Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7) * 20 августа ст.ст., вт - > Божественная Литургия начинается с торжественного возгласа > предстоятеля: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа > и ныне и присно и во веки веков". С возвещения Царства, > с благовестия о том, что <оно> =приблизилось=, началась проповедь > Спасителя: "Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства > Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: > покайтесь и веруйте во Евангелие" (Мк.1,14-15). И с чаяния Царства, > с моления об его пришествии, начинается первая и главная > христианская молитва, дарованная нам Самим Христом: "Да приидет > Царствие Твое...". > Царство Божие есть содержание христианской жизни. Царство Божие, > по согласному учению Предания и Писания, есть знание Бога, > любовь к Нему, единство с Ним и жизнь в Нём. Царство Божие есть > единство с Богом как с источником жизни, как с Самой Жизнью. > Царство Божие есть содержание вечной Жизни — "сия же есть жизнь > вечная, да знают Тебя" (Ин.17,3). Для этой подлинной и вечной жизни > в полноте знания, единства и любви создан был человек. > От нее он отпал в грехопадении, и через грех человека в мире > воцарились зло, страдание и смерть, воцарился князь мира сего. > Мир отверг своего Бога и Царя. Но Бог не отвернулся от мира — > "и не отступил ... вся творя дондеже нас на небо возвел и даровал > нам Царство свое будущее..." (Евхаристическая молитва Литургии > св. Иоанна Златоуста). > Этого Царства ждали, о нём молились, его предвозвещали ветхозаветные > пророки, к нему, как к своей цели и исполнению, направлена была > священная история Ветхого Завета, священная не человеческой > святостью — ибо вся она полна падений, измен и грехов, — а тем, > что через нее приуготовал Бог явление Своего Царства и победу его. > И вот "исполнилось время и приблизилось Царствие Божие" (Мк.1,15). > Единородный Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы возвестить > и даровать людям прощение грехов, примирение с Богом и новую Жизнь. > Своей крестной смертью и воскресением из мертвых Он =воцарился=: > "Бог посадил Его одесную Себя на небесах превыше всякого начальства > и власти, и силы, и господства, и всякого имени... и вся покорил > под ноги Его, и поставил Его выше всего" (Еф.1,20-22)... > Христос воцарился, и всякий верующий в Него и возрожденный водою > и Духом принадлежит Его Царству и имеет Его в себе. "Христос есть > Господь" — таково древнейшее исповедание христианами своей веры, > и в течение трех веков мир — в лице Римской империи — гнал их > за отказ кого-либо на земле признать Господом, кроме единого Господа > и Царя Иисуса Христа. Сам же Царь пришел во образе раба и воцарился > в мире позором Креста. Нет внешних признаков этого Царства на земле. > Оно есть Царство =будущего= века, потому что только в славе второго > пришествия узнают все истинного Царя мира. Но для тех, кто уверовал > и принял Его, оно уже теперь, в этом веке, несомненнее всех > доказательств и явственнее всех очевидностей. "Господь пришел, > Господь приходит, Господь придет!" — в этом триедином значении > древнего арамейского возгласа "маранафа" заключается вся победная > вера христиан, против которой бессильны оказались все гонения. > С первого взгляда всё это звучит как некая благочестивая пропись. > Но прочтите написанное выше еще раз и сравните это с верой > и "переживанием" христианства у подавляющего большинства христиан, > и вы убедитесь в том, что между сказанным тут и этим "переживанием" > существует настоящая пропасть. Можно без всякого преувеличения > сказать, что =Царство Божие= — ключевое понятие евангельского > благовестил — перестало быть центральным содержанием и внутренним > двигателем христианской веры. Прежде всего, в отличие от ранней > Церкви, христиане последующих веков стали постепенно всё меньше > и меньше воспринимать Царство Божие как "приблизившееся". > Под Царством они стали всё больше разуметь "потусторонний", > "загробный" мир, и то лишь по отношению к индивидуальной, "личной" > смерти человека. > "Мир сей" и "Царство Божие", сопряженные в Евангелии, в некоем > напряженном сосуществовании и в борьбе, стали мыслиться > почти исключительно — в хронологической последовательности: > =сейчас= только "мир сей", =потом= — только Царство, > тогда как для первых христиан всеобъемлющей реальностью > и потрясающей новизной их веры было как раз то, что Царство > =приблизилось= и, хотя и незримое, и неведомое "миру сему", > уже пребывает "посреди нас", уже светится, уже действует в нём... > Отодвинувши Царство на конец мира, в таинственную и непостижимую > даль времени, христиане постепенно перестали ощущать его как > =чаемое=, то есть как желанное и радостное исполнение всех надежд, > всех желаний, самой жизни, всего того, что ранняя Церковь вкладывала > в слова молитвы Господней: "Да приидет Царствие Твое...". > Характерно, что в наших курсах догматического богословия, > не могущих, конечно, просто обойти молчанием изначальное учение > Церкви, — о Царстве Божием говорится предельно скупо, вяло и скучно, > весь же центр тяжести в эсхатологии, то есть в учении о "конечных > судьбах мира и человека", перенесен на учение ="о Боге, как Судье > и Мздовоздаятеле"=. Что же касается благочестия, то есть личного > опыта отдельных верующих, то и тут тоже эсхатология сузилась > до предельного индивидуализма, до интереса к своей, > личной "посмертной" судьбе. В то же самое время "мир сей", о котором > ап. Павел писал, что "проходит образ" его, и который для ранней > Церкви был "прозрачен" для Царства, снова приобрел свою устойчивость > и самостоятельность.
*Мы, зная, что такое страх Господень, пытаемся убедить других ... * * * *Проходя вдоль Галилейского моря, Он увидел Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Sep/2.htm |
|
![]() |