Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 14 августа ст.ст., сб (седмица 10-я по Пятидесятнице, Успенский пост) {Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Память прор. Михея, VIII в. до Р.Х.} литургические чтения: Рим.15:30-33; Мф.17:24-18:4. Требование времени: Обращение > Иисус видит, что люди губят себя. Всё висит на волоске. > Настал последний час. Отсрочка подходит к концу. Без устали обращает > он их внимание на опасность ситуации. Разве ты не видишь, говорит > он, что ты в положении обвиняемого, который стоит перед зданием суда > и дело которого безнадежно? У тебя есть последняя минута, чтобы > помириться с твоим противником (Мф.5,25сл пар. Лк.12,58сл). Разве ты > не видишь, что ты в положении управителя, которому приставлен нож > к горлу, ибо его мошенничество раскрыто? Учись у него! Он не ждет > пассивно своей участи; когда на карту поставлено всё, он действует > решительно (Лк.16,1-8а с комментирующими логиями ст. 86-13{}). > Каждый миг может раздаться крик: жених идет! После чего свадебная > процессия с факелами{} пройдет в парадный зал и двери закроются - > навсегда. Позаботься о том, чтобы у тебя было масло для факела > (Мф.25,1-12){}. Пока не поздно, надень брачную одежду > (Мф.22,11-13){}. Одним словом: обратитесь, пока еще есть время. > Обращение - поистине требование этого часа. Обращение нужно > не только так называемым грешникам; точно так же, и даже больше, > оно необходимо тем, кто, по общему мнению окружающих, 'не нуждается > в покаянии' (Лк.15,7), порядочным и благочестивым, не совершившим > больших грехов; для них это дело наивысшей срочности. > Что же имеет в виду Иисус, когда он требует: 'Обратитесь!'? Здесь > мы опять сталкиваемся с типичным случаем, когда слова metanoia > [перемена мыслей, раскаяние] и metanoein не дают исчерпывающего > представления о том, что понимал Иисус под обращением.{} Более ясно > Его понимание выражено в притчах; всего яснее и проще говорится > об этом в притче о блудном сыне.{} Перемена в его жизни описывается > словами ~~~~ [придя в себя] (Лк.15,17) <...>. При этом первое, что > он делает, - признает свою вину (ст. 18). Так же признает свою вину > и мытарь: 'Он не смел{} поднять глаза к небу' <...> (Лк.18,13). > Вместо обычного молитвенного жеста, возведения глаз и воздевания рук > к небу, он в отчаянии бьет себя в грудь с начальными словами 50-го > псалма <....>. > Это признание вины должно происходить не только перед Богом, > но и перед людьми. Оно выражается в испрашивании прощения у брата > (Мф.5,23сл; Лк.17,4) и в решимости открыто признать свои грехи > (19,8). > Обращение - это, однако, не только раскаяние. Это отказ от греха. > Требование этого отказа Иисус выражает всякий раз в новых образах, > причем конкретно, в зависимости от положения человека. От мытаря > он ожидает отказа от обмана (Лк.19,8), от богатого - отказа > подчиняться власти денег (Мк.10,17-31), от тщеславного - отказа > от высокомерия (Мф.б,1-18).{} Поступивший несправедливо по отношению > к другому должен возместить нанесенный ущерб (Лк.19,8). Отныне > определяющим в жизни должно стать повиновение словам Иисуса > (Мф.7,24-27), признание себя Его сторонником (Мф.10,32сл пар.), > Его учеником, что важнее всех остальных связей и отношений > (ст. 37 пар.). > Обращение может совершаться только всем сердцем. Об этом говорит > маленькая притча о злом духе, изгнанном из своего дома (Мф.12,43-45 > пар. Лк.11,24-26). <.....> Горе, если дом пуст! Что это значит? > На Востоке и по сей день на одержимого смотрят как на 'дом' > владеющего им беса. В 'доме' обитал бес. Теперь он изгнан, но дом > не может оставаться пустым. В нём должен поселиться новый хозяин, > сияющий свет должен овладеть его сердцем (Мф.5,16; 6,22сл пар.). > Обращение можно считать по-настоящему совершившимся лишь тогда, > когда оно охватывает всего человека и всю его жизнь. > Всё это так: покаяние означает раскаяние в содеянном, отказ > от греха, полное подчинение новому хозяину - и тем не менее мы еще > не дошли до главного. Суть покаяния - это нечто иное. > В Ветхом Завете во многих местах упоминаются условия доступа > к святыне <...>. Так, во время богослужения при входе паломников > в Иерусалим звучит вопрос (Пс.23): > 'Кто взойдет на гору Господню > и кто станет на святом месте Его?' (ст. 3), > на что следует ответ (ст. 4сл): > 'Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто; > кто не имеет охоты к неосновательному учению > и не клянется ложно: > тот получит благословение от Господа > и справедливое воздаяние от Бога спасителя своего'. > Иисус неоднократно использует того же типа формулы, говоря > о 'вхождении'.{} К этим высказываниям Иисуса, в которых указываются > условия допуска в Царство, относится и Мф.18,3 (пар. Мк.10,15 пар. > Лк.18,17): ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ [истинно говорю вам, если > не обратитесь и не станете как дети, не войдете в Царство > Небесное].{} > Для понимания этой логии следует прежде всего констатировать, > что многократно встречающийся, общепринятый перевод ean mh strafhte > как 'если вы не обратитесь'{} неприемлем с точки зрения языка, > так как пассив глагола strefesqai нигде - ни в Септуагинте, > ни в переводех Гекзаплы, ни в Новом Завете - не употребляется в этом > значении; единственное исключение - Ин.12,40. Поэтому нужно искать > другое истолкование <...>. Мф.18,3 следует переводить: 'Истинно > говорю вам, если снова не станете как дети, не войдете в Царство > Божие'. > Что значит 'снова стать как дети'? Может быть, <критерий > сравнения> - это смирение (ср. Мф.18,4)? Едва ли, поскольку > в окружавшем Иисуса мире мы не находим никаких параллелей > представлению о ребенке как образце смирения. Может быть, основой > для сравнения является чистота ребенка? Но и такого рода > представления незнакомы древнему иудаизму Палестины.{} На правильный > след нас наводит указание Т.У.Мэнсона, что Мф.18,3 пар. может иметь > отношение к обращению 'Abba <(арам. - "папа, папочка")>.{} > Действительно, это и есть ответ на поставленный вопрос. 'Снова стать > ребенком' - значит снова научиться говорить 'Abba. > Тем самым мы подошли к основному смыслу того, что подразумевается > под 'покаянием'. Обратиться - значит снова научиться говорить 'Abba, > с абсолютным доверием броситься навстречу своему небесному Отцу, > вернуться в отчий дом и в объятия Отца. Доказательство того, > что такое истолкование, во всяком случае, не является целиком > ошибочным, дает нам Лк.15,11-32. Покаяние блудного сына заключается > в том, что он находит дорогу домой, к своему отцу. В конечном счете, > покаяться означает не что иное, как положиться на милость Бога. [ Иоахим Иеремиас. БОГОСЛОВИЕ НОВОГО ЗАВЕТА: ПРОВОЗВЕСТИЕ ИИСУСА (4.15) www.agnuz.info/book.php?id=293&url=page16.htm ] +++ В.Н.Кузнецова - комментарий к Мф.17:24-27 ("сыны свободны, но..."; опасность соблазна; странное чудо) www.messia.ru/rasylka/003/530.htm#0 +++ Она же - комментарий к Мф.18:1-4 ("Кто больше всех в Царстве Небес?") www.messia.ru/rasylka/002/176.htm#0 +++ Размышления Р.Гвардини о том же отрывке www.messia.ru/rasylka/002/176a.htm#0 +++ Яков Кротов: быть как дети www.messia.ru/rasylka/004/874.htm#0 +++ Он же: просто ли "быть как дети"? www.messia.ru/rasylka/003/597.htm#0 +++ Его же - другие размышления www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/18_03.htm & www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/18_04.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050827/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Aug/27.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *В это время пришли к Иисусу ученики. Они спросили: "Кто больше всех в Царстве Небес?" Иисус, подозвав ребенка, поставил его перед ними и сказал: "Верно вам говорю, пока не изменитесь / и не станете такими, как дети, не войдете в Царство Небес. Кто умалит себя и станет таким, / как этот ребенок, тот больше всех в Царстве Небес".* (Мф.18:1-4) * * * *Покаяние не есть акт человеческого смирения или решительного усилия над самим собой - это преодоление, совершаемое милостью Божьей. ... Обращение происходит в результате радостной вести; лишь после того, как человеку открывается доброта Бога, он получает возможность осознать свою вину и удаленность от Бога.* *Покаяние означает, что прощение дает возможность жить, что можно снова стать ребенком, поэтому покаяние - радость.* (Иоахим Иеремиас) * * * "Вопрос не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего жизнь ждет от нас". (В.Франкл) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|
|
![]() |