=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Христианские мыслители: Ориген

Составлено на основе очерка:
Алексей Максютин. ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ ОРИГЕНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО
www.agnuz.info/library/books/Origen1/page06.htm#5_3
с использованием статьи из Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня www.krotov.info/spravki/persons/03person/origen.html
и главы из книги А.Амман. ПУТЬ ОТЦОВ www.krotov.info/history/04/kern/page10.htm.

 

ЖИЗНЬ И ТВОРЕНИЯ ОРИГЕНА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО
(185-254 гг.)

...есть много настоящих, даже великих святых, которые никогда не были канонизированы (примером может служить Ориген), и множество других, которые почитаются за святых и признаны Церковью, но в действительности являются святыми лишь частично и условно.
(Г.-У. фон БАЛЬТАЗАР. СВЯТЫЕ - КРЕСТ ИСТОРИИ,
www.agnuz.info/library/books/svyat/content.htm)

 

Христианский мыслитель и богослов Ориген родился в Александрии в 185 году в христианской семье греческого происхождения. О его жизни и деятельности дошло до нас немало сведений, собранных церковным историком Евсевием.

Отец его Леонид был учителем в христианском училище. Начальное образование Ориген получил у него. Мальчик удивлял своего отца глубиной проникновения в текст Библии.

В 202 г. при императоре Септимии Севере было объявлено жестокое гонение на христиан, особенно на Египетскую церковь. Предписывалось уничтожение церквей, богослужебных книг, заключение в тюрьму христиан, жестокие казни. Как и многие александрийские христиане, попал в темницу и отец Оригена Леонид.

Горячо любивший отца юный Ориген стремился разделить его участь, добровольно сдаться властям. Мать смогла удержать его от этого шага, только спрятав его одежду. В письме к отцу Ориген убеждал его сохранить твердость духа. Пылкий и зрелый не по годам, он в этом письме сказался весь. В мученичестве за веру он видел высшее счастье человека, высшую цель земной жизни. Не раз, уже в зрелом возрасте, он посещал христиан, томящихся в тюрьмах, укрепляя их дух, сопровождал к месту казни.

После смерти отца 17-летний Ориген остается старшим в семье. На его попечении, кроме матери, еще шестеро детей, его младших братьев. Вследствие конфискации имущества казненного семья терпит крайнюю нужду. Семье стала помогать богатая александрийская христианка, но она была под влиянием гностика по имени Павел, и потому Ориген отверг ее помощь. Средства для содержания близких Ориген зарабатывает уроками. Из-за гонений Александрийская огласительная школа осталась без руководства, и на Ориген, несмотря на его юный возраст, еп. Димитрий возложил заботу о ней. Его ум, умение найти доступ к самым взыскательным слушателям и строгий образ жизни привлекли в школу толпы слушателей. "Шли к нему в училище, — пишет Евсевий, — один за другим с утра до вечера, не давая передохнуть". Ориген говорил с александрийским обществом языком человека, глубоко усвоившего античную культуру и не отвергавшего ценностей, которые в ней содержались. В его школе царила атмосфера интеллектуальной свободы. "Это был поистине наш рай", — вспоминал ученик Ориген, свт. Григорий Неокесарийский. Ориген, однако, радикально отвергал нравственный релятивизм язычества.

Об аскетизме Оригена складывались легенды. В школе юного наставника окружали молодые египтянки, готовящиеся к крещению. Его талант и молодость могли пленять их. Видимо, опасаясь быть им в соблазн, он принял крайнее, героическое решение — по доброй воле стал «скопцом для Царствия Небесного», буквально восприняв слова Мф.19:12 (позднее он осудил такой подход).

В 209-210 гг. Ориген слушал лекции Аммония Сакка (175-242гг.), основателя неоплатонической школы в Александрии, из которой вышел Плотин (2).

Во время гонений на Александрийскую церковь при императоре Каракалле в 216 г. друзья Оригена уговорили его удалиться в Палестину, в Кесарию, где два преданных ему епископа — Александр Иерусалимский и Феоктист Кесарийский — дали ему надежное прибежище. По их просьбе он, мирянин (не имевший еще священнического сана), изъяснял Священное Писание в храмах в присутствии епископов, что в раннехристианских общинах допускалось. Однако Александрийский епископ Димитрий усмотрел в этом нарушение субординации и потребовал возвращения Оригена к должности школьного учителя. Вернувшись в Александрию в 217 г., Ориген в течение десяти последующих лет преподавал в школе и одновременно писал богословские и научные сочинения. В это время появляются Оригеновы «Строматы» в 10 книгах — пояснения различных мест Библии. Примерно 223-229 годами датируется создание его главного богословско-догматического трактата «О Началах».

В 230 г. Ориген совершает путешествие в Грецию и на Восток. Иероним Стридонский (4) предпологал, что целью этой поездки было увещание еретиков. На обратном пути Ориген, остановившись у своих кесарийских друзей, по их совету принял пресвитерский сан. Но его епископ увидел и в этом посягательство на свои права и, собрав местный собор, лишил Оригена сана, и приговорил его к пожизненному изгнанию из Александрии. Решение Александрийских соборов против Оригена поддержала только Римская церковь; в Палестине, Финикии, Аравии, Ахайи их не приняли во внимание. Изгнав Оригена в 230г., епископ Димитрий в том же году умирает. Его преемником становится Иракл, бывший коллега Оригена по катехизической школе, но он утвердил меры против Оригена, принятые его предшественником.

В 231 г. Ориген поселяется в Кесарии Палестинской, где продолжает учительствовать. Из Александрии ему вдогонку идут обвинения. В одном из писем александрийским друзьям Ориген отвергает возводимую на него клевету. О тяготах учительского труда, которые Ориген, прозванный Адамантовым, продолжал нести в Кесарии, написано у его выдающегося ученика св. Григория Чудотворца. Этот ученый епископ составил первый христианский панегирик в честь Оригена, который способствовал распространению его идей повсюду, в том числе и в Малой Азии. Св. Григорий Чудотворец писал в похвальном слове Оригену, что тот «поощрял к добродетели более делами своими, чем словами».

В 232 г., по приглашению матери императора, Ориген ездил в Антиохию для бесед о христианской вере.

В 236 г. император Максимилиан издал указ о преследовании христиан. Сподвижники Оригена, пресвитеры Кесарийской общины Амвросий и Протоктет, будучи посажены в тюрьму, подверглись серьезной опасности. Обращаясь к своим друзьям в сочинении «Увещание к мученичеству», Ориген укреплял их дух многочисленными примерами из Библии, содержащими описания подвигов мучеников за веру. Обращаясь к сердцам близких людей, Ориген возбуждал в них отвращение к отречению от Христа. Будучи сыном мученика, сам жаждавший мученичества за веру, мог ли он написать иначе? «Преследуемый за веру под пытками теснейшим союзом соединяется с тем, кого он публично исповедует». «Если желаем мы свою душу спасти, дабы ее снова получить не в виде души, а в лучшем виде, то должны мы потерять ее в мученичестве. Если мы сложим душу к стопам Христа, то доставим ей истинное спасение» («Увещание к мученичеству»).

В 230-240 гг. Ориген в различных диспутах побеждает адопциан (5) и гипнопаннихитов (учивших об одновременной смерти души и тела и об одновременном воскрешении их), часть их которых присоединяется к христианству.

В 40-е годы вновь начинаются нападки на систему Оригена.

На 70-м году своей жизни, во время гонений на христиан при императоре Декии, Оригену довелось испить чашу мученичества за имя Иисуса Христа. Его заковали в цепи, тяжко истязали и хоть и выпустили позже на свободу, но из-за перенесенных пыток Ориген вскоре скончался. Это случилось в г. Тире в 254 году. Погребен был Ориген в тамошнем храме Христа Спасителя.

 

Литературное наследие Оригена огромно. Количество написанных им книг исчисляется тысячами, вызывает изумление его колоссальная работоспособность. До нашего времени дошла лишь незначительная часть его трудов.

В период с 250 по 320 г. воззрения Оригена достигли максимального распространения. Ориген оказал огромное влияние на всю святоотеческую мысль. Его библейскими трудами пользовались даже те, кто не разделял полностью его взглядов (напр., блаж. Иероним). У него был ряд выдающихся последователей, таких как свт. Дионисий Великий и свт. Григорий Нисский.

Судьба идей Оригена в истории христианского богословия была трудной и драматичной. Некоторые его частные богословские мнения, которые он никогда не считал догматическими истинами, вызвали среди богословов острую реакцию (гипотеза о предсуществовании душ, негативная оценка материи и др.). Если ревностные приверженцы александрийского учителя пытались абсолютизировать его теологумены, то противники Оригена объявили "оригенизм" ересью. Оригену нередко приписывалось то, чему он не учил, искажались его идеи, не учитывалось, что Ориген считал свои гипотезы проблематичными. В результате "оригенизм" стал предметом ожесточенной борьбы и в 543 Ориген был осужден по решению имп. Юстиниана. Осуждению способствовало и то, что богословие Оригена, сложившееся до Вселенских соборов, в ряде пунктов расходится с их догматическими формулами.

Однако философская система Оригена оставила неизгладимый след в умах богословов и неизменно присутствует в трудах многих последующих догматистов и мыслителей. Выработанная им терминология использовалась и позже при построении церковной догматики. Например, именно у Оригена впервые встречается термин «Богочеловек». Три ипостаси и одна Троица — эта формула, впервые в христианстве произнесенная Оригеном, стала неотъемлемой частью богословия. Учениками Оригена были многие отцы церкви: Евсевий Кесарийский (263-340 гг.), св. Григорий Богослов (330-390гг.) и в особенности св. Григорий Нисский (335-394 гг.), философское мировоззрение которого сложилось под определяющим влиянием Оригена. Идеи Оригена об апокатастасисе, то есть конечном восстановлении и спасении всякой твари, включая и осужденных на страшные муки падших ангелов, развивал известный протестанский теолог и философ Ф.Шлейермахер (1768-1834 гг.). Русский богослов С.Булгаков (1871-1944 гг.) верил во всеобщее спасение без ограничений, но только с многообразием и многостепенностью («Невеста Агнца»). Нравственно неприемлемой идею вечных мучений считал Ф.М.Достоевский. В.С.Соловьев называл учение о вечных муках «гнусным догматом».

 


2. Плотин (204-270 гг.) - греческий философ, основатель неоплатонизма, род. в Ликополе (Египет), в 232 г. стал учеником Аммония Сакка. Лекции Плотина обработаны и изданы его учеником Порфирием в шести «Эннеадах». Идеализм Плотина оказал сильное влияние на раннехристианскую философию. Идея непостижимого и невыразимого первоединого начала делает Плотина представителем негативного богословия. Идеи Плотина оказали влияние на Шеллинга, Гегеля, Гете.

4. Иероним, род. в 347 г. в Стридоне (Далмация), ум. в 419 г. в Вифлееме. Происходил из богатой христианской семьи, изучал античную и христианскую литературу, был в 382-385 гг. советником папы Дамасия. Не будучи избранным преемником папы, в 386 г. поселился отшельником в Вифлееме, основал несколько монастырей. <...> Блаженный Иероним перевел Библию на латинский язык с текста оригинала. Он же перевел богословский трактат Оригена «О Началах» <...>.

5. Адопционе - разновидность антитринитартского течения в христианстве, берущего начало у алогов (не признававших Иисуса Христа вторым лицом Троицы). Появление адопцианства связывают с приходом в Рим в 190-х гг. из Византии Феодота-Кожевника, учившего, что «Христос был простой человек, родился от Девы по воле Отца, отличался благочестием, при крещении сошел на Него в виде голубя Христос свыше». Феодотиане утверждали, что это и есть учение апостольское, которое держалось в церкви до римского епископа Виктора (189-199 гг.), 13-го от апостола Петра, и было искажено при папе Зефирине (199-217 гг.). Папа Виктор отлучил от церкви Феодота. В 210-220-х гг. последователем Феодота был Артемон, перенесший свою деятельность из Рима на Восток, где его считали отцом ереси Павла Самосатского (епископа Сирийского). Адопцианство принимал епископ Берилл Бострийский, которого обличил и вернул к церкви Ориген. Павел Самосатский был низложен на соборе 268 г. Противоположную позицию занимал Савелий, учивший о тождестве Отца и Сына. Савелий отлучен от церкви при папе Каллисте (217-222 гг.) нипнопаннихитов (учивших об одновременной смерти души и тела и одновременном воскресении их), часть из которых присоединяется к христианской церкви.

 

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр В. Поляков
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»