Милость вам и мир от Бога, нашего Отца и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 25 сентября ст.ст., ср - > Ученики Предтечи и фарисеи -- хорошие люди, поэтому они задают тот > же вопрос, который и спустя много веков задают христианам многие > хорошие люди: почему вы хуже хороших людей? Современному человеку > не совсем понятно, что обвинение в несоблюдении обрядов -- об этом. > Многовековая борьба с обрядоверием привела к тому, что исполнение > обряда воспринимается как нечто в лучшем смысле нравственно > нейтральное. Между тем, поститься -- признак хорошего в человеке. > Ответ Иисуса переносит разговор из сферы вечного в сферу временного. > Для фарисеев и учеников Предтечи "пост" -- нечто вечное, это выход > из мира суеты и времени в надмирность. Это нормальное ощущение > верующего человека -- в религии мы выходим в вечность. Но Иисус -- > вышел из вечности во время. И пока Он здесь -- поститься не время, > а время не поститься, именно активно не поститься, веселиться, > радоваться. > Это не означает, что христианин вовсе не причастен вечности. > Прямо наоборот -- во Христе мы выходим в вечность без всяких > обрядов, напрямую, одной молитвой. И тогда мы называем себя всякими > вечными, высокоторжественными именами: "святой", "христианин", > "спасенный", "верующий". > Одновременно, чем больше мы молимся Христу, тем острее ощущаем, > что всё-таки мы еще и во времени, что Царство Божие только > неприметным образом пришло, только еще внутри верующих, что вера > еще и до горчичного зерна недотягивает. И тогда мы называем себя > "раб Божий", "великий грешник", "свиния, в кале греховнем > осквернившаяся". Да просто козлы -- если использовать образ самого > Христа. И первый христианин, который на письме выразил > эту двойственность -- апостол Павел, одновременно величающийся > Христом и называющий себя последним из грешников <{ср. 1Тим.1:15}>. > Со стороны это может быть похоже на лжесмирение, на отказ выполнять > заповеди -- но это просто проявление распятости человека во времени, > когда ты уже свят, но одновременно еще и грешен. Как человек, я могу > только медленно переползать в святость. Правда, Бог молниеносно > выдергивает человека как морковку из грядки помещает его > в блаженство Царства Небесного -- но это уже не от человека зависит, > и как раз в минуты такого восхищения еще вернее называть себя > грешником. > Часто происходит сбой, и мы называем себя грешниками в минуту, > когда смирение становится ложью и надо назваться святым -- > или наоборот, считаем себя святыми, когда надо бы покозлиться. > Не беда, главное: не называть козлом другого. Другой -- всегда > святой, всегда мать и брат Христу <{ср. Мф.12:50; Мк.3:35}>, > и тот же Павел не жалеет высоких слов, обращаясь к собратьям > по вере: "святым в Асии". "Святым в Азиопии"... > И следующий стих -- о том, что бессмысленно и опасно ставить заплаты > из материи, которая новее старой -- он об этом: об отношениях > человека со временем. Это вовсе не о том, что надо каждый день > менять церковь, строить ее заново, отбрасывая прежние структуры > как устаревшие. Это не о том, что не надо исполнять старых обрядов. > Может быть, и не надо, но не в этом месте Евангелия на подобные > проблемы дан ответ. Это о том, что надо прислушиваться ко времени, > а не ворчать на Бога и людей.
+-- --+ | По теме еванг. чтения см. тж.: | |> Еще комм. Я.Кротова (к Мф.9:16, о заплатках): www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/09_16.htm О прп. Сергии Радонежском см.: | www.krotov.info/spravki/persons/14person/serg_rad.html | +-- --+
*Фарисеи и учителя Закона сказали Иисусу: * * * Этот день в российском
правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Oct/8.htm |
|
![]() |