=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
Вернемся к 1-му посланию апостола Павла к коринфянам.
> 13.1-13
ЛЮБОВЬ - ГЛАВНОЕ И ВЕЧНОЕ КАЧЕСТВО ХРИСТИАНИНА
> 1 Если я владею
языками людей и даже ангелов, но любви у меня
> 2 нет - я только меди звон и
литавр грохот. • Если у меня есть
> дар пророчества, или
мне доступны всякие тайны и всякое знание,
> или у меня такая вера,
что я могу горы передавигать, а любви
> 3 нет, - я ничто. • И если я
раздам бедным всё, чем владею, и даже
> тело свое отдам на сожжение,
а любви у меня нет - ничто мне
> не поможет.
> 4 Любовь терпелива,
любовь добра, не завистлива, не хвастлива,
> 5 любовь не превозносится,
• не бесчинствует, любовь
> 6 не себялюбива, не обидчива,
не держит зла. • Любовь не радуется
> 7 злу, она радуется правде.
• Она всё извиняет, всему верит,
> на всё надеется, всё
переносит.
> 8 Любовь никогда
не пройдет. Дар пророчества - исчезнет,
> 9 дар языков - прекратится,
знание - станет ненужным. • Ведь
> 10 наше знание частично, и пророчество
частично. • А когда придет
> 11 совершенство, всё частичное
исчезнет. • Когда я был ребенком,
> я говорил как ребенок,
думал как ребенок, рассуждал как ребенок.
> 12 Стал взрослым - и всё детское
отошло. • Теперь мы видим только
> смутное отражение в
зеркале, а тогда будем видеть лицом к лицу.
> Теперь мое знание частично,
а тогда я буду знать так же полно,
> как знает меня Бог.
> 13 А вот три вещи,
которые будут всегда. Это вера, надежда,
> любовь. Но из них больше
всех любовь.
> -------------------------------------------------------------
> *13.3 +тело свое
отдам на сожжение+ - в некоторых рукописях:
> "отдам мое тело,
чтобы этим похваляться".
> *13.2 Мф 17.20;
21.21; Мк 11.23 *13.3 Мф 6.2
> *13.5 Флп 2.4;
Зах 8.17 *13.6 Рим 12.9
> *13.7 Притч 10.12;
Рим 15.1; 1Петр 4.8; 1Кор 9.12
> *13.12 2Кор 5.7;
Иак 1.23 *13.13 1Фес 1.3; 1Ин 4.16
> ------------------------------------------------------
> Ст. 1 - =Если я
владею языками людей и даже ангелов= - Павел,
> вероятно, сознательно начинает
с тех даров, которые выше всего
> ценились коринфянами: говорение
на языках и пророчество (ст. 2).
> Апостол очень деликатен и употребляет
местоимение я, как если бы
> он говорил о самом
себе. <...> =Языками... ангелов= - вероятно,
> коринфяне считали, что,
так как они говорят на языках, они
> уже достигли ангельского
состояния и изъясняются на языках небес.
> В литературе междузаветного
периода упоминается, что некоторые люди
> были якобы способны говорить на языке
херувимов. <...>
> =Но любви у меня
нет - я только меди звон и литавр грохот= - Если
> нет любви, все дары
обращаются в ничто (ср. Ин 13.34). Иоанн
> Златоуст замечает, что
апостол называет пустым грохотом не дар
> языков, но человека, который
считает, что благодаря этому дару
> Бог поставил его выше
остальных. =Медь= здесь вряд ли означает
> музыкальный инструмент, но
некий звуковой резонатор, усиливающий
> звучание. Римский архитектор
Витрувий сообщает, что по периметру
> аудитории расставлялись
медные кувшины, как современные
> звукоусилители. Известно, что
они существовали в Коринфе, но позже
> были проданы римским правителем
Люцием Муммием. =Литавры= -
> в оригинале: "кимвалы";
вероятно, это медный ударный инструмент,
> похожий на медные тарелки
или кастаньеты. Апостол иронически
> замечает, что от
его говорения было бы много шума и грохота,
> но ничего больше.
> Ст. 2 - =Если у меня есть
дар пророчества= - Апостол высоко ставит
> дар пророчества (см. 14.1),
но без любви пророчество теряет смысл.
> =Или мне доступны всякие
тайны и всякое знание= - Возможно
> иное понимание: "или я
знаю всякие тайны, превышающие возможности
> человеческого постижения". Вероятно,
коринфяне, как и сторонники
> мистических религий, очень
популярных в то время, стремились
> к постижению небесных тайн,
что считалось признаком их высокой
> духовности.
> =Или у меня такая вера, что
я могу горы передвигать= - Ср. Мф 21.21
> и Мк 11.23-24. Здесь имеется
в виду вера, способная совершать
> чудеса (). В раввинистической
литературе "передвигателями гор"
> назывались учителя, способные
истолковывать самые трудные места
> Писания. Ср. также Лк
17.6. Но и такая вера без любви ничего
> не стоит.
> Ст. 3 - =И если я раздам
бедным всё, чем владею= - Иисус требовал
> от некоторых Своих последователей
продать всё и раздать бедным.
> Так поступали многие христиане
в иерусалимской церкви. =И даже
> тело свое отдам на сожжение=
- В разных рукописях есть разночтения
> (см. текстологическое примечание).
Апостол или предполагает,
> что пойдет на мученическую
смерть или самопожертвование, или же
> готов продать себя в
рабство, чтобы отдать вырученные деньги
> на нужды церкви. Языческий
автор Лукиан рассказывает о некоем
> шарлатане по имени Перегрин,
который объявлял себя христианином
> и публично сжег себя,
утверждая, что немедленно воскреснет. =Ничто
> мне не поможет= - Возможно
иное понимание: "мне это не зачтется".
> "В очах Божьих такие
действия не имеют никакой цены, потому что
> совершающий их думает
только о себе и ищет славы у людей".
> {Толковая Библия ...}
> "Человеческая любовь, подобно
Божьей, не отношение и не эмоция,
> но действие (ср. "труд любви"
в 1Фес 1.3), это свобода от самости
> и открытость к другим...
Любовь - это отказ от себя,
> а не самореализация, это
не поступок, в котором ближний становится
> объектом, с чьей помощью можно достичь
совершенства... Любовь нельзя
> доказать, потому что она
не идентична ни одному из конкретных
> действий. Она может отсутствовать
в харизматических дарах, в отказе
> от имущества, в мученичестве
или отдаче себя в рабство. Ни одно
> из деяний, <упомянутых>
в 13.1-3, нельзя прямо приравнять к любви.
> Но, с другой стороны,
любовь стремится реализовать себя в этих
> формах поведения - не
в дополнение к ним и не в противопоставление
> им. Когда знаки любви
перестают просвечивать сквозь конкретную,
> видимую жизнь, истинность любви оказывается
под сомнением. Отдельные
> поступки - это не любовь,
но любовь узнается и воплощается в таких
> поступках". {W.Schrage ...}
> Ст. 4-5 - =Любовь
терпелива, любовь добра, не завистлива,
> не хвастлива, любовь
не превозносится, не бесчинствует, любовь
> не себялюбива, не обидчива,
не держит зла= - Павел не просто
> перечисляет здесь качества
любви, в его словах содержится укор,
> ведь коринфяне очень часто
ведут себя противоположным образом.
> =Терпение= проявляется в
том, что вместо гнева любовь ждет, когда
> можно будет вмешаться и направить
другого на путь истинный. Любовь,
> будучи =доброй=, уподобляется Богу,
который прощает людей и наделяет
> их благами, хотя они
этого не заслуживают. =Зависть= характерна
> для тех, кто желает
занять положение выше, чем другие, но любовь
> умеет радоваться успеху
ближнего. Любовь =не превозносится=,
> но коринфяне делают это
постоянно. =Не бесчинствует= - то есть
> не ведет себя неподобающим
образом. Это редкое слово, оно дважды
> употреблено в
Новом Завете (в 7.36 и здесь).
=Любовь
> не себялюбива= -
Любовь по своей природе есть выход из себя
> и обращенность к другому.*
=Не держит зла= - возможен перевод:
> "не платит злом за зло".
> --------------------------------------------------------------
> * Как замечательно
сказал Эрих Фромм, эгоисту только кажется,
> что он любит
себя, на самом деле он не любит никого, в том
> числе себя. Только
тот, кто умеет любить других, любит
> и себя.
> Ст. 6 - =Любовь
не радуется злу, она радуется правде= - Возможно,
> правда здесь означает "доброта"
в противоположность злу. Но в любом
> случае любовь не применяет
никаких хитростей, чтобы извинить
> свое поведение, когда оно не соответствует
должному.
> Ст. 7 - =Она
всё извиняет, всему верит, на всё надеется,
> всё переносит= - Эти
качества христианской любви часто понимались
> как пассивные. Вот почему
эти слова вызывали такое раздражение
> у Ницше, который считал христианскую
любовь проявлением "сервильной
> посредственности", а Маркс
называл религию опиумом для народа.
> Но у Павла любовь
всегда активна. Поэтому точнее по смыслу
> такое понимание: "любовь
никогда не устает помогать, никогда
> не теряет веры, никогда не
теряет надежды, никогда не сдается".
> {А.С.Thiselton ...}
> Ст. 8 - =Любовь никогда
не пройдет. Дар пророчества - исчезнет,
> дар языков - прекратится,
знание - станет ненужным= - Даже после
> того, как наступит Божье
Царство, любовь останется. Любовь -
> это качество Бога
и тех, кто Ему принадлежит, это вечная
> характеристика небесного мира.
=Пророчество= не будет нужно тогда,
> когда Бог будет жить с людьми
и будет с ними говорить напрямую,
> без посредничества пророков.
=Дар языков= тоже временен,
> ведь посредством их люди молятся
и жаждут встречи с Богом. =Знание=
> о Боге наконец станет полным, а не
частичным, каким оно является
> на земле, поэтому такое несовершенное
знание перестанет быть нужным.
> Ст. 9-10 - =Ведь
наше знание частично, и пророчество частично.
> А когда придет совершенство,
всё частичное исчезнет= - Апостол
> объясняет предыдущий стих. Христиане
все еще живут в этом мире, хотя
> уже принадлежат иному. Воображать,
что они уже достигли совершенства
> и переселились в духовный
мир, означает отделение себя от мира,
> забвение необходимости свидетельствовать
миру о Христе и спасении
> и потерю любви.
> Ст. 11 - =Когда я
был ребенком, я говорил как ребенок, думал
> как ребенок, рассуждал
как ребенок. Стал взрослым - и всё детское
> отошло= - Павел, как
он часто это делает, приводит всем понятный
> пример. Такая метафора,
противопоставляющая детскость и зрелость,
> была широко распространена в те времена
и была всем понятна.
> Ст. 12 -
=Теперь мы видим только смутное отражение в зеркале= - Это
> еще одна метафора, основанная
на том, что в древности зеркала
> делались из полированного
металла (серебра, бронзы) и изображение
> было нечетким. Известно,
что Коринф был знаменит своими бронзовыми
> изделиями и, в частности, зеркалами.
=Смутное отражение= - дословно:
> "в загадке". Надо помнить
о том, что зеркала имели и магическое
> значение, они
широко использовались магами и гадателями,
> якобы видевшими в них
грядущие события ("магический кристалл").
> Поэтому образ зеркала
был связан с подобием, с тенью реального.
> Павел же противопоставляет
такое непрямое, опосредованное знание,
> в котором обязательно присутствуют
загадки и ошибки, подлинному.
> =А тогда будем видеть
лицом к лицу= - Пока что христиане не могут
> видеть Бога, им доступно лишь
частичное знание Бога, но, как обещал
> Господь Иисус в Нагорной
проповеди, верующие увидят Бога (Мф 5.8;
> ср. Откр 22.4). =Лицом к лицу= - Это
выражение подчеркивает близость
> отношений. Христианин не
только увидит Бога, но и будет общаться
> с Ним, как с близким другом. Ср. также
Числ 12.8.
> =Теперь мое знание частично,
а тогда я буду знать так же полно,
> как знает меня Бог= -
Это знание достигается не самим человеком,
> но будет даровано ему
Богом, когда Он будет жить среди людей
> (см. Откр 21.3; 22.3-4).
> Ст. 13 - =А вот три вещи,
которые будут всегда. Это вера, надежда,
> любовь= - Дословно греческий
текст звучит так: "Теперь же пребывает
> вера, надежда, любовь
- эти три". Многие Отцы Церкви понимали
> эти слова так, что
вера, надежда и любовь останутся навсегда.
> Согласно мнению других комментаторов,
вера и надежда остаются вплоть
> до прихода Царства. Так, Тертуллиан
и Иоанн Златоуст говорили о том,
> что вера и надежда
также относятся к преходящим вещам, которые
> перестанут быть необходимыми,
когда придет совершенство Божьего
> Царства. В любом случае
эта христианская триада - вера, надежда,
> любовь - очень часто
встречается у Павла, но порядок перечисления
> может быть иным (ср.
1Фес 1.3; 5.8; Кол 1.4,5). Вероятно, апостол
> всё же убежден,
что вера как доверие и преданность, очищенная
> от неизбежного несовершенства,
ошибок и искажений, пребудет вечно.
> Надежда также, вероятно, приобретет
какие-то новые качества.
> =Но из них больше
всех любовь= - Любовь - это сама сущность Бога,
> недаром евангелист Иоанн
называет Его любовью (1Ин 4.8). По словам
> Карла Барта, любовь - "это будущий
вечный свет, сияющий в настоящем.
> Поэтому он не нуждается в изменении".{}
[ В.Н.Кузнецова.
ПЕРВОЕ ПИСЬМО КОРИНФЯНАМ. Комментарий
// М.,
2007. стр.224-230 ]
+ + + Преподобный Симеон Новый Богослов:
Любовь - выше всего
www.messia.ru/rasylka/007/1928.htm#0
+ + + универсальная энергия жизни (Н.Бердяев, Ф.Янси, и др.)
www.messia.ru/rasylka/006/1580.htm#0
(+ ссылки:
свящ. Александр Мень, митр. Антоний, Дитрих
Бонхёффер и др.)
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
Проект "Христианское просвещение"
ОСТРО НУЖДАЕТСЯ В ВАШЕЙ ПОДДЕРЖКЕ.
Подробнее: www.messia.ru/pomoch.htm#0
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Мол`итесь всеми молитвами и взывайте к Богу во всякое время,
так, как вас побуждает Дух.
А для этого бодрствуйте,
неотступно и усердно прося за весь народ Божий. ...
Мир братьям,
а также любовь вместе с верой от Бога Отца и Господа Иисуса Христа!
Божья милость да будет со всеми,
кто любит Господа нашего Иисуса Христа бессмертной любовью!*
(Еф.6:18,23-24)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2315.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|