=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

 

Божьего благословения в новом году!

Тема выпуска: Основание единства христиан (1)
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Автор: Николай Сергеевич Арсеньев.
Из книги "Единый поток жизни", предисловие и из гл. I. (agnuz.info/app/webroot/library/203/149/index.htm)

 
серия "Церковь: единство и разделения. Конфессии";
серия "Основы христианской веры"
 

 (примерно 2070 слов)


 

 

> ПРЕДИСЛОВИЕ

> Перечитывая эти очерки, написанные в разное время (большей частью в 60-х годах, некоторые в 1969-1970 гг. и два – об англиканстве – в 30-х годах), вижу ясно их недочеты, но вижу вместе с тем, что все они выросли из одной основной идеи, или вернее, из одной, господствующей предпосылки. Их объединяет одно стремление – изобразить, как "прорыв Божий" в мир воспринят был многоразлично и вместе с тем по существу глубоко тождественно верующими христианами различных времен и народов: как поворотный пункт в истории мира. Этот "прорыв" не доказывают, о нём свидетельствуют. Кто им захвачен хоть в некоторой степени, не может не стремиться свидетельствовать о нём. Эта захваченность одним общим содержанием, одним основоположным фактом, одним и тем же Присутствием, и это свидетельство о "Слове, ставшем плотию и вселившемся посреди нас" и есть основное единство христиан, данное уже теперь. "Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены во едино и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня" (Ин 17.23).

> В наши дни силы Добра и Зла действуют в мире с неослабным и, может быть, нарастающим напряжением. И несомненно также большое нарастание религиозных исканий (осознанных или не вполне осознанных) и религиозной динамики, как и всё большее сосредоточение энергии христианского чувства на "линии максимум" – на центральном, основном, решающем Предмете веры или вернее решающем Источнике веры: на великой тайне откровения Божественной любви в лице и подвиге пришедшего в мир Единородного Сына Любви Отчей (Кол 1.13). Об этом свидетельствуем, напр., мощный прорыв христианской веры, неожиданно – можно сказать – охвативший широкие круги студенческой молодежи в США за самые последние годы.

> Откровение Любви Божией в лице Иисуса Христа всё с большей силой встает перед нами – ищущими и верующими – как ответ Божий на вопрос о судьбе мира. Таков этот ответ в глазах христианской веры. Охваченные этой верой или, вернее, покоренные этим превозмогающим откровением Любви Божией во Христе Иисусе, мы всё более опять сближаемся друг с другом – в это время всё более заостренных разделений и контрастов. "Любовь Христова объемлет нас" – в этом мы можем увидеть одну из решающих сокрытых сил (а может быть, вместе с апостолом, и самую решающую силу) в глубинах истории. И, может быть, гонение Церкви Божией в Советской России и Второй Ватиканский Собор и новый расцвет духом апостольских и свято-отеческих времен охваченною богословия на Западе – не всё ли это знаки, признаки нарастающей силы Единства, нарастающего призыва Божия к Единству? Признаки, может быть, часто грозные и тяжелые: всё большего призвания к участию нашему в Кресте Христовом, но и к участию в Его Победе. Но это означает также и всё большее пробуждение в нас нашего, часто еще сокровенного, но уже данного нам единства – в Нём.[1]

> Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут, все едино (Ин 17.21). "Любовь Христова объемлет нас" (2Кор 5.14).

Николай Арсеньев
12 апреля 1973 г.

 

> Глава первая. О единении христиан

> 1

> Мы, верующие христиане, стои́м перед совершенно невероятным, поражающим фактом, перед трудно вообразимой ("недомыслимой", если употребить славянское выражение церковных песнопений), превозмогающей Реальностью – безмерного снисхождения Бога, открывшегося нам в "Сыне Любви Своей" (Кол 1.13). Высшая ценность человеческой жизни – любовь, оказывается таким образом отблеском Вечной Реальности, ибо Бог есть Любовь. И это раскрылось – самым "недомыслимым", невероятным образом – в безмерном снисхождении Сына Божия, отдавшего за нас душу, т.е. жизнь Свою. В этом безмерном, фактическом, историческом прорыве Любви Божией в мир, в подвиге, жертве и победе Сына Божия – весь смысл и всё содержание христианской проповеди – более того, в этом – основоположный, центральный и решающий факт истории мира. Непонятно, невозможно, и тем не менее покоряет души, не как прекрасная мечта, а как реальное присутствие Бога Любви в мире, вхождение Его в мир во плоти в лице Иисуса Христа. Прорыв Любви Божией в мир – больше ничего сказать нельзя, как только изумляться и трепетно и с любовью склоняться перед этой Тайной и радоваться ей и питаться из нее. Ученики ощутили это божественное Присутствие уже во время земной жизни Его с ними. "Господи, выйди от меня, ибо я – человек грешный!" восклицает Петр. "Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров дома моего", посылает сказать Ему сотник. А после безмерной, смущающей катастрофы Его смерти на кресте, пошатнувшей было веру учеников, – неожиданный и невероятный, потрясший их до основания факт воскресения Его, явления им Воскресшего. И новая действительность, новый смысл всего – и добровольного страдания Его и победа Божия – раскрывается в этом факте воскресения. Крест – не испытание только, уже Крест есть победа: бездна между нами и Богом заполнена бесконечным снисхождением Его даже до глубины смерти. Но победа охватывает и внешний, физический наш мир, она есть вместе с тем и победа над смертью, залог и начаток и нашей грядущей победы.

> Христианское благовестие говорит о центральном, исключительном, неповторимом – да и не нужно повторять, ибо он имеет решающее значение – факте жизни человечества и жизни мира, центральном и для каждого из нас. Прорыв – победный – себя отдающей, жертвенной Любви Божией в мир, действительно имевший место во плот , в реальной человеческой и мировой истории. Ибо "Слово стало плотию, и мы видели славу Его".

> Это настолько невероятно, настолько неприемлемо в глазах мира, это безумие, "юродство" (μωρία) благовестия о Христе распятом ("для иудеев соблазн, для эллинов безумие"), но и юродство проповеди воскресения, что, уверовав в это, становишься в особое к миру положение: открывается нам тогда во Христе "тайна Божия", тайна спасения мира. И мы захвачены этой тайной, этой реальностью. И это – невероятное, но и странное – раскрывшееся нам и творящее в нас новую жизнь – жизнь во Христе силою Духа, и делает нас христианами. Ведь это и есть самое важное, центральное, и перед решающим значением, перед исключительностью этого всё отступает на второй план. И объединенные вот этим откровением любви Божией – неповторимым и исключительным – в крестном подвиге и победе над смертью Иисуса Христа и радостной верой в Него – являются соучастниками в новой жизни, открывающейся в нас силою Его Духа. Это – основа нашего единства с другими христианами, единства, уже данного нам (хотя бы и неполного), уже охватившего нас.

> Это единство веры и опыта, это единство свидетельства об историческом факте, об историческом Лице, которое вместе с тем является и Божественным Присутствием, настойчиво и многократно, со всею силою подчеркивается в апостольском благовестии.

> 2

> Есть ряд кратких высказываний, сконцентрированных выражений и формул, провозглашающих всю суть веры. Таково, напр., провозглашение: "Иисус есть Господь!", особенно центральная и решающая формула первохристианства (ср. "и каждый язык будет исповедовать, что Господь есть Иисус Христос – őτι Κύριος ’Ιησου̃ς Хριστός – во славу Бога Отца" – Флп 2.11). У того же Павла читаем в Послании к Римлянам: "Если ты устами своими будешь исповедовать, что Иисус есть Господь (Κύριον ’Ιησούν) и уверуешь всем сердцем твоим, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься" (10.9). Ибо в этом воскресении Его открылась Его божественность, Его значение как Господа. Поэтому вся проповедь христианская с самого начала есть проповедь о воскресении Его и о том, что Он есть Господь и Спаситель, более того – Начальник Жизни (ἀρχηγòς τῆς ζωῆς – Деян 3.15), т.е. Тот, от кого жизнь происходит, источник и основа жизни. Как и Иоанн позднее пишет в своем Евангелии: "В Нём была Жизнь, и Жизнь была Свет человеков" (1.4).

> Всё благовестие может быть выражено этими иоанновскоми словами: "И Слово стало плотию и обитало с нами, и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца"... Слово пришло, сошло из высших надмирных глубин Жизни и стало плотию. Без этого, без этой исторической личности, без этого действительно проявившегося безмерного смирения Слова Божия, вошедшего в нашу жизнь и освятившего ее, нет христианского благовестия. Поэтому критерием истинности является, согласно 1 Посл. Иоанна, утверждение двух, неразрывно связанных между собою истин: Он пришел свыше, Он не здешний; это – Вечная Жизнь, пришедшая в мир, и вместе с тем: пришел во плоти, не в мечтаниях, не в видениях, а действительно, плотию: "Всякий дух, исповедующий Иисуса, во плоти пришедшего, От Бога есть" (4.2). Ибо Тот, кого мы слышали и видели и рассматривали нашими очами, и кого руки наши осязали, был – Слово Жизни, был Вечная Жизнь, "которая была у Бога и явилась нам" (1Ин 1.1-2). Поэтому и Павел в последнем, вероятно, послании, написанном им, краткими словами напоминает основу, содержание всего благовестил: "Помни Иисуса Христа, воскресшего из мертвых, из семени Давидова, согласно благовестию моему" (2Тим 2.8).

> Вот это безмерное откровение славы Его, присутствия Его – здесь, между нами, во плоти – и стремятся первые христиане созерцать духовным взором и закрепить этот факт, это созерцание в коротких словах, которые являются сконденцированным центральным выражением всей благой вести. Ибо во Христе всё дано, "все богатства премудрости и знания" божественного (Кол 2.3); "благоугодно было Богу, чтобы в Нём обитала вся Полнота Божества телесно" (τò πλήρωμα τῆς θεότητος σωματικῆς – Кол 2.9). В Сыне раскрылась нам Любовь Отца. Поэтому Павел решил "ничего не знать, кроме Иисуса Христа, и притом распятого" (1Кор 2.2). Но если Христос не воскрес, то проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша... Но Христос воскрес"... (1Кор 15). В Нём все обетования Божий "да" и "аминь". В Нём совершилось примирение Бога с человеком. Он – глава Церкви. Павел решил всем пренебречь, всё отвергнуть, чтобы приобрести Христа. Он есть жизнь наша.

> И всё снова и снова, под разными углами зрения, проповедуется это центральное сокровище, эта цель устремления ("Я... стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус" – Флп 3.12), – это новая жизнь, это высшее богатство, которое есть Христос. Вся проповедь раннего христианства, как и христианства вообще (того, что осталось верно заветам апостольским), всегда и повсюду христоцентрична, есть благовестие о Христе Иисусе, о Любви Отца, раскрывшейся нам в Сыне Его, в Сыне Любви Его" – ὁ Υἱòς τῆς ἀγάπης αὐτου̃ – (Кол 1.13).

> Эта захваченность единой новой жизнью – открывшейся во Христе является сущностью христианства. Не проповедь только, не провозглашение только Господом Иисуса, но жизнь в Нём, новая жизнь в Нем и из Него, участие – глубинное, сокровенное – в кресте Его и новой жизни Его. И как идеал всем христианам предносится и предносилось то, что Павел изображает руководящим вдохновением и – более того – уже начавшейся реальностью своей новой жизни: "Я сораспялся Христу, живу уже теперь не я, но живет во мне Христос" (Гал 2.20).

> 3

> Не только одна проповедь, одно созерцание, одно свидетельство характерны и решающи для первохристианства и вообще для христианства: о безмерном прорыве и снисхождении Божием, снисхождении любви Божией в историю мира и человечества в лице Иисуса Христа, не только созерцание этого и проповедь об этом, но и жизненная захваченность этим, новая жизнь, начавшаяся в нас, – Его жизнь в нас – Его крест и воскресение – в трезвении и трепете, жизнь Духа в нас, Его Духа, данного нам Отцом.

> Это есть некая новая действительность, не рассказ только, а именно захваченность, Жизнь Духа Божия в нас, начавшееся (хотя бы и в крайне еще несовершенной и недостаточной степени) преображение нашей жизни.

> Вот это и есть христианство. "Христос в нас, упование славы". И мы призваны к этому апостольской проповедью все народы и отдельные люди, уверовавшие во Христа – на Востоке и Западе, Севере и Юге.

> В этом – база христианского единства: раскрытие Любви Божией в Сыне, прорыв безграничной Любви Божией в мир и свидетельство и благовестие об этом, и новая жизнь Духа Божия, открывшаяся в нас. Не проповедь только, а новая реальность жизни и – больше, чем это, и выше, чем это: реальность действительного акта безмерного снисхождения Божия к нам в Сыне Своем.

> База единства не субъективна: она дана вне нас, это – факт Божий, но оно "действует в нас с силой".

> 4

> Рассмотрим, как из этой единой базы, из этого единого источника текли и текут струи животворной силы и доныне в различных частях христианского мира, несмотря на великое недостоинство многих и многих, м. б., даже большинства христиан. Но силы эти есть и они текут в мире и восставляют падшее, и вдохновляют неожиданно там, где, м. б., мы бы и не подозревали их присутствия. И доныне есть в христианах и добровольное участие в Кресте Его и начавшееся участие в Жизни Его. Ибо в этом, через это, эта реальность входит в нашу жизнь: участие в Кресте Его и в обновленной Жизни Его. Или – другими словами – то, что ап. Павел называет "залогом Духа", "начатками Духа" ("и дал залог Духа" – ἀρραβω̃να του̃ πνεύματος – в сердца наши" – 2Кор 1.22).

> Вот эти дары: благодать Сына, любовь Отца и причастие Святого Духа (см. 2Кор 13.13), которые и составляют основу нашего обще-христианского единства (несмотря на всю нашу видимую, и, к сожалению, иногда весьма реальную разъединенность), там, где эти дары еще воспринимаются и осознаю́тся, и где они оплодотворяют жизнь.

> Не надо забывать: мы спасаемся верою, но мы объединены не только верою нашей, но уже реальностью Божией – снисхождением любви Его – реальностью, которая и выше нашей веры и раньше нашей веры. Но эта реальность Божия пробуждает веру и воспринимается нами через веру, и покоряет души.


> 1. Недаром в эти последние годы с такой настойчивостью опять раздавался в наших душах голос Достоевского (1971 г. был год его 150-летнего юбилея!) с неприкровенной силой зовущего нас к образу страдающего Богочеловека, как центру истории мира. И в этом также – вклад Православного Востока в живой поток общей духовной жизни наших дней. (Смотри мою книжку: "Достоевский. Четыре очерка". Брюссель, Издат. "Жизнь с Богом", 1972.).

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/ek05_245.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«      »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии