=рассылка *Христианское просвещение*=

Христос воскрес!

Тема выпуска: Что значит для нас Вознесение Христа?

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по следующим материалам:
 • cвящ. Александр Мень. ТАИНСТВО, СЛОВО, ОБРАЗ
   www.krotov.info/library/13_m/myen/1_8_tso_5.htm#voznesenie
  • Яков Кротов. История Христа
   krotov.info/yakov/5_hist/01/01_i_zhizn_iisusa.htm
   • митр. Антоний (Блум). Проповеди на Вознесение Господне 1968. и 1971 гг.
   www.mitras.ru/lubov/lub_vse_68.htm#113;
   www.mitras.ru/lubov/lub_vse_71.htm#11
   • еп. Григорий Лебедев. ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА.
   www.krotov.info/libr_min/l/lebedev.html
   • Новый Завет в переводе В.Н.Кузнецовой ("Радосная весть")
   messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm#0

Этот же текст был использован ранее в рассылке "Мысле и вере и Церкви", см. выпп. №№ 800, 801. Здесь дается c незначительными изменениями.

 
серия "духовная жизнь";
серия "основы христианской веры"
         
(приблизительно 1870 слов)

 

Когда Иисус воскрес, Его ученики еще не вполне поняли всё значение этого события. Сорок дней Он появлялся перед ними и исчезал, не объясняя, каков Его замысел. Им это было и не важно: Учитель жив, и этого достаточно. Могла ли этим простым рыбакам прийти в голову мысль, что они предназначены для того, чтобы покорять мир Христу? Когда они путешествовали с Иисусом, они во всём полагались на Него, и вот Он снова с ними, после испытаний настало время покоя. Они не знали, что земной путь Мессии завершен, что отныне им самим нужно пролагать дорогу Радостной Вести. Он снова говорил им о Царстве Божием, но по-прежнему они не понимали Его, и не знали, наступило ли уже время восстановления царства Израильского, обретения их народом свободы и величия, или надо ещё ждать.

Однажды Он явлился им на одном из холмов в Галилее. Все падают на колени, и звучит Его голос: "Мне дана вся власть на небе и на земле. Итак, идите и сделайте все народы учениками Моими. Крестите их во имя Отца, Сына и Святого Духа и научите всё соблюдать, что Я вам повелел. И знайте: Я с вами всегда, до конца мира" (Мф.27:19-20).

А потом – снова Иерусалим, Элеонская (Масличная) гора, где Иисус прежде любил бывать с учениками. "Не ваше дело знать времена и сроки, которые установил Своей властью Отец! – говорит Иисус – Но когда сойдет на вас Святой Дух, вы получите силу и станете Моими свидетелями – в Иерусалиме, и по всей Иудее и Самарии, и до самых пределов земли" (Деян.1:7-8). Поняли ли тогда ученики смысл этих слов? Это были последние Его слова на земле. Он поднял руки, благословил их, и стал подниматься ввысь… Сияющее облако Славы Божьей скрыло Его.

Ученики не чувствовали себя одинокими и покинутыми, ведь отныне Спаситель будет с ними всегда. Прославленный и преображенный, Он принимает в Свои объятия всю землю, весь мир... Они вернулись в город и пребывали вместе; около ста двадцати человек, оставшихся после всех испытаний последователями Иисуса, вместе проводили время в молитве (Деян.1:12-14).

* * *

Слова, сказанные Христом на последнем ужине перед Страстями: "Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе" (Ин.12:32), относятся к двум событиям в Его жизни: к крестной смерти и к Вознесению. Эти два события по-разному являют нам Божие действие для нашего спасения.

Когда Христос умер на кресте, Он привлек к Себе лишь совсем немногих – тех, кто оказался способен поверить в победу любви над ненавистью, в победу жертвенной, преданности друзьям; тех, кто сумел прозреть новое откровение о Боге в воплотившемся Слове Божьем. Это было совершенно новое откровение, его было трудно принять...

Древний мир создавал образы богов и героев: боги воплощали в себе всё, что было дорого человеку, всё, чего он больше всего желал себе – покоя, мощи, торжества, величия. Но явление и откровение Божие во Христе могло только разочаровать и древний Израиль, и языческий мир. Христос явил нам образ Божий совершенно по-новому, так, как человек и представить не мог: Бога, явившегося в уничижении; Бога, беззащитно отдающего Себя по любви; Бога, как будто бессильного защитить даже Себя Самого; Бога, Который был словно бы побежден; Бога, Которого языческий мир имел все основания презирать, потому что Он не являл ничего из того, что люди ждали от Бога... Лишь немногие оказались способны принять этого Бога, узнать Его и Ему поклониться. Тем более что этот Бог сказал: "Я вам подал пример, чтобы и вы поступали так же, как поступил Я" (Ин.13:15) – Он не только Сам пошел путем предельного смирения на муку и крест, но и нам повелел стать такими же и идти тем же путем.

Но Свою жертву, Свои спасительные страдания Иисус принес не только за тех, кто тогда сумел отозваться на божественную любовь и на Божью веру в человека. Когда Его распяли, Он молился: "Отче, прости им, ведь они не знают, что творят!" В этой молитве Он собрал в Свое сердце тех, кто пригвождал Его ко кресту, тех, кто предал Его, тех, кто неправедно Его осудил, тех, кто бил Его на судилище, тех, кто клеветал на Него, – всех Он включил в Свою любовь. И когда Господь вознес эту молитву – неужели Отец не услышал? Своей кровью, Своим страданием, Своей смертью Христос заслужил право прощать, – и Он простил. И нет такого человека, который не находится под защитой этой молитвы! Мы, христиане, не знаем, что творим, когда живем недостойно Евангелия; гонящие Церковь не знают, что творят, когда восстают на Живого Бога и на Христа Его. Но всех объемлет Его молитва: "Прости им, Отче, не знают, что творят!"... В этом отношении не только некоторых Он привлек к Себе, – Он Своей любовью всех связал и всех вознес молитвой к престолу Господню. Тайна спасения глубока; мы не знаем, чтo в последний час решит Господь о каждом из нас, и о тех, в спасении которых мы так легко сомневаемся...

* * *

Когда Господь был "вознесен" на крест (ср. Ин.12:32-33), немногие приняли это свидетельство Любви... Но это лишь видимость, потому что то, что Он явил на Кресте, засеяло семенами наш человеческий мир, далеко за пределами Церкви Христовой. Как Христос сказал, Его слово подобно дрожжам, которые кладут в тесто, и они растворяются, становятся незаметными, но затем всё тесто начинает бродить... Слово Христа, образ Его жизни, пример Его смерти засеяли семенами весь мир. До Христа люди не умели ценить человеческой личности. Христос первый провозгласил единственность, неповторимость, драгоценность для Бога каждой человеческой личности, и это откровение стало менять всю обстановку мира. Если теперь среди людей есть понимание ценности личности, если к ней есть уважение, если мы друг на друга смотрим и понимаем, что мы – перед единственным, неповторимым человеком, ради которого стоит жить и жизнь отдавать, то это – по слову и по примеру Христа, засвидетельствованному на Кресте, ведь другого, предельно убедительного свидетельства никто не может дать, кроме своей жизни и своей смерти. Вот как возлюбил мир наш Бог, вот каким Он явил Себя, вот какими Он желает нас видеть! Это вознесение на Крест.

А о чём говорит нам Вознесение, когда Господь восшел во славе и воссел по правую руку Бога Отца? Воплощение Христово уже открывает нам о человеке и обо всём мире нечто дух захватывающее. Человек, оказывается, столь глубок, что он способен соединиться с Божеством, не сгорев в этом пламени, не погибнув от этой встречи. Ветхий Завет нам говорит, что сердце человека глубоко, и опыт людей показывал, что это глубокое сердце ничто земное не в силах заполнить, вся вселенная не может заполнить его, может только Бог. И вот Бог стал человеком. Воплощение показало нам человека во всей дивной, непостижимой емкости: он может стать вместилищем Божества, он может стать храмом Святого Духа. А Вознесение Господне показало что-то, может быть, еще более дивное: человеческую плоть, которую Он принял от Девы, и которую Он отдал на истязания и крестную смерть, – эту плоть Христос не оставляет на земле после Своего умирания на кресте – свидетельства о Божественной любви: Он воскресает в Своей плоти, с язвами на руках и на ногах, с раной в боку, воскресает во свидетельство о том, что и тело человеческое призвано не к тлению, не к смерти, а призвано к вечной, неумирающей, ликующей жизни. И в Своем Вознесении наше человеческое тело, нашу человеческую природу Он возносит на Небо. С Ним наше человеческое тело вступило в таинственные глубины Божественной Троицы. Св. Иоанн Златоуст говорит, что если мы хотим понять, сколь велик человек, не надо взирать на великих людей земли, но надо поднять взор к престолу Божию и там узреть облеченного плотью человеческой Сына Божия во славе Отчей. Он нам явил нашу истинную природу, наше подлинное призвание, показал, куда мы призваны, – одесную Бога Отца.

Но путь этот нелегок, хотя и не своей силой мы его проходим. Когда апостол Петр спрашивал Христа: "Кто же может спастись?" – Его ответ был: "Человеку это невозможно, но Богу возможно всё" (Мф.19:26; Мк.10:27). Немощь наша не помешает нам подняться до престола Господня, пасть у ног Спасителя, испросить милость себе. Ап. Павел приводит слова Христа, обращенные к нему: "Сила Моя в немощи совершается..." (2Кор.12:9) Не в той, столь нам обычной немощи, когда мы по лености не пользуемся той силой, которую Господь нам так щедро дает. Но другой немощи: гибкой, послушной души, немощи, которая заполняет человека, когда сила Божия через него и в нём действует. Как мягкий, слабый парус наполняется ветром и влечет за собой корабль, так и немощь человеческая может быть преисполнена дуновением, дыханием Святого Духа и повлечь нас к победе, к тому берегу, где вечная жизнь. В немощи сила Божия совершается; но для этого надо отдаться в руки Божии, надо отозваться сначала на то вознесение Господне на крест, которое открывает любовь Господню к нам и свидетельствует, как Господь верит в человека: Он готов стать одним из нас и умереть в победоносной надежде, что Его смерть отзовется в каждом сердце, превратит каждую жизнь из земной – в небесную и каждого из нас – в члена – живого, трепетного, хрупкого, и однако непобедимого – Тела Христова.

* * *

Христос, возносясь на небо, как бы отдалился от нас, ушел, но есть тайна радости в этой разлуке: разлука эта временная, и в ней нам открываются наше человеческое призвание (и призвание всей твари), торжество любви, соединение с Богом. И так за Христом уходили, из столетия в столетие, люди, оказавшиеся способными любить Христовой, Божественной любовью. Так отходили – иногда ликуя о своей смерти, а иногда погружаясь во мрак Гефсиманского сада и ужаса слов Христовых: "Боже Мой, Боже Мой! Почему Ты Меня оставил?" – и простые люди, и святители, и подвижники, и мученики, и исповедники Церкви.

* * *

Вознесение Господа – это не оставление Им земли. Это – вознесение, поднятие человека до Бога. Ведь последней задачей искупления было совершенное истребление тленности, присущей падшей человеческой природе, и усвоение ей бессмертия и вечности. Господь, возносящийся на небо в преображенном человеческим теле, именно это и делает. Как "новый Адам", Он возносит в Своем Лице человеческую природу на небо и помещает ее, обновленную, в Царство Отца – в Царство бессмертия и вечности. Вознесение Господа, таким образом, есть завершение искупительного пути, оно завершило путь восстановления падшего человека и осталось на вечные времена величайшим знаком того, что и всякий верующий, вслед за своим Искупителем, призван к своему вознесению, усыновлению Отцу и воцарению одесную Его. Вот почему Он сказал: "Когда Я уйду, приготовлю вам место, Я вернусь и возьму вас к себе, чтоб и вы были там же, где Я" (Ин.14:3).

Актом Вознесения обновленной и обоженной человеческой природы замыкается искупление человека. Но Вознесение не поглощает земное, не заменяет его небесным. Оно соединяет небо с землею, возводит земное на небо, низводя при этом небесное на землю ради восстановления земли. Вознесение не разрывает, а замыкает круг. И оно открывает нам силу, образовавшую неразрывную связь неба и земли, и богочеловеческую цель – об`ожение человека. Эта сила – Животворящий Божий Дух. Дух животворит, и жизнь неустанно движется к вечности. Об этой животворящей силе Духа говорит Сам Христос: "Если Я не уйду (к Отцу), не придет тогда к вам Заступник (Утешитель); а уйду – Я пошлю Его к вам... Когда же придет Дух Истины, Он направит вас к полной истине.... Он навеки останется с вами" (Ин.16:7,13; 14:16). Вот эта сила Духа, посланного по Вознесении, и соединила небо и землю в один круг, и она же одухотворяет каждую точку круга, т.е. нашего спасительного пути. Без нее немыслимо восстание от тления, движение вперед и возрождение души. Не в этом ли величайшее ободрение верующей душе?! "Я сиротами вас не оставлю" – говорит Христос (Ин.14:18). Дыханьем Божественного Духа наш Спаситель с нами в каждом шаге жизни.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/d16_160.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
NEW! >Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»