=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Темы выпуска: Пост; наши ошибки. Сражение с внутренними помыслами

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

A.
Автор:
игумен Петр (Мещеринов), вопросы Анны Даниловой.
Заглавие публикации: «Пост: не превратить христианство в Религию Еды».
Опубликовано: pravmir.ru/post-eto-urok-v-bozhej-shkole/; ioannp.ru/publications/521166, 19.II.2010.

B.
Автор:
преподобный Макарий Египетский.
Из книги «Духовные беседы». Беседа 3.
Опубликовано: krotov.info/library/m/makarygr/makari03.html.

 
серия "духовная жизнь"
         
(приблизительно 1600 слов)

A.

> Смысл церковного установления Великого поста – в исполнении евангельских слов Спасителя: придут дни, когда отнимется от нас Жених, и тогда будут поститься (ср. Мф.9,15). Великопостный период – время воспоминания страданий и смерти нашего Господа, когда Церковь призывает нас усиленной молитвой и постом посильно приобщиться Кресту Христову, вводящему нас в радость Воскресения.

> – Что самое главное, о чём надо помнить, что обязательно надо сделать постом?

> Обычно на этот вопрос отвечают так: постом нужно больше молиться, усиленнее читать священное Писание и Святых Отцов, делать больше добрых дел, воздерживаться от того, к чему чувствуешь пристрастие, и т.п. Всё это, конечно, правильно; но при этом как-то подспудно возникает мысль, что во внепостный период можно делать меньше добрых дел, меньше читать Слово Божие, менее внимательно сладить за своими страстями.... На опасность этой мысли указывал ещё святитель Феофан Затворник.

> Я бы сказал так: легче и плодотворнее проводить пост, если рассматривать его как некий особый благодатный педагогический период в той Божьей школе, какой является для христианина вся его жизнь. Обстоятельства жизни каждого человека чрезвычайно разнообразны, и какие-то конкретные советы здесь давать трудно. Что, на мой взгляд, сделать необходимо – постараться постом определить меру своего христианства, рассмотреть свою жизнь в свете Евангелия Христова и исправить то, в чём обличает совесть.

> – Как сделать так, чтобы пост прошел не зря?

> Опять же, тут всё зависит от конкретной жизненной ситуации всякого человека. Но что-то общее сказать можно. Если христианин «педагогически» воспользуется Великим постом для того, чтобы разобраться в отношениях с ближними – в семье, с родственниками, с коллегами на работе – и результатом поста будет то, что он станет (и не только на время поста, а и вообще впредь) к ближним хоть чуточку добрее, терпимее, милосерднее, приветливее – тогда пост пройдёт не зря. А если мы утомим желудок неядением, ноги – стоянием в храме, а глаза – чтением молитвословий, а к ближним будем оставаться чёрствыми, надменными и ханжески-нравоучительными – тогда пост не только пройдёт зря, но и принесёт нам вред.

> – Как начинать день и проводить его?

> Здесь я скажу вещи общеизвестные. День надо начинать с молитвы, причём нужно постараться обратить своё сердце к Богу, и всё своё внимание обращать именно на это, а если что-то не успеем прочитать, то не смущаться. Проводить день следует также в молитве и трезвении, стараясь при этом, чтобы наши ближние «не видели нас постящимися» в фарисейском смысле (Мф.6,16-18). Заканчивать же наше дневное поприще надо, разумеется, не придирками к домашним и семейным скандалом, и не смотрением телевизора, а умиротворением сердца в любовном общении с родными, в молитве и чтении Слова Божия. Воскресные же и праздничные дни, особенно дни Страстной седмицы, конечно же, нужно посвящать церковной молитве и причащению Святых Христовых Таин.

> – Как сделать свою жизнь хотя бы на эти дни христоцентричной?

Вообще-то говоря, вся жизнь христианина (а вовсе не только Великий пост) или христоцентрична, или нет. Если она не такова, то нет для православного человека большей задачи, чем сделать своё существование постоянной жизнью во Христе. Именно постоянной – ибо жить во Христе только лишь Великим постом, а затем от этой жизни отступить и дать похитить семя благодати диаволу, заглушить его тернием или же не заботиться о почве нашего сердца (Мф.13,3-9), для христианина невозможно. Великий пост – хорошее время для того, чтобы, как я уже говорил, педагогически подойти к этой задаче, и, разобравшись с собою, начать жить по Евангелию.

> – Как заниматься духовной жизнью, когда ни на что нет времени?

> Я бы порекомендовал со вниманием перечитать (или, если кто-то делает это в первый раз, целиком прочитать) Новый Завет и приложить то, что там говорится, к себе. Затем в свете прочитанного Слова Божия глубоко испытать свою совесть и очистить её в Таинстве Покаяния. Разумеется, прибегать к этому Таинству нужно всегда, когда есть в этом потребность; равно как и в Священном Писании поучаться по возможности ежедневно. Но, действительно, когда мы живем в очень напряжённом ритме городской жизни, нам не всегда хватает на это времени; поэтому постом следует постараться, отстранив от себя, насколько возможно, суету мира сего, уделить молитве, чтению Слова Божия и испытанию совести особое внимание.

> – Какие ошибки мы совершаем?

> Главное искушение великого поста – превращение христианства в Религию Еды. Главная ошибка великопостного времени – когда голова у нас занята едой. Вот подходит праздник Благовещения (в этом году, впрочем, он будет на Светлой седмице); о чём больше всего думают в этот день православные? Правильно – о том, что «сегодня можно рыбку»... Все искушения и трудности Великого поста проистекают, как мне представляется, из того, что основной акцент постного времяпровождения делается на тех или иных продуктах питания и режиме их потребления.

> Избежать ошибок и искушений в Великом посту поможет очень простой критерий: нужно спрашивать себя – о чём я сейчас думаю: о еде или о Христе? Если человек думает о еде, значит, режим его поста неправильный. Обычно у постящегося православного наличествует ревность строго соблюсти монашеские великопостные уставы. Именно в этом он полагает угождение Богу и смысл постного подвига.

> Разумеется, в современных условиях соблюсти эти уставы решительно невозможно. От того, что «не получается правильно поститься», и вдобавок от того, что такой «правильный пост» совершенно лишает человека физических и душевных сил, многие впадают в уныние и раздражение. А между тем всего этого легко избежать. Нужно определить свою (а не буквоедско-древнемонашескую) меру воздержания – обилие продуктов позволяет сегодня сделать это; и, обеспечив с «продуктовой стороны» ровную меру воздержания, не лишающую телесные силы необходимой бодрости, – всю свою внутреннюю энергию посвятить духовному труду: молитве, трезвению, поучению в Священном Писании, внимательному отслеживанию своих отношений с ближними.

> – Что такое Великий пост лично для вас – ваши самые любимые дни поста, самые любимые службы? Как бы вы мечтали провести пост?

> Мои послушания требуют от меня, чтобы и Великим постом я существовал в таком же режиме, как и в прочее время года. А мне бы хотелось провести Великий пост, не выезжая из своей деревни – в некотором, так сказать, «затворе»... Что касается любимых служб, то больше всего мне по сердцу воскресные Литургии св. Василия Великого.

 

 

B.

<.> великое единогласие, мир и единодушие могут всех между собою содержать в союзе мира, и можно будет жить друг с другом в праводушии и простоте, привлекая на себя Божие благоволение. Главнейшее же из всего, как очевидно, есть благовременное пребывание в молитве. Сверх того, предметом искания пусть будет одно – иметь в душе сокровище и жизнь, то есть иметь Господа в уме. Работает ли кто, или молится, или читает, <плодом этого должно стать непреходящее богатство – Дух Святой>. Некоторые же говорят, что Господь требует от людей <лишь> явных плодов, а тайное совершает сам Бог. Но не так бывает на деле. Напротив <>, сколько ограждает кто себя по внешнему человеку, столько же он должен бороться и вести брань с помыслами; потому что Господь требует от тебя, чтобы сам на себя был ты гневен, вел брань с умом своим, не соглашался на порочные помыслы, и не услаждался ими.

*. Но чтобы искоренить уже грех и живущее в нас зло, – то <это> может быть совершено только Божией силою. Ибо не дано и невозможно человеку – искоренить грех собственной своей силой. Бороться с ним, противиться, наносить и <получать раны> – в твоих это силах; а искоренить – Божие дело. А если бы сам ты в состоянии был <это сделать>, то какая была бы нужда в Господнем пришествии? Как невозможно <глазу видеть> без света, или говорить без языка, или слышать без ушей, или ходить без ног, или работать без рук, так без Иисуса невозможно спастись, или войти в <царствие небесное>. Если же говоришь: „видимым образом я не блудник, не прелюбодей, не сребролюбец; следовательно, праведен"; то обольщаешься в этом, думая, что <уже сделал всё, что нужно>. Не три только части греха, от которых человеку должно оградить себя, но их тысячи. Откуда кичливость, <отсутствия стыда и страха Божия>, неверие, ненависть, зависть, коварство, лицемерие? Не должен ли ты вести с ними <битву> и борьбу в тайне, <> в помыслах? Если в доме у тебя разбойник; то <это> сокрушает <> тебя, и не дает тебе быть беззаботным, даже сам начинаешь нападать на него, наносишь ему раны и принимаешь их, так и душа должна сопротивляться, противоборствовать и отражать <нападения>.

*. <Твоя добрая воля>, противоборствуя, пребывая в труде и скорби, начинает, наконец, одерживать верх; <она> и падает, и восстает; грех снова низлагает <ее>; в десяти и в двадцати <сражениях> побеждает и низлагает душу; но и душа со временем в одном чём-нибудь побеждает грех. И опять, если душа стоит твердо и ни в чём не ослабевает, то начинает брать преимущество, <...> одерживать над грехом победы. Но если и при этом посмотришь внимательно, то грех всё еще <одолевает> человека, пока <тот не станет человеком совершенным, зрелым (ср. Еф.4:13)>, и вполне не победит смерть. Ибо написано: Последний враг падет – смерть (1Кор.15:26). <Именно так> люди преодолевают грех и делаются его победителями. А если, как сказали мы выше, говорит кто-нибудь: „я не блудник, не прелюбодей, не сребролюбец, для меня довольно сего"; то в таком случае боролся он с тремя частями, а с другими двадцатью, <чрез которые> грех также воюет с душой, не боролся, <а напротив> того, побежден ими. Посему, должно бороться и подвизаться во всём; потому что ум, как неоднократно говорили мы, есть борец, и имеет равномощную силу <сражаться> с грехом и противиться помыслам.

> *. Если же говоришь, что <противоборствующая> сила крепче, и порок вполне царствует над человеком; то обвиняешь в несправедливости Бога, Который осуждает человечество за то, что <оно> послушалось сатаны. Когда сатана силен и покоряет себе какою-то <принуждающей> силой; тогда, по-твоему, он выше и сильнее души. Выслушай же меня, наконец. Если юноша борется с отроком, и отрок побежден, и осуждают отрока за то, что он побежден, то <это – великая> несправедливость. Посему, утверждаем что ум есть борец, и борец равносильный. И борющаяся душа, взыскав помощи и защиты, получает их, и <удостаивается> избавления; потому что борьба и подвиг возможны при равных силах.

> Прославим Отца и Сына и Святого Духа во веки. Аминь.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно!) 

www.messia.ru/r2/5/d13_127.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения
о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»