Милость и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! (Еф.1:2)
* 18 февраля ст.ст., чт {Седмица 2-я предуготовительная (35-я)} литургические чтения: 1Ин.4:20-5:21; Мк.15:1-15 *. > 15.1-15 СУД ПИЛАТА > (Мф.27.1-2,11-26; Лк.23.1-5,18-25; Ин.18.28-40; 19.1,4,12-16) > 1 Рано утром старшие священники вместе со старейшинами и учителями > Закона и весь Совет после совещания вынесли решение, связали руки > Иисусу, отвели Его и передали Пилату. > 2 - Ты и есть 'еврейский царь'? - спросил Его Пилат. > - Это ты говоришь, - ответил Иисус. > 3 Старшие священники выдвигали против Него множество обвинений, > (4) и тогда Пилат снова спросил Его: > - Ничего не отвечаешь? Смотри, сколько против Тебя обвинений! > 5 Но Иисус и на это ничего не ответил, что очень удивило Пилата. > 6 Во время праздника Пилат обычно отпускал на свободу одного > заключенного, за которого просил народ. (7) Был тогда один, > по имени Бар-Абба, схваченный вместе с мятежниками, которые > во время восстания совершили убийство. (8) Народ пришел к Пилату > и стал просить его о том, что тот обычно для них делал. (9) Пилат > сказал им: > - Хотите, отпущу вам 'еврейского царя'? > 10 Он понимал, что старшие священники выдали ему Иисуса из зависти. > 11 Но они подбили народ просить, чтобы он лучше отпустил им > Бар-Аббу. > 12 - А как мне поступить с тем, кого вы зовете еврейским царем? - > снова говорит Пилат. > 13 - На крест Его! - снова закричали они. > 14 - А что дурного Он сделал? - говорит им Пилат. > Но они вопили все громче и громче: > - На крест Его! > 15 Пилат, желая угодить толпе, освободил им Бар-Аббу, а Иисуса > приговорил к распятию, велев сперва бичевать. > Примечания > 8: народ пришел - в некоторых рукописях: 'народ стал кричать'. > 12: кого вы зовете - в некоторых рукописях эти слова отсутствуют. > 4-5: Ис 53.7 > Ст. 1 - Рано утром состоялось заседание Синедриона. Не совсем ясно, > было ли оно новым заседанием или же рассказ об отречении Петра, > вставленный в сцену суда, лишь создал такое впечатление. > Но, возможно, заседаний действительно было два, если Синедрион хотел > соблюсти хотя бы видимость законности. Правда, как известно, между > ними должны были пройти не несколько часов, а по крайней мере сутки. > Ведь, согласно еврейскому исчислению времени, это был тот же самый > день, а не другой. Они вынесли решение передать Иисуса Пилату. > До сих пор ученые задаются вопросом, почему Иисус был передан в руки > римлян. Согласно Ин.18.31, у евреев было отнято право приводить > смертный приговор в исполнение. В Талмуде сказано, что они лишились > такого права за сорок лет до разрушения Храма, хотя более вероятно, > что еще раньше, со времени установления римской власти в 6 г. > С другой стороны, в Мишне есть целый раздел, касающийся самых разных > видов смертной казни: сжигания, побиения камнями, удушения, > обезглавливания. В Новом Завете рассказывается о смерти Стефана > (Деян.7.58-60), в Деян.25.9-11 римский наместник предложил апостолу > Павлу предстать перед судом Синедриона, но тот предпочел римский > суд. Иосиф Флавий сообщает о побиении камнями Иакова, брата > Господня. В Талмуде есть еще несколько примеров, когда смертный > приговор не только был вынесен, но и приведен в исполнение. > Возможно, еврейские власти предпочли передать Иисуса римлянам > потому, что у них не было достаточно оснований для объявления Иисуса > богохульником или лжепророком или потому, что по какой-то причине > им было выгоднее уничтожить Его чужими руками. Они знали, > что римляне распинали мятежников, а согласно Втор.21.23 <(точнее - > пониманию этого текста современниками Христа!)>, казненные на кресте > были прокляты Богом. В таком случае это был самый лучший способ > уничтожить Иисуса не только физически, но и погубить Его дело. > Понтий Пилат был римским наместником Иудеи с 26 по 36 гг. Раньше > его традиционно называли прокуратором, пока в Кесарии не была > найдена каменная стела с его именем и титулом префекта. Префект > обладал б`ольшими полномочиями, чем прокуратор. Обычно наместники > жили в своей резиденции в Кесарии Приморской, но на время пасхальных > праздников они переезжали в Иерусалим, где в связи с большим > скоплением паломников существовала опасность восстаний. В Иерусалиме > они останавливались в крепости Антония или во дворце Ирода Великого. > Ст. 2 - Вопрос Пилата 'Ты и есть еврейский царь?' свидетельствует > о том, что Иисус был выдан по политическому обвинению. Религиозный > мессианский титул ничего не говорил римлянину, и еврейские власти > это прекрасно понимали. Иисус был представлен человеком, > претендующим на независимую от Рима царскую власть, то есть > мятежником. Римляне безжалостно расправлялись с теми, кто хотел > отложиться от империи. Форма вопроса 'Ты и есть еврейский царь?' > говорит о презрении, которое испытывает Пилат к стоявшему перед ним > связанному человеку, в котором не было ничего царственного. Только > язычник мог назвать Мессию 'еврейским царем' - евреи называли его > 'царем Израиля'. > Иисус ответил: 'Это ты говоришь', что означает согласие, > но с оговорками: Иисус действительно Царь, но Он вкладывает в это > понятие совсем иной смысл, чем Пилат. Если бы Иисус ответил 'да', > участь Его была бы предрешена. Вероятно, Пилат что-то понял из этих > слов, иначе Он не стал бы продолжать допрос, а просто вынес бы Ему > смертный приговор как мятежнику против Рима. > Ст. 3 - Марк говорит, что старшие священники выдвигали против Иисуса > множество обвинений, но не сообщает, каких. Из всех евангелистов > только Лука говорит, что именно инкриминировалось Иисусу: > 'Мы установили, что этот человек подстрекает наш народ, запрещает > платить подати цезарю и даже объявляет себя Помазанником, то есть > царем' (Лк.23.2). Это обвинение ложно (см. 12.13-17). > Ст. 4-5 - Дальнейшая сцена очень напоминает рассказ о суде > у первосвященника. Как и тот, Пилат недоумевает, почему Иисус > не отвечает на выдвинутые против Него обвинения. Иисус снова молчит > (ср. 14.60), что очень удивило Пилата. Это слово имеет в Евангелии > имеет дополнительное, религиозное значение (ср. 2.12; 5.20; 9.15). > Что-то в Иисусе произвело на правителя глубокое впечатление. К тому > же в те времена от обвиняемых ожидалось совсем другое поведение: > они должны были молить о пощаде, рыдая и заклиная жизнью родных > и близких. Иисус ведет себя совершенно по-другому. > Ст. 6 - Во время праздника - вероятно, под праздником имеется > в виду только Пасха, а не другие праздники. Хотя о такой праздничной > амнистии известно только из Евангелий, а не из независимых > источников, нет серьезных оснований сомневаться в исторической > достоверности рассказа. В пользу этого говорят некоторые косвенные > намеки в Талмуде. Возможно, это было нововведение Пилата, который, > хотя и был, судя по еврейским источникам, 'несгибаемым, безжалостным > и упрямым' человеком, не хотел обострять свои и так напряженные > отношения с еврейским религиозным истеблишментом. > Ст. 7-8 - Но, кроме Иисуса, был еще один заключенный, вероятно, > из числа повстанцев, ведших партизанскую войну с римлянами, а такие > люди были очень популярны в народе. В те времена было множество > восстаний и мятежей, и римляне безжалостно карали людей, поднявших > против них оружие. Повстанца звали Бар-Абб`а (арам. 'сын отца'), > это, вероятно, не имя, а прозвище. Матфей сообщает, что его тоже > звали Иешу`а (Иисусом), некоторые рукописи Евангелия от Марка также > дают такое чтение. Если это так, то есть особый трагизм в том, > что перед человеческим судом предстали два Иисуса: один - > 'сын отца', другой же - Сын Небесного Отца, но люди выбрали себе > не Спасителя, а убийцу. > Ст. 9-11 - Вероятно, допрос Пилата длился гораздо дольше, чем > об этом рассказано в Евангелии, и правитель понял, что этот Царь > не представляет угрозы для Рима и что старшие священники выдали > Его ему из зависти, опасаясь Его влияния на народ. Но те подбили > народ просить отдать им Бар-Аббу. Вероятно, собравшаяся толпа > состояла из его сторонников, которые видели в нем национального > героя. Конечно, они предпочли просить за своего, чем за Иисуса, > который в их глазах выглядел коллаборационистом, потому что Он > не призывал к вооруженному восстанию против римлян > (ср. Деян.3.13-15). [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ М., 2000; стр. 289-93 ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.27:1-2,11-26; Лк.23:1-5,13-25; Ин.18:28-40; 19:4-16. //=============================================== &&& Романо Гвардини: Истина перед судом Пилата \ http:// www.messia.ru/rasylka/003/355.htm#0 \----------------------------------------------- Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050303/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Mar/3.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Если кто говорит: "Я люблю Бога", и при этом ненавидит своего брата, тот лжец. Ведь если он не любит брата, которого видел, то не может любить Бога, которого не видел. У нас есть заповедь, которую мы получили от Него: тот, кто любит Бога, должен любить и своего брата. ... Я это написал вам, верящим в Сына Божьего, для того, чтобы вы знали: у вас есть вечная жизнь. Вот почему у нас такая смелость перед лицом Бога: если мы просим о чем-либо, что согласно с Его волей, Он нас слышит. А если мы знаем, что Он нас слышит, если мы о чём-нибудь просим, то знаем, что то, что мы у Него просили, уже наше.* (1Ин.4:20-21; 5:13-15) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|