писем"
сила, стоящая за фактами, Начальник жизни, ее Руководитель.
> Не подумайте, пожалуйста, что я иду быстрее, чем надо.
Я и на сто километров не подошел еще к Богу,
каким толкует Его христианское богословие. Всё, что я сказал
до сих пор, сводится к следующему: что-то руководит
мирозданием и проявляется во мне как закон, который
побуждает меня творить добро и испытывать угрызения совести,
если я содеял зло. Я думаю, нам следует предположить,
что эта сила скорее подобна разуму, чем чему-нибудь иному,
потому что, в конечном счете, единственное, что мы знаем
помимо разума, это материя. Но едва ли можно
вообразить себе кусок материи, дающий указания. Впрочем, вряд ли эта сила
точно соответствует разуму в нашем понимании; пожалуй, еще меньше
соответствует она человеку, какой он есть.
> <...> за последнее столетие появилось немало
слишком вольных фантазий о Боге. Я решительно не собираюсь
предлагать вам нечто подобное.
> Примечание. <...> я упомянул только материалистическую
и религиозную точки зрения. Но для полноты картины
мне следовало бы упомянуть и о промежуточной
о так называемой философии "жизненной силы", или творческой
эволюции. Остроумнее всего философия эта представлена у Бернарда
Шоу, а глубже всего у Бергсона. Сторонники ее
полагают, что небольшие изменения, благодаря которым жизнь на нашей
планете развивалась от ее низших форм до человека,
не были случайными их направляла целеустремленная
сила жизни.
> Когда говорят о такой силе, мы вправе спросить, обладает
ли она разумом. Если да, то "разум, породивший жизнь и ведущий
ее к совершенству", это просто Бог. Таким образом,
эта точка зрения уподобляется религиозной.
> Если же сила эта лишена разума, можно утверждать, что она
к чему-то стремится или у нее есть "цель". Не губительна
ли такая логика?
> Идея творческой эволюции очень многих привлекает тем, что
она не лишает радостей веры и в то же время
освобождает от не очень приятных последствий, вытекающих
из того, что Бог всё же есть. Когда у вас прекрасное
здоровье и солнце сияет, и вы не хотите думать о том,
что вся Вселенная лишь механический танец
атомов, приятно поразмышлять о великой таинственной силе, которая
струится через века, неся вас на себе. Если, с другой стороны,
вы хотите сделать что-то бесчестное, то сила жизни, будучи
слепой, неразумной и вненравственной, не станет вмешиваться,
как вмешался бы тот назойливый Бог, про которого нам рассказывали
в детстве. Сила жизни это бог ручной, укрощенный.
Вы можете настроиться на его волну, когда захотите,
но сам он тревожить вас не станет. Словом, при вас
остаются все удовольствия религии, а платить ни за что
не надо. Поистине, эта теория величайшее достижение
нашей склонности принимать желаемое за действительное!