Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) Тема выпуска: |
|||||||
c> 19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон c> и каждый день пиршествовал блистательно. 20 Был также некоторый c> нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях c> 21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, c> приходя, лизали струпья его. 22 Умер нищий и отнесен был Ангелами c> на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его. 23 И в аде, c> будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря c> на лоне его 24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо c> мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде c> и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. 25 Но Авраам c> сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни c> твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; c> 26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая c> пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также c> и оттуда к нам не переходят. 27 Тогда сказал он: так прошу тебя, c> отче, пошли его в дом отца моего, 28 ибо у меня пять братьев; пусть c> он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. c> 29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают c> их. 30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых c> придет к ним, покаются. 31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея c> и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, c> не поверят. <Лк.16> c> Объясните, пожалуйста, почему богач в аду, ведь он не совсем плох, c> он просит за своих братьев, терпя адские муки, значит в нем пусть c> немного, но сохранилась любовь? Не претендуя на полноту освещения темы, постараюсь в какой-то мере ответить на поставленный вопрос. План а. Притча > б. Богатство / бедность > в. Жестокосердие / страдания > г. Так ли плох богач? > д. Ад? Шеол? > е. Участь умерших до Суда > ж. Вечность мучений? > =а= Притча 6> <....> Речь эта есть именно притча, а не действительное событие, 6> как некоторые думали без основания. Ибо не настало еще время 6> ни праведным наследовать блага, ни грешным - противное. А Господь 6> придал речи образность, чтобы как немилосердных вразумить, что 6> им предлежит в будущем, так и <cтрадаюущих> научить, что они будут 6> <в будущей жизни> благополучны за то, что переносят здесь. <....> 6> Говорят же, по преданию евреев, что в то время был в Иерусалиме 6> некто Лазарь, находившийся в крайней бедности и болезни, и что 6> Господь о нём упомянул, взяв его в притчу как явного и известного. 6> <.....> * 4> <.....> притчи евангельские все очень просты по сюжету. 4> Единственная притча, которая как бы выходит из этого жанра, - 4> это притча о богаче и Лазаре. В ней фигурируют уже и тот свет, 4> и этот, и пропасть между <раей и адом>, но это единственная притча, 4> где Господь как бы обыграл уже существовавший, ходивший, бродячий 4> сюжет; единственная притча, где Он как бы воспользовался уже 4> готовым материалом. Подобные тексты есть в египетских памятниках. * 5> Этой притчей Христос хотел сказать, что, если неверие поселяется 5> в сердце, никакие чудеса не могут обратить человека. * 8> <.....> Несовместимость служения богатству со служением Богу 8> подкрепляется ссылкою на закон и иллюстрируется притчею о богаче 8> и Лазаре (16:19-31). В контексте Евангелия, основное ударение 8> притчи о богаче и Лазаре лежит на этом предостережении. 8> Она внутренне связана с притчею о неправедном домоправителе. Притча 8> о неправедном домоправителе напоминанием о мудрой рассудительности 8> замыкает цепь, которая начинается в гл. 14 призывом ко всецелому 8> самоотречению. Безмерность требования покрывается бесконечным 8> милосердием Божием, и в трудных конфликтах совести путь ученика 8> определяется мудрою рассудительностью. Путь этот есть путь 8> отдельного верующего. Его призывает Господь к подвигу 8> самоотречения, утешает указанием на милосердие Божие и ему же 8> напоминает о мудрой рассудительности. <....> * 13> Богач в притче Христа несомненно символизировал фарисеев. Ведь это 13> они постоянно требовали от Него знамения - настолько очевидного, 13> чтобы просто нельзя было не поверить. <.....> * * * Впрочем, есть и такие толкователи, которые утверждают, что этот рассказ - не притча! (Но он, по их мнению, содержит "образное описание положения, в котором в конечном итоге оказываются богач и Лазарь".) Их аргумент: 14> В притче фигурируют события и предметы, относящиеся к нашему миру 14> <...>, которые затем используются в качестве прообразов высших 14> реалий. Однако, рай и ад <...> не являются прообразами высших 14> реалий. Они сами являются такими реалиями. * 17> <...> Следует обратить внимание, что это не притча. 17> Мы подчеркиваем это, потому что некоторые критики стараются 17> <обойти> серьезный смысл этого рассказа ссылкой на то, что это 17> якобы притча. Примечательна произвольность, с которой такие комментаторы разграничивают - где образность, а что надо понимать буквально: 17> <.....> Лоно Авраамово - это образное выражение, обозначающее 17> место блаженства. <...> Мы придерживаемся того, что лоно 17> Авраамово - это то же самое, что и небеса. <...> 17> <....> 17> <.....> Возникает, конечно же, вопрос, как бесплотная душа может 17> испытывать жажду и мучения в пламени. Мы можем лишь заключить, 17> что здесь образное выражение, однако это вовсе не означает, 17> что страдания - не настоящие. * * * Но не все протеснанты-фундаменталисты единодушны в вопросе значения этой истории-притчи: 15> <...> Мы не знаем, до какой степени эта история правдивая 15> <(реалистичная?)>, но ее мораль ясна. =б= Богатство / бедность 12> <.....> Вероятно, <богач> считал, что его богатство - это дар 12> Бога, а бедность - наказание за грехи. * 1> Не спасет нас бедность, и не погубит нас богатство как таковые. * * * 11> Евангелист Матфей и евангелист Лука говорят <о блаженстве нищих> 11> не совсем одинаково. У Луки оно проще и, возможно, первоначальней: 11> "Блаженны нищие"; а противопоставлено оно словам: "Напротив, горе 11> вам, богатые!" (Лк.6,24). 11> Такую простоту, почти грубость, не надо списывать со счетов. Ту же 11> самую мысль (точнее - весть) мы находим в притче о богаче и Лазаре 11> (Лк.16,19-31): если ты преуспеваешь в этом мире, ты расплатишься 11> в "мире ином", и наоборот. Можно морализировать по поводу притчи, 11> но сама она не дает для того оснований. Суть ее - не в том, что 11> богач был плохим, а бедняк - хорошим, а в том, что один был богат, 11> а другой - беден. Вот и всё. Горе богатым. 11> Простота эта поражает, но соответствия ей мы находим 11> и в иудействе. Согласно преданию, раввин Иуда, прозванный" 11> "Царевичем", учил: "Тот, кто наслаждается в этом мире, лишится 11> наслаждений в будущем; тот, кто в этом мире лишен наслаждений, 11> обретет их". По-видимому, такая мысль вполне привычна и породила 11> множество притч, похожих на анекдоты. Например, раввин Ханина, 11> измученный своей бедностью, помолился о помощи, и увидел руку, 11> которая протягивает ему золотую ножку от стола; а потом, во сне, 11> узрел иное: на небе, в будущей жизни, он ест за столом, у которого 11> не хватает ножки. Далее этот автор всё же вносит коррективы в эту позицию: зло и проблема ("горе") не в богатстве как таковом, а в служении миру сему, стремлении "служить двум господам"... 11> В той же нагорной проповеди Христос сообщает нам еще одну очень 11> важную истину о земном имуществе. "Не собирайте сокровища 11> на земле", - говорит Он (Мф.6,19), и объясняет, что это попросту 11> невозможно (ср. Лк.12,16 и далее). В этом мире, собственно, 11> и нельзя ничем владеть, ибо и владения, и мы сами недостаточно 11> устойчивы. Мы живем во времени, мы живем в текущем мире; и поэтому 11> нет никакой возможности схватить что бы то ни было и закричать: 11> "Это мое!" Когда Апостол Павел учит нас пользоваться миром 11> как не пользоваться (1Кор.7,31), он просто показывает, 11> что не подвержен иллюзиям. * 11> <.....> Отец благоволил дать нам Царство. Всем остальным надо, 11> если нужно, жертвовать, не потому, что это слишком много для нас, 11> а потому, что это слишком мало. Христианство - не дотошная 11> программа самоусовершенствования. На карту поставлено Божие 11> Царство; и ради него мы должны разжать пальцы. <.....> =в= Жестокосердие / страдания 12> Авраам не отрицает <своего родства с богачом>, он называет богача 12> "текнон" ("сынок, детка"), но ничем помочь не может. Он объясняет 12> это тем, что после смерти в загробном мире участь богача и бедняка 12> испытала переворот: кто наслаждался, тот страдает, а кто страдал, 12> тот наслаждается (см. Лк.6.20-26). * 1> Один прошел мимо жизни, а другой углубился в существо ее. Один умер 1> незаметно, и Ангелы Божии унесли его душу в место упокоения; другой 1> умер, и его торжественно похоронили, положили в гроб, а душа его 1> пустая, уже не могущая смеяться, не имеющая, чем питаться, потому 1> что питалась она только от земли, сошла в то место, где такая же 1> пустота... Не только за то, что он веселился, и не только за то, 1> что он был богат, но за то, что при всем этом он допустил этот ужас 1> нищего у дверей своих, сошел он в место страданий, место, где перед 1> судом Божественной любви человек отходит во тьму. * 2> Может показаться жестоким, что Авраам отказал богачу послать Лазаря 2> предупредить его братьев об ожидающей их участи. Но ведь совершенно 2> ясно, что, если людям дано истинное Слово Божие и, если везде, куда 2> бы они не посмотрели - горе, требующее утешения, нужда, в которой 2> нужно помочь, и страдания, которые нужно облегчить, а это 2> не вызывает у них сочувствия, помощи - им уже нечем помочь. Какое 2> ужасное предупреждение: богач согрешил не тем, что делал плохое, 2> а тем, что не сделал ничего благотворного. =г= Так ли плох богач? 6> Несчастный богач, не получив облегчения своей участи, прилагает 6> просьбу о других. Смотри, как он чрез наказание пришел к сочувствию 6> другим, и тогда как прежде презирал Лазаря, у ног его лежащего, 6> теперь заботятся о других, кои не находятся при нём, и умоляет 6> послать в дом отца своего Лазаря из мертвых, не просто кого-нибудь 6> из мертвых, но Лазаря, чтобы видевшие его прежде больным 6> и бесчестным увидели теперь увенчанным славой и здоровым, и бывшие 6> свидетелями его убожества сами сделались созерцателями его славы. 6> Ибо очевидно, он имел бы явиться им во славе, если бы нужно было 6> быть ему проповедником, достойным <доверия>. <.....> * 7> <....> В этой притче звучат страшные слова, когда Авраам объясняет 7> грешнику в аду: "Между нами и вами утверждена великая пропасть, 7> так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам 7> не переходят" (Лк.16,26). Примечательно, что из этих слов следует, 7> что в раю есть "хотящие перейти" в ад то есть, святые 7> не радуются, глядя на страдания грешников, а сострадают им и рвутся 7> облегчить их участь. А вот в аду нет желающих перейти в рай, и даже 7> богач из притчи не в рай просится, а лишь умоляет о капле воды. 7> Может быть, если бы он не о воде просил, а о том, чтобы его 7> на небеса взяли, если бы дерзновения и порыва к Богу у него было 7> больше, чем жалости к себе, страдающему и взяли бы в рай. Так, 7> бесполезно просить у милиционера на выпивку, а вот от смерти 7> милиционер вас спасёт, и не только милиционер. К сожалению, слишком 7> многие люди думают, что умрут без выпивки а на самом деле, 7> умирают, выпив не того, что нужно, не той воды, о которой говорил 7> Христос, когда назвал Себя источником. =д= Ад? Шеол? Слово "ад" используется в Библии в нескольких значениях. Что же понимается под "адом" в притче о богаче и Лазаре? 12> <...> Ад - это еврейское "шеол", не место вечного наказания, каким 12> в еврейской мысли считалась геенна (). Ад был тем местом, 12> где умершие дожидались Божьего Суда и, в зависимости от своей 12> жизни на земле, уже наслаждались или мучились. Согласно еврейским 12> представлениям того времени, в шеоле умершие могли видеть друг 12> друга (ср. Лк.13.28). О том же - в [16], со ссылкой на Талмуд. 16> <....> Но выводить отсюда <...> какие-либо догматические мысли 16> о загробной жизни вряд ли основательно, потому что, несомненно, мы 16> в этом отделе притчи имеем перед собою чисто поэтическое 16> изображение известной, развиваемой в притче мысли, подобное тому, 16> какое находится, напр., в 3 книге Царств гл. 22, где пророк Михей 16> описывает <в форме> видения бывшее ему откровение о судьбе войска 16> Ахава. Разве можно, напр., в самом деле буквально понимать то, что 16> богач говорит о мучающей его жажде? Ведь он в аду тела не имеет... 16> <....> * 3> Говоря об аде, Иисус имеет в виду прежде всего потерю подлинной 3> жизни, разлучение с Ним, а не традиционную картину ада, принятую 3> в Его эпоху. Поэтому участь богатого, к-рый мучится в огне, тогда 3> как Лазарь пребывает в лоне Авраамовом, не следует принимать 3> буквально, именно потому, что это притча. Но Иисус не случайно 3> пользуется образами, взятыми из Писаний, где ад представляется 3> в самых ужасных и неумолимых тонах: "Там будет плач и скрежет зубов 3> в печи огненной" (Мф.13.42), там "геенна, где червь их не умирает 3> и огонь не угасает" (Мк.9.43-48; ср. Мф.5.22), где Бог может 3> "погубить душу и тело" (Мф.10.28). * 8> <.....> Но приговор последнего суда предвосхищается уже по смерти 8> в притче о богаче и Лазаре (16:19-31): братья богача еще 8> на земле, между тем, Лазарь уже на лоне Авраамове, а богач 8> уже мучится в адском огне. И то и другое в учении о будущем 8> свершении будет предметом и дальнейшего откровения. <....> * * * 9> Мы ведь свидетельствуем иконами, преданием церковным, верой Церкви, 9> что по смерти Христос сошел во ад; но мы должны понимать, что это 9> значит! Когда мы думаем об аде, мы думаем картинно, фольклорно 9> о месте страшных мучений. Но самое страшное в аде Ветхого Завета, 9> в шеоле, о котором говорит псалмопевец или другие места Священного 9> Писания не в мучении, а в том, что это место, где Бога нет 9> и не будет никогда, это место последнего, безнадежного отсутствия 9> Божия, предельной богооставленности навсегда. И в этот ад грехом 9> Адама сходили все. Прочтите притчу Христа о богаче и Лазаре: 9> и богач и Лазарь и Авраам находятся в этом шеоле; судьба их 9> различна, страдание их различно, а оставленность почти одинакова; 9> между Богом и этим местом нет пути. И когда Христос сходит во ад, 9> потеряв Бога в этом ужасе боголишенности, Он, как всякий человек, 9> потерявший Бога, уходит в те глубины, из которых, как будто, нет 9> возврата и где нет встречи с Богом. И ад широко раскрывается, чтобы 9> уловить Того, Кто на земле его побеждал все время, во всем, везде. 9> И, о ужас! обнаруживает, что с этой человеческой душой вошла в ад 9> полнота Божественного присутствия. Это путь Христов. Каков наш 9> путь? * 10> <.....> Вы, наверное, помните из служб Страстной седмицы 10> о сошествии Христа в ад. Ад Ветхого Завета не тот ад, который 10> мы видим описанным у Данте или в полуфольклорной-полубогословской 10> литературе; это не место мучения, не место наказания, это нечто 10> гораздо более страшное. Тот +шеол+, который описан в Ветхом 10> Завете, это не место, куда идут грешники, это то место, куда идут 10> все умирающие потому что все отделены от Бога. Да, в этих 10> глубинах есть разные как бы области. Вы, верно, помните из притчи 10> о богаче и Лазаре, что Лазарь почиет в лоне Авраамовом, в месте 10> упокоения, тогда как богач страждет, просит милости у тех, кого 10> он оставил без милости; и однако и тот и другой находятся 10> в страшном отдалении от Бога, в месте Божия отсутствия. 10> Одни остаются связаны с Богом верой, внутренней верностью, 10> молитвой, праведностью своей прошлой жизни, ожиданием (и это 10> решающий момент) Мессии, ожиданием Спасителя, Который разрушит 10> средостение между Богом и человеком, отпадшим от Бога собственной 10> волей. <.....> * * * Закончить этот раздел можно указанием на то, что какой именно "ад" подразумевается в притче, не так уж важно: 7> <...> Это именно притча, то есть не репортаж с того света, а образ, 7> сотканный из привычных для иудеев той эпохи трафаретов: что 7> праведники возлежат "на лоне Авраамовом", что в аду горит вечный 7> огонь. <.....> * 12> Но есть и другая причина <того, что Авраам не может помочь 12> богачу>: рай и ад отделены пропастью, которую невозможно перейти. 12> Но надо помнить, что перед нами не путеводитель по загробному 12> миру, а притча, так что искать здесь точных сведений о жизни после 12> жизни не следует. <...> =е= Участь умерших до Суда 8> <.....> На просьбу разбойника вспомнить о нём, когда Господь придет 8> во славе Царства, т.е. в неопределенно далеком будущем, Иисус 8> обещает ему, что он в этот же день будет с Ним в раю. <...> 8> это учение о блаженстве спасенных, наступающем тотчас по смерти, 8> прежде общего суда, предполагается и притчею о богаче и Лазаре 8> (Лк.16:19-31). <.....> - таково мнение некоторых толкователей. См. также в [16]. Но всё же, давайте помнить, что перед нами "не репортаж с того света"! =ж= Вечность мучений? 12> <.....> Пропасть - это указание на окончательность Божьего Суда. - считает В.Н.Кузнецова. Однако, это противоречит тому, что она пишет выше, в комментарии на ст. 23 о том, что ад/шеол - не место вечного наказания, а место ожидания Суда... В защиту понимания притчи как предостережения от того, чтобы подвергнуться вечным мучениям, - мнение еп. Феофилакта Болгарского: 6> <.....> Приметь здесь и возражение против оригенистов. Они говорят, 6> что придет время, когда м`уки окончатся и грешники соединятся 6> с праведниками и с Богом, и таким образом Бог будет всё во всех. 6> Но вот, мы слышим, Авраам говорит, что хотящие перейти отсюда к вам 6> или оттуда к нам не могут сего сделать. Поэтому как из участи 6> праведников невозможно кому-нибудь перейти в место грешников, 6> так невозможно, учит нас Авраам, перейти из места мучения в место 6> праведников. И Авраам, без сомнения, более достоин веры, 6> чем Ориген. - Что такое "ад"? Одни говорят, что ад есть подземное 6> мрачное место, а другие называли адом переход души из наглядного 6> в невидимое и безвидное состояние. Ибо доколе душа находится 6> в теле, она обнаруживается собственными действиями, а по разлучении 6> с телом она становится невидимой. Это-то и называли адом. <....> На вечности мучений настаивают и протестанты-фундаменталисты. [14] 15> <...> между Раем и Адом лежит непроходимая бездна; это значит, что 15> после смерти у человека не возможности приобрести спасение. * 17> 16,26 Из этого стиха мы узнаем, что выбор, сделанный нами в этой 17> жизни, определяет нашу вечную участь, и как только наступает 17> смерть, - эта участь +утверждена+. Нет перехода из обиталища 17> спасенных в местонахождение осужденных и наоборот. 17> 16,27-31 После смерти богач вдруг становится евангелистом. 17> Он хочет, чтобы кто-нибудь отправился к его +пяти братьям+ 17> с предупреждением, чтобы они не пришли в это +место мучения+. 17> Авраам ответил, что эти пять братьев, будучи евреями, имели 17> ветхозаветные Писания, и их должно быть достаточно 17> для предупреждения. Богач возразил Аврааму, сказав, что если 17> кто из мертвых придет к ним, то они точно покаются. Однако 17> Авраам оставил последнее слово за собой. Он заявил, что отказ 17> от слушания Слова Божьего является окончательным. Если люди 17> не слушают предостережений Библии, то они не поверят, даже если 17> кто-то воскреснет из мертвых. Убедительным доказательством этому 17> служит то, что произошло с Самим Господом Иисусом. Он воскрес 17> из мертвых, но люди всё еще не верят этому. 17> Из НЗ мы знаем, что когда умирает верующий человек, его тело 17> попадает в могилу, а душа идет на небеса, чтобы быть с Христом 17> (2Кор.5,8; Флп.1,23). 17> Когда умирает неверующий, его тело точно так же попадает в могилу, 17> однако душа его идет в ад. Для него ад - место страданий 17> и угрызений совести. При восхищении Церкви тела верующих восстанут 17> из могилы и воссоединятся с духом и душой (1Фес.4,13-18). Тогда 17> они будут вечно обитать с Христом. На Суде у великого белого 17> престола тело, дух и душа неверующих также будут вновь соединены 17> (Откр.20,12-13). Затем они будут брошены в огненное озеро - место 17> вечного наказания. * * * Но есть среди христиан-богословов и те, кто оптимистично смотрит на ад. 10> <.....> Вы, наверное, помните из служб Страстной седмицы 10> о сошествии Христа в ад. <.....> Христос спускается в эти глубины, 10> и тут объясняется место псалма, где говорится: Куда, Господи, 10> пойду я от Тебя? на небесах Твой престол, в аду и там Ты еси 10> (ср. Пс.138:7-8). Это пророческое слово, потому что 10> оно противоречит тому именно представлению об аде, которое 10> качествовало в то время, ветхозаветному представлению об аде 10> как о месте, где Бога нет, о месте, где только тоска по Богу, 10> вера Ему, поклонение Ему как бы в Его отсутствие. Этот стих 10> псалма объясняется именно так; он пророчески говорит, что после 10> распятия Христа, пока тело Его об`оженное лежало во гробе, 10> человеческая душа Христова во славе Своего Божества сошла во ад 10> и исполнила, то есть заполнила собой всё. Ад, где твое жало? 10> Смерть, где твоя победа?.. <.....> Уже с древности некоторые богословы (не только Ориген) высказывали уверенность, что "вечные мучения", о которых говорится в Библии, - это выражение, не подлежащее буквальному пониманию. Думаю, для лучшего понимания значения притчи о богаче и Лазаре мнения этих богословов надо учесть. Однако, вопрос слишком сложен, материал слишком объемен, чтобы здесь излагать эту тему. Посему ограничусь ссылками на тексты по этой теме с некоторыми аннотациями. *** Прп. Исаак Сирин, гл.39 в новооткрытых его текстах www.prosv21.narod.ru/bibliotk/i/sirin/2/g40.htm#0, продолжение: www.prosv21.narod.ru/bibliotk/i/sirin/2/g41.htm#0 Основная идея прп. Исаака: Бог не может вечно наказывать за временные грехи, т.к. Ему не свойственна мстительность. Значит, смысл геенны - исправление грешников... 18> Наиболее характерной особенностью эсхатологии преп. Исаака 18> является его вера во всеобщее спасение, выраженная в Беседах 39 18> и 40 из 2-го тома. Эта вера имеет мало общего с осужденным 18> Церковью в VI в. учением Оригена, так как исходит из принципиально 18> иных предпосылок. Исходным пунктом всех эсхатологических 18> построений преп. Исаака является не логическая необходимость 18> восстановления всего тварного бытия в его первоначальном 18> состоянии, но любовь Божия, которая не имеет пределов, которая 18> превосходит всякую идею воздаяния и возмездия. Богохульным, 18> по учению преп. Исаака, является мнение, будто Бог делает что-либо 18> из мести или воздаяния. Еще хуже - думать, будто Бог позволяет 18> людям грешить в настоящей временной жизни для того, чтобы вечно 18> наказывать их в будущем веке. На самом деле Бог "хочет, чтобы все 18> люди спаслись".{1Тим.2:4} С целью спасения человечества 18> Он установил смерть как переход к вечной жизни. Геенна (ад) 18> установлена Богом тоже ради спасения людей - тех, кто в земной 18> жизни не достиг того уровня совершенства, который необходим 18> для вхождения в Царство Небесное. По мнению преп. Исаака, 18> "большинство людей войдет в Царство Небесное без опыта геенны".{} 18> Для тех же, кто умер во грехе, без покаяния, кто запятнал жизнь 18> многочисленными пороками, кратковременное мучение в геенне 18> необходимо, чтобы, очистившись от скверны порока, и они могли 18> войти в Царство Божие. Не только все люди, но и демоны будут 18> в конечном итоге спасены Богом, утверждает преп. Исаак. Учение 18> преп. Исаака Сирина о всеобщем спасении не может считаться 18> догматическим выражением веры Церкви, однако оно выражает 18> ту христианскую надежду, которая была свойственна многим Отцам 18> Церкви. Учение о конечном спасении всех людей и демонов содержится 18> в творениях св. Григория Нисского{cм., в частности, его трактаты 18> "О душе и воскресении" и "Большое Огласительное Слово"}. 18> Возможность спасения всех людей допускали также св. Григорий 18> Богослов, преп. Максим Исповедник и преп. Иоанн Лествичник 18> {См. Григорий Богослов. Слово 30,6 (где Григорий допускает "более 18> человеколюбивое толкование" посмертного мучения грешников, имея 18> в виду учение Григория Нисского о всеобщем спасении). См. также 18> Максим Исповедник. Толкование на Пс.59 (), Мистагогия 7 (), 18> Quaestiones et dubia 13 (). Ср. Иоанн Лествичник. Лествица 26 18> ("хотя не все могут быть бесстрастными, тем не менее 18> не невозможно, чтобы все спаслись и примирились с Богом").} 18> Все эти авторы были свободны от крайностей оригенизма, но они 18> верили в безграничную любовь, милость и благость Божию, а также 18> в то, что для Бога нет ничего невозможного и что, следовательно, 18> Он может спасти всякую живую душу. Впрочем, как подчеркивал 18> преп. Максим Исповедник, божественный план спасения всех людей 18> не исключает возможности для каждого человека добровольно 18> отвергнуть спасение, совершенное Христом. Спасение ни для кого 18> не будет обязательным или принудительным: спасутся только те, 18> кто "желает следовать" за Христом.{Вопросоответы, к Фалассию 63} 18> Эта мысль преп. Максима содержит важный корректив к тому, 18> что говорит о всеобщем спасении преп. Исаак Сирин. *** Учение о спасении всех - у Оригена: - О.А.Чулков. Время апокатастасиса. www.krotov.info/history/03/1/2001chul.html *** - у свт. Григория Назианзина: в кн. Игумен Иларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова www.krotov.info/libr_min/a/alfeev1/4_07.html *** - у свт. Григория Нисского: С.Л.Епифанович www.krotov.info/history/04/alymov/epif1915.html *** - у прп. Максима Исповедника: Б.Дэли www.krotov.info/libr_min/d/daley.html#ад *** Николай Бердяев в кн. О НАЗНАЧЕНИИ ЧЕЛОВЕКА www.krotov.info/berdyaev/1931/O_nazn/nazn12.html www.krotov.info/berdyaev/1931/O_nazn/nazn13.html *** Он же в кн. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА БОЖЕСТВЕННОГО И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО www.krotov.info/berdyaev/1944/oek_09.html#Ад *** митр. Антоний Блум www.krotov.info/library/b/blum/blum005.html *** другие ссылки: www.krotov.info/spravki/temy/s/spaseni.html *** Дискуccия c участием Я.Кротова: www.krotov.info/yakov/dnevnik/1994/hvi01_1.html#Владимир *** Я.Кротов - очерк истории учения о спасении всех (содержит переработанный материал указанной выше дискуссии) www.krotov.info/yakov/dobrota/spasenie_vseh.html Если кто-то навеки погибнет, то только из-за того, что человек сделал себя неспособным ЗАХОТЕТЬ быть с Богом: *** К.С.Льюис "Расторжение брака" (притча-фэнтези) (Название не имеет отношения к разводу, имеется в виду идея одного автора о "браке" рая и ада) www.prosv21.narod.ru/bibliotk/l/lewis/rbr.htm#0 = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = = ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. митр. Сурожский Антоний. ВО ИМЯ ОТЦА И СЫНА И СВЯТОГО ДУХА www.mitras.ru/inname/in_13.htm = www.prosv21.narod.ru/rasylka/002/239a.htm 2. Уильям Баркли. Комментарий к евангелию от Луки www.krotov.info/libr_min/b/barclay/luka_10.htm 3. JMF & JG. СЛОВАРЬ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ. АД, ПРЕИСПОДНЯЯ www.krotov.info/library/bible/comm/01a.htm#a5 4. свящ. Александр Мень. Человечество Иисуса. www.krotov.info/library/13_m/myen/04/00062.html = www.alexandrmen.ru/BOOKS/mdc/mdc5_09.html = www.alexandrmen.ru/BOOKS/svetvtme/svtms507.html (www.prosv21.narod.ru/rasylka/003/497.htm) 5. свящ. Александр Мень. Сын Человеческий (гл. 12) (www.prosv21.narod.ru/bibliotk/m/men/sch/son_12.htm) 6. еп. Феофилакт Болгарский. ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ www.krotov.info/library/f/feofilkt/feo15.html 7. Я.Кротов. www.krotov.info/yakov/bible/luke/lk_16_26.html 8. еп. Кассиан Безобразов. ХРИСТОС И ПЕРВОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ПОКОЛЕНИЕ www.krotov.info/history/01/kern/bezo_1.html 9. митр. Сурожский Антоний. О ПАСТЫРСТВЕ (Доклад в Московской Духовной Академии) www.mitras.ru/prop/prop_31.htm 10. митр. Сурожский Антоний. ДОМ БОЖИЙ (II) www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob2.htm 11. С.Тагуэлл. "БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ" (3) www.agnuz.info/library/books/taguel_blajenstva/page03.htm = www.prosv21.narod.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#g3 12. В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий // М., 2004. 13. Толкование четырех Евангелий и книги Деяний Апостолов. // Киев: Демос, <1992г.> 14. Д.Гуддинг. Новый взгляд на Евангелие от Луки. // Duncanville, USA, 1997г. 15. Г.Геллей. Библейский справочник. // СПб: Библия для всех, 1996г. 16. Толковая Библия или комментарий на все книги Св.Писания Ветхого и Нового Заветов А. П. Лопухина. Евангелие от Луки. www.lopbible.narod.ru/luk/_luk047.htm, www.lopbible.narod.ru/luk/_luk048.htm (в формате gif) 17. Уильям МакДональд. Библейские комментарии для христиан. От Луки святое благовествование www.libgumer.narod.ru/bogoslov_Buks/comment_Bible/Macdonald/Luke.rar 18. иером. Иларион (Алфеев). Об основных темах богословия преподобного Исаака Сирина www.prosv21.narod.ru/bibliotk/a/alfeevi/sirposle.htm#0 * * * проповеди и др. материалы о притче о богаче и Лазаре + Прот. Александр Мень: Евангельские притчи. Улыбался ли Иисус? www.prosv21.narod.ru/rasylka/003/497.htm#0 + Прот. Александр Мень. Проповедь (НЕДУГ НЕВЕРИЯ) www.alexandrmen.ru/BOOKS/svetvtme/svtms507.html = www.alexandrmen.ru/BOOKS/magizm/mag_06.html#M3 + Митр. Сурожский Антоний. Проповеди www.prosv21.narod.ru/rasylka/002/239a.htm#0 www.mitras.ru/sermons/serm7.htm + Романо Гвардини - в кн. ГОСПОДЬ, ч. IV гл. 6 www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_4.html + Свт. Иоанн Златоуст. Цикл бесед на притчу о богаче и Лазаре. www.krotov.info/library/i/zlatoust/01_02_14.html + Яков Кротов: Богачам веры нет www.prosv21.narod.ru/rasylka/003/601.htm#0 |
|||||||
|
|||||||
|