=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Молитва: познание богатства Христа

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: свящ. Анри Каффарель
Опубликовано: В ПРИСУТСТВИИ БОГА. Сто писем о молитве
(письмо 38)
// Брюссель: "Жизнь с Богом", 1992.


> "СИЯ ЖЕ ЕСТЬ ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ — ДА ЗНАЮТ ТЕБЯ"

> Как и во всякой любви, знание любимого играет первостепенную роль и в наших отношениях с Богом, и особенно в молитве. Нужно знать, чтобы любить, знать лучше, чтобы любить больше.

Знание Бога вызывает любовь к Богу, и, наоборот, любовь, по слову св. Августина, "стремится к святой отраде молитвы", где она обновляется и укрепляется во всё лучшем познании Господа (1. Время, украденное у Бога).  — Усердное размышление о совершенствах Божиих дает расцвести в нас основным настроениям молитвы: поклонению, хвале, благоговейному страху, благодарению, самоотдаче (2. Отвечать Богу).  — Наша сверхприродная способность познавать  — это вера. Она нередко дремлет, и потому необходимо пробуждать ее в нас, упражнять ее и развивать с помощью размышлений и молитвы. Тогда она становится жаждой познать Бога живого (3. Познавать, чтобы любить). — Чтобы дать Себя познать, Бог обращается к нам различными способами. Его нам открывают Его дела и среди прочих — брак, в котором отражается божественная любовь (4. Письмо Полю и Монике). — Размышление о великих законах, управляющих супружеской жизнью, позволяет лучше понять требования и сокровища молитвенной жизни, которая также есть встреча, общение в любви (5. Одному жениху).  — Но еще больше, чем в Своих делах, Бог открывается нам в Своих словах. Если мы недостаточно размышляем над Писанием, наша вера гибнет; но питаемая словом Божиим, она приносит обильные и сладостные плоды (6. Иссохший сад). — Не довольствуясь тем, чтобы обращаться к нам при посредстве Своих дел и Своих вестников — пророков, Бог нам послал Своего Сына. "Его слушайте": таково повеление Отца. Нам нужно быть внимательными к Нему, внимать Ему всем нашим существом (7. "Его слушайте"). — И тогда мало-помалу познание неизмеримых богатств Христовых пробуждает в нас восхищение и любовь, раскрывает в нас источники молитвы (8. "Неисследимые богатства Христовы"). — Но главное откровение Христос дает нам с высоты креста. Тем самым, крест есть книга, над которой должны мы размышлять неустанно (9. Самая мудрая книга). — Следует, однако, научиться понимать ее язык: эта книга — не панегирик страданиям, но весть о всепобеждающей любви (10. Молиться перед распятием?).


> 38. <Непостижимые> богатства Христовы

> Я был счастлив узнать о Вашем решении совершать духовные упражнения. Действительно, ничто не является более важным для Вас в настоящее время, как ввести молитву в Вашу жизнь. Таким образом, Вы отправитесь в чудесное и опасное путешествие, представление о котором может дать одна только любовь. Вы встретитесь там с величайшими радостями и величайшими испытаниями. Впрочем, "радость" и "испытание"  — слова слишком слабые: Вам откроется самый смысл вашей жизни и, если Вы будете честно вести игру,  — а заключается она в том, чтобы предоставить Христу безраздельную власть над собой, — то Вы познаете ту полноту, которую хранит любовь для тех, кто исполняет все ее требования, — несравненную полноту, которую хранит в себе самая высокая любовь.

> Возвращаюсь к вашему письму и вашему вопросу: хочу ли я руководить Вами? И если я не колебался ни секунды, чтобы ответить Вам "да", то зато мне пришлось долгое время размышлять о том, какой же совет Вам дать? Следует ли мне начать с того, чтобы ввести Вас в различные формы и способы молитвы и в разнообразные методы; должен ли я сказать Вам о великих двигателях молитвы: о хвале, о поклонении, о раскаянии, о прошении? Но размышление, а более всего — пример многих христиан, уверенно вступивших на путь молитвы, указали мне тему этого первого письма.

> Вы хотите научиться молиться? Ищите тогда познания Христа. Я не говорю о познании чисто интеллектуальном, но о познании веры и любви. И прежде всего, веруйте крепко, что Христос не есть некий персонаж, затерянный в туманных далях истории, но некто живой, Живой, который стоит у Ваших дверей и стучит, как говорит Он Сам. Именно об этом Христе, о Христе, обращенном к вам, и который хочет завязать с вами личные отношения, именно о Нём следует постараться узнать, что Он думает о Вас и чего Он от Вас желает, о Его чувствах по отношению к Вам. Чтобы не ввести Вас в беспочвенные спекуляции либо иллюзии, есть одно-единственное средство: крепко сжать в руках Евангелие и более не выпускать его, и искать, искать безустанно. Понемногу, со всё возрастающей ясностью, подлинный лик Христа предстанет перед Вами и, с помощью Его благодати — ибо Он гораздо более нетерпеливо стремится открыть Себя, чем Вы — познать Его,  — Вам откроется "<непостижимое> богатство" Его любви, о котором говорит св. ап. Павел (Еф 3.8).

> Если понимать молитву таким образом, проблема (которая, к тому же, нередко ставится неправильно),  — должна ли быть молитва размышлением, решена. Если под словом "размышление" разуметь некий строгий метод, то следует признать, что необходимости в нём нет, хотя оно и может быть полезно для отдельных натур с определенным складом характера. Если понимать размышление как чисто интеллектуальное упражнение, без связи с любовью, то нужно бежать от него, как от молитвы ущербной и гибельной: "Горе знанию, которое не обращается в любовь". Но если под размышлением подразумевать нетерпеливое стремление познать Христа, которого требует, к которому побуждает и ведет непрестанно сама любовь,  — ибо тот, кто любит, мечтает знать всё лучше, чтобы любить всё глубже, — тогда да, тысячу раз да: молитва должна быть размышлением.

> Я убежден, что многие христиане не совершают молитв потому, что им не удается полюбить Христа; но если они Его не любят, то это потому, что они не стараются познать Его. Невозможно полюбить некую тень, некое существо, которого не знаешь. Только познание несказанной любви, которую несет нам Христос, способно открыть в нас источники любви и молитвы.

> Советуя вам искать прежде всего знакомства с Христом, я чувствую, что правильно следую руслу божественной педагогики. Не так ли поступил и Бог с апостолами и учениками, чтобы привлечь их? Иисус пришел к ним и предложил им Свою дивную дружбу; они видели Его, осязали, слышали; они были покорены; они отдали себя. А затем Христос однажды их покинул, произнеся озадачивающие слова: "Лучше для вас, чтобы я пошел" (Ин 16.7).

> Но, несмотря ни на что, дружба Христа оказалась для них решающим опытом. Так же это и в молитвенной жизни: она должна приводить христиан к весьма высокому соединению с Богом, но у нее не может быть лучшей отправной точки и лучшей поддержки, чем восхищенное узнавание непостижимой любви, одновременно человеческой и божественной, которую дарит нам Христос.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/194a.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме