=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Христианство в XIV-XV веках, Запад

Этот выпуск двойной, и чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце этого выпуска – форма для выражения Вашей его оценки.

Последние выпуски по теме:
IX-X века, Византия и Вост. Европа
X-XI века, Запад.
Крещение Руси.
Великий Раскол (1054 г.)
XII-XIII века, Запад

XII-XIII века, Русь

Подготовлено по материалам главы "Рождается современный человек" из книги:
• Романо Скальфи. "Я с вами до скончания века". Краткая история Католической Церкви, agnuz.info/library/books/romanoscalfi/page08.htm

Дополнено:
Очерком свящ. Якова Кротова о св. Бригитте (www.krotov.info/yakov/6_bios/41/1373_brigitta.html)
статьей из Словаря по библиологии свящ. Александра Меня о Яне Гусе
(www.krotov.info/spravki/persons/14person/gus.html)


 

XIV век — начало "Осени средневековья". Для Церкви наступили печальные времена. Но в любую эпоху Церковь являет святость. С конца ХIII века Европу ждут тяжелейшие испытания: частые неурожаи, ужасные эпидемии чумы (за четыре месяца погибает половина населения Авиньона), кровопролитные войны. Впервые за много веков население Европы уменьшается. Появляется новое мышление. Обостряются социальные контрасты. Городские коммуны, до сих пор активные, слабеют, это вызывает переход к власти одного могущественного лица — синьора. Вражда между правителями отражается и на жизни Церкви. После смерти папы Николая IV (1292) выборы папы по причине раздоров между семьями Орсини и Колонна затягиваются на два года. В конце концов папой выбирают Целестина V — отшельника, жившего суровой аскетической жизнью. Целестин V спустя пять месяцев отказывается от папского престола (редкий случай в истории Церкви!). В один день избирается папа Бонифаций VIII (1294-1303). В 1300 году празднуется первый "Святой год", вызвавший большое стечение паломников в Рим. Папе кажется, что это триумф Церкви...

В начале ХIV века распространяются еретические движения, которые, хотя и исходят из справедливых положений, отъединяются от Церкви и наносят серьезный урон ее единству. Возникают специальные женские объединения, вызванные к жизни глубокой религиозностью, и впоследствии они одобряются Церковью.

Возникают трения между Бонифацием VIII и королем Франции Филиппом Красивым. Французские войска входят в Авиньон, куда бежал папа; папу унижают (его ударяют по лицу). Незадолго до этого папа Бонифаций VIII распространил буллу, где провозгласил главенство папства над империей. Это и положило начало опасному противостоянию.

Францисканцы и доминиканцы продолжают свою деятельность, проникая во все круги общества. Следуя примеру Франциска, они, вооруженные только бедностью и любовью, отправляются к арабам в Азию и в Африку. Среди них нужно выделить Раймонда Луллия (1235-1316), который учреждает в Испании школу подготовки проповедников для работы среди мусульман. Приговоренный арабами к смерти, он помилован, подвергнут бичеванию, трижды изгнан и, тем не менее, смиренно продолжает проповедовать Евангелие.

 

Св. Бригитта (Биргитта, Бриджит) Шведская + (1302 - 23.7.1373, Рим).

Дочь губернатора главной провинции Швеции Биргера, Бригитта в детстве пережила два необычайных видения. В семь лет ей явилась Богородица и возложила на голову девочку корону, а в десять ее так растрогала проповедь о страданиях Христа, что она увидела Его воочию висящим на кресте и, словно забыв всё, чему ее учили из катехизиса, спросила: "Кто же так с Тобой обошелся?" Именно ответ Спасителя — "Те, кто презирает Меня и отвергает Мою любовь" — стал для нее моментом обращения, к которому она возвращалась всю жизнь. "Коронование" меньше затронуло ее душу. Четырнадцати лет Бригитту выдали за восемнадцатилетнего дворянина Улафа Годмарсона; она родила восьмерых детей (поровну сыновей и дочерей). В 1335 г. она возглавила придворных королевы Бланш, и даже пыталась воспитывать свою госпожу и самого короля (которые ей казались слишком легкомысленными людьми), но добилась только того, что ее очень уважали, но нисколько не слушались (лучше так, чем наоборот). Придворные посмеивались над видениями, о которых она иногда рассказывала и которые сделали ее знаменитой в истории Церкви. В конце концов она покинула двор, а после смерти мужа в 1344 году основала монастырский комплекс в Вадстене на озере Веттерн: в одном обители жили шестьдесят монахинь, а в другой — тринадцать священников (символизируя Двенадцать апостолов и Павла), четверо диаконов (символизируя Учителей Церкви). Аббатство было названо Сионским. Видеть друг друга монахини и монахи не могли даже в храме. Позднее на основе монастыря был создан женский орден Святейшего Спасителя или "бригиттинок", ныне насчитывающий около 10 общин, похожие на православные сестричества. Как и св. Екатерина Сиенская, Бригитта верила, что Господь избирает ее посредницей между Собой и людьми, в том числе, князьями Церкви. Она писала папе Клименту VI, говоря, что он должен вернуть столицу Церкви из Авиньона в Рим, выступить посредником на переговорах между англичанами и французами, воевавшими не первое десятилетие. В Рим папа возвращаться не захотел, посредничество его ни к чему не привело. Шведского короля Бригитта отговаривала идти крестовым походом на латышей и эстонцев — тоже безуспешно. И в 1349 году она сама переселилась в Рим, чтобы встретить там "юбилейный" 1350 год. Она убедила и свою дочь св. Екатерину переселиться в Вечный город, где обе вели полумонашескую жизнь. Бригитта и в Риме не переставала обличать дурную жизнь как светских, так и церковных политиков, назвав однажды папу "убийцей душ, несправедливостью превзошедшим Пилата, а бессердечием Иуду". При этом одна из служанок Бригитты вспоминала, что ее хозяйка "была доброй к каждой твари и лицо у нее было такое улыбчивое". Незадолго до смерти она отправилась вместе с дочерью и любимым сыном Карлом в Святую Землю, но по дороге случилось несчастье: в Неаполе Карл познакомился с королевой Джованной, они влюбились друг в друга и решили пожениться, несмотря на то, что у Карла в Швеции была жена, а у Джованны в Испании был живой (третий) муж. Бригитта в ужасе молилась о каком-то выходе из этой ситуации. Карл заболел лихорадкой и через две недели страданий умер на руках матери. Она пережила его на два года. В 1391 году, всего лишь через восемнадцать лет после ее кончины, Бригитту причислили к лику святых. Ее останки торжество перенесли в Вадстенское аббатство. Духовник Бригитты записывал ее рассказы об откровениях (в Палестине, к примеру, Бригитта рассказывала о страданиях Христа, словно видела их своими глазами) и составил из них книгу, которая была внимательно изучена богословами и признана не еретической, хотя и отражающей скорее ее благочестие, чем историческую реальность или Божестенное Откровение. Память КЦ 23 июля (была? 8 октября). (*)

 

Святая Екатерина Сиенская (1347-1380)

Предпоследняя из 25 детей, кроткая и порывистая, в двенадцать лет она вступает в конфликт с семьей, которая хочет выдать ее замуж. Екатерина прекращает все споры, когда отрезает себе волосы, желая показать, что ее жизнь принадлежит Богу. В 16 лет она вступает в полумонашеский Третий орден св. Доминика. Члены этого ордена ("терциарии"), живут не в монастыре, а в миру, подчиняясь уставу и посвящая себя молитве и милосердию. Екатерина посвящает себя молитвам и уходу за прокаженными. Вокруг нее собираются ученики.

В 1375 году Екатерина отправляется проповедовать в Сиену. Здесь ей удается обратить ко Христу приговоренного к смерти.

Папа Климент V обосновался в Авиньоне в 1309 году. Новая резиденция обусловливала большее подчинение королю Франции. Екатерина дерзновенно пишет Папе, убеждая его вернуться в Рим: "Я, Екатерина, служанка и рабыня слуг Иисуса Христа, говорю вам: придите, придите, и не ждите времени, потому что время не ждет Вас. И будете тогда, как агнец пронзенный, чьим наместником вы являетесь, Который безоружными руками победил наши грехи, победил только силой добродетели и любви, имея попечение лишь о духовном и стремясь вернуть благодать человеку, который потерял ее из-за греха".

Военачальнику она пишет: "Мессеру Джованни, кондотьеру и главе отряда, посетившему нас во время голода. Пишу Вам во имя священной крови Христовой, с желанием видеть Вас сыном и рыцарем Христа, таким, чтобы Вы хотели тысячу раз, если будет в том нужда, отдать жизнь и добро Христу. Дражайший и милый брат во Христе, было бы очень хорошо, если бы Вы подвергли свою совесть серьезному испытанию и спросили, сколько мук и страданий Вы принесли, состоя на службе у дьявола. Всё же желает душа моя, чтобы Вы изменили свою жизнь и приняли служение и крест распятого Христа и стали Его наемником, а с Вами и все Ваши сотоварищи и последователи".

Когда спустя 70 лет закончилось изгнание пап, и в 1377 году папа Григорий вернулся в Рим, в этом была заслуга и Екатерины. Екатерина трудится, не покладая рук: всюду, где возникает разногласие, появляется Екатерина, чтобы внести мир именем Христа.

Истощенная изнурительными трудами, Екатерина умирает в Риме в возрасте 33 лет. Летописец пишет об этом: "Ее кончина произошла в воскресенье (29 апреля 1380 года), но мы оставили ее непогребенной до вторника, и тело ее оставалось чистым, целостным и благоухающим, подобно телу живого человека".

 

Карл IV

В 1346 году императором становится Карл IV, король Богемии, и он делает Прагу столицей империи. В 1348 году он основывает в Праге первый университет центральной Европы. Озабоченный реформой Церкви, Карл IV призывает проповедников для обновления христианской жизни. В память о святых братьях Кирилле и Мефодии он испрашивает и получает у папы согласие на совершение богослужения на славянском языке.

 

Западная схизма (1378-1417)

Казалось бы, после возвращения Папы в Рим кризис папства должен был бы закончиться, но кардиналы французского происхождения образуют авиньонскую партию. После смерти Григория XI папой избирают архиепископа Бари — Урбана VI, а 30 кардиналов избирают "антипапу", Климента VII (1378-1394), состоящего в родстве с королевской семьей Франции. После кончины обоих пап у каждого из них свой преемник. Таким образом, есть два папства: римское и авиньонское.


Положение осложняется появлением раскольнических и еретических движений. В Англии Джон Виклиф (1320-1384) поднимает голос против светской власти Церкви. Церковь не должна чем-либо владеть и должна быть в подчинении у государства, считает он. Монахи и священнослужители не приносят никакой пользы, ведь каждому предопределены либо спасение, либо вечные муки. Церковь не нуждается в главе, т.к. главой является Христос и только Он один. В 1382 году в Лондоне синод осуждает взгляды Виклифа, но его ересь продолжает жить в некоторых слоях населения. В Богемии его учение ложится на хорошо подготовленную почву. Просвещение народа здесь оставляет желать лучшего, духовенство находится не на высоте, епископы часто ведут предосудительную жизнь.

Идеями Виклифа вдохновляется Ян Гус (ок. 1370-1415).

Он родился в селе Гусинец (Чехия). Окончил Пражский университет. Рукоположен в 1401, в 1409 был избран ректором Пражского университета. В этот период складываются воззрения Гуса, близкие идеям Виклифа. С церковного амвона и университетской кафедры он стал вести борьбу против злоупотреблений клира, упадка духовной жизни, засилья немцев в Чехии. В 1410 г. Гус был отлучен католическим архиепископом Праги. Покинув столицу, реформатор, однако, продолжал свою борьбу словом и средствами литературной полемики. В 1414 он был вызван на Константский собор, где его, несмотря на охранную грамоту императора Сигизмунда, арестовали и предали суду. На суде в поиски истины закрадываются политические интересы. Гус отказался отречься от своих взглядов и умер на костре как мученик. Отцы собора, приговорившие Яна Гуса, являются для католической Церкви такими же еретиками, как и сам Гус.

В борьбе со злоупотреблениями папства, индульгенциями и язвами церковной действительности Гус постоянно опирался на Библию. Многие его беседы, проповеди и книги содержат изъяснение слов Писания. Как толкователь он часто следовал блж. Иерониму и Виклифу. Ориентируясь на Вульгату, он осуществил полный пересмотр и редактуру чешского перевода священных книг, сделанного на протяжении XIV в. Задачей Гуса было дать народу Библию, свободную от тех неясностей и погрешностей, которые имелись в старом переводе. Эта работа шла параллельно с его трудами в области преобразования чешского литературного языка.(*)

 

В это же время в Церкви снова возникает желание единства, и огромное стремление к внутренним преобразованиям. После многих превратностей на Соборе в Констанце (1414-1418) папой избирают Мартина V (1417-1431).

Немецкая мистика

В то время как папская курия озабочена земными благами и властью, подлинное благочестие уходит в глубину. Дух Святой, наполняющий Церковь, позволяет cвятости в любое время.

Главные вдохновители мистического течения — немцы-доминиканцы. Среди них следует выделить Майстера Экхарта, под попечительством которого состоят 47 мужских и 70 женских монастырей. В своих сочинениях он пишет о сосредоточенности, которая необходима, чтобы ощущать присутствие Бога в душе. Это тесно связано с любовью к ближнему. "От блаженства погружения в Бога хорошо обратиться к бедняку, просящему похлебки", — пишет Экхарт. Он сталкивается с трудностями, его учение рассматривается Церковью и в некоторых положениях осуждается. Экхарт послушно покоряется, ибо любовь к Церкви и желание ее единства в нём сильнее, чем привязанность к собственным идеям. Последователи Экхарта стремятся сделать так, чтобы его учение стало понятным людям и чтобы мистика не стала погружением человека в себя самого.

Начало гуманизма и Возрождения

В начале ХV века продолжаются войны и голод, и появляются первые признаки обновления. Все более важное значение приобретают города. Процветает торговля, ремесленники становятся состоятельными людьми, крестьяне трудятся более производительно, улучшается их жизнь.

В судьбу христианских государств вмешивается новая сила — турки-мусульмане. Выйдя из Малой Азии, они продвигаются к Балканам. В 1389 году в Косове сербское войско терпит поражение от турок, в 1391 году повержена Болгария и часть Греции. 1456 — год осады Белграда, который входил в состав Венгерского королевства. Папа Каликст III приглашает в Венгрию францисканца Джованни да Капестрано пропагандировать идею крестового похода. Двадцать тысяч крестоносцев обращают турок в бегство.

 

Жанна д'Арк

Некоторые государства приобретают независимость от императора и враждуют между собою. Наиболее знаменита Столетняя война между Францией и Англией. В трудное для французов время, когда казалось, что ничто не может остановить наступление англичан, появляется исключительная личность, которой удается переломить ход событий.

Жанна д'Арк — крестьянка, которая слышит небесные голоса и которую посещают видения. Она встает во главе войска и приносит французам победу. Год спустя, в 1430 году, она попадает в плен к англичанам и ее судят. Защищая интересы англичан, суд Инквизиции обвиняет Жанну в колдовстве. 30 мая 1431 года ее сжигают на костре. После окончания Столетней войны (1456 год) ее дело пересматривают, и Жанну признают невиновной. В 1920 году Орлеанскую деву причисляют к лику святых.

 

Ферарро-Флорентийский Собор

В 1438 году папа Евгений IV созывает в Ферраре Собор, для восстановления единства с восточными христианами. В нём участвуют император Византии, патриарх Константинопольский, всего около 700 человек. От Руси представительствует митрополит Киевский Исидор. Продолжается Собор во Флоренции. Иногда разговор принимает острый характер. В конце концов берет верх желание объединиться. Восточных представителей побуждают подписать соглашение и политические мотивы: турки на пороге Константинополя, и восточные христиане нуждаются в помощи из Рима.

6 июля 1439 года на Флорентийском Соборе заключается уния. Ее подписывают все присутствующие, кроме митрополита Эфесского Марка.

Исидор был одним из самых активных сторонников унии. Однако, вернувшись с Собора (в сане кардинала), он столкнулся с сильной оппозицией: как со стороны польского католического духовенства (считавших авторитет соборов выше монархической власти папства), так и со стороны московского князя, который использовал разрыв с официально унионистским Константинополем, чтобы в 1448 году поставить своего независимого митрополита (Иону). Только в Литве благосклонно отнеслись к унии с Римом.

На Востоке турки осаждают Константинополь, его героически защищают император Константин XI и генуэзец Джустиниани, но 29 мая 1453 года имперский город переходит в руки турок. Это конец Восточной Римской империи.

 

Гуманизм и Возрождение

После заката империи рождается ностальгия по ней. Новая культура ориентируется на изучение латинского и греческого языков, греческой и римской философии и культуры.

Флоренция — город, который лучше всего выражает дух Возрождения и богатство этого времени. Это город-государство, во главе его — несколько могущественных семейств, враждующих между собой. В конце концов, победу одерживают Медичи.

Флоренция — город, где наслаждаются жизнью. Но художественный расцвет не может долго скрывать пустоту, порождаемую утратой религиозности. Человеческая жизнь без обращения ко Христу становится поверхностной. Развитию культуры способствует изобретение книгопечатания. В 1454 году Иоганн Гутенберг отливает из свинца литеры для книгопечатания. Искусство, порожденное новой культурой, наиболее блестяще проявляется во Флоренции, в соборе Санта Мария дель Фьоре, знаменитый купол которого  — творение архитектора Брунеллески. Открытие масляных красок приводит к новому подъему живописи.

В этот период появляются академии. В них объединяются люди, занимающиеся культурой, религией, политикой; они собираются для обсуждения важнейших духовных, философских, религиозных и художественных проблем. Первая и наиболее известная из академий расположена во Флоренции.

 

Николай Кузанский + (1401-1464)  — один из великих деятелей, стремившихся соединить новую страсть к познанию природы, к наукам и творческим возможностям человека со средневековыми представлениями о том, что сущность человека обращена к Богу.

Он родился в Кузе (современной Германии). Доктор теологии Николай Кузанский становится кардиналом, епископом Бриксена (в Тироле). Он овладевает всеми знаниями своего времени, и в то же время его вера имеет глубоко средневековый характер. За многообразием следует полностью признать его права, но оно должно быть введено в единство — убежден он. В своих философских творениях Николай обсуждает учение о согласии противоположностей. Единение с Богом устраняет все противоречия. Основываясь на этом, он обосновывает духовное, церковное и политическое единство. Его богословие проникнуто влиянием неоплатонизма. Кардинала Кузанского называли "стоящим у врат современной эпохи". Этот титан, владеющий всеми знаниями, полностью отдавал себе отчет в ограниченности человеческого познания.

Николай Кузанский. Из "Игры в шар": Конечно, человек есть малый мир таким образом, что он же и часть большого. Так или иначе, целое светится во всех своих частях, раз часть есть часть целого, как есть отблеск целого человека в его руке, находящейся в пропорциональном отношении к целому; но всё-таки в голове, например, отблеск совершенной цельности человека более совершенен. Равным образом отблеск всего универсума есть на каждой его части, потому что всё стоит в своем отношении и в своей пропорции к целому; но в той его части, которая зовется человеком, его отблеск больше, чем в какой бы то ни было другой. Поскольку совершенная цельность универсума больше просвечивает в человеке, человек оказывается совершенным миром, хотя и малым, оставаясь в то же время частью большого. Соответственно, что универсум имеет универсально, то и человек имеет — обособленно, частно и раздельно. И поскольку может быть только один универсум, но много обособленного, частного и раздельного, то многие обособленные и раздельные люди несут в себе вид и образ единого совершенного универсума, и в таком разнообразном множестве бесчисленных малых текучих, сменяющихся друг другом миров устойчивое единство большого универсума развертывается с наибольшим возможным совершенством.

Доминиканец Джироламо (Иероним) Савонарола — выдающаяся личность, участвующая во флорентийской жизни этого времени. Блестящий проповедник, он резко осуждает пороки знати и папы Александра VI. Из-за этого его подвергают аресту и 23 мая 1498 года приговаривают к смерти.

Св. Бернардино да Фельтре (1439-1494) — кроткий и деятельный святой этого же времени. Францисканец, он посвящает свою жизнь проповедничеству, его проповедь проста, но способна воодушевлять. Когда он обнаруживает, что множество людей живут в зависимости от ростовщиков, он учреждает ломбарды (первый в Мантуе в 1484 году) и народные банки, которые под малые проценты ссужают деньги ремесленникам.

Святая Екатерина Генуэзская посвящает себя заботам о тяжело больных людях. После смерти мужа она распродает всё свое имущество и основывает больницу для неизлечимо больных. С участием Екатерины рождается Конгрегация Божественной Любви, которая распространяется по всей Италии. Ее члены посвящают себя молитве и милосердию, заботясь о наиболее несчастных и обездоленных.


Дополнительные материалы по теме:

• Ги Бедуелл. История Церкви (гл. 6-7)
   
Нарождение секулярного духа     Кризис Церкви     Ответы народа Божьего
    Церковь и вызов эпохи Возрождения    Дух обновления     Возвращение к истокам     Множители     Соблазн язычества
Хронологический указатель в Библиотеке свящ. Якова Кротова: XIV век; XV век
Йозеф Лортц: ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
• Джордан Омэнн: ХРИСТИАНСКАЯ ДУХОВНОСТЬ В КАТОЛИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ: DEVOTIO MODERNA.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/238.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
предш. выпуски темы:
<= XII-XIII века, Запад
<= XII-XIII века, Русь
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»