=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

> Впервые  слово  "экуменизм"  употребили  в  1937  году  американские
> богословы  из  семинарии  в  Принстоне.  Для  них  это  было удачное
> название  особой _+науки+_ о Церкви, вроде модной тогда социологии -
> науки  об  обществе.  Но экуменизм, хотя и получил научное окончание
> "изм",  наукой не стал. Ему повезло стать неизмеримо большим: частью
> самой церковной жизни.

> Римляне,  а  за  ними современные романские языки вселенную называют
> "универсум"  -  от  холодного  арифметического   "унум"  -   "один".
> А  русское  слово "вселенная"   абсолютно    равноценно   греческому
> "экумена"  -  ведь и у греков название вселенной происходит от слова
> "селиться". "Экумена" - это не просто мир, но мир, в котором обитает
> человек.  Если  бы  в  космос  не  были  вселены  люди, он не был бы
> вселенной.  Вселенная  -  большое  село.  Поселения, конечно, бывают
> разные,   но   одно  их  объединяет:   человек селится там, где мир.
> Где  война  - там кончается вселенная и начинается линия фронта, там
> вместо   поселков,   сел,  селений  существуют  блиндажи,  фортеции,
> крепости.    Поэтому    уже   в   древности   "вселенной"   называли
> Средиземноморье, точнее - Римскую империю. Внутри ее границ был мир,
> была  вселенная   -  на границе была непрестанная война с варварами,
> а следовательно, вселенная кончалась.

> "Экуменической", "вселенской" называли в первые века после Рождества
> Христова  и  Церковь,  границы  которой  почти совпадали с границами
> Империи.  А  затем произошло неизбежное: Церковь перешагнула фронты,
> добралась  до  Индии, Китая,  Японии, и весь мир стал ее вселенной -
> а вот Империя разрушилась, раскромсанная тысячей границ. Но, умирая,
> старая  политическая  вселенная  попыталась свести в могилу и единую
> вселенскую  Церковь.   Разделились  царства, разделились  и церкви -
> на западную  и  восточную    в  XI веке,    затем  в XVI западная  -
> на  католическую  и  протестантскую,  и  так далее, и тому подобное.
> Казалось,  только в воображении христиан осталось слово "вселенская"
> как неотъемлемое свойство Церкви.

> Конечно,   всегда  оставались  христиане,  которые  понимали,    что
> их    междоусобицы  противоречат   вселенскости  -     всеохватности
> и    мирности  -   Церкви.   Слабым   утешением   была  вера  в  то,
> что вселенскость Церкви сохраняется, несмотря на все внутрицерковные
> склоки  -   благодаря  Христу,   Главе  Церкви  и  ее Телу,  Которое
> наши  распри   ранят, заставляют   кровоточить,  но  не могут  убить
> или разделить.   Но  лишь XX век -  век двух мировых  войн - увидел,
> как  христиане  не  только тоскуют о единстве, но пытаются явить его
> миру.

> Произошло  это не случайно. Именно в нашем веке религия стала прежде
> всего  частным  делом  личности,    ответственностью не организации,
> а лица. Церковные администрации с момента раскола церквей тысячу лет
> назад  не  переставали  искать единства: созывали соборы, устраивали
> богословские  прения  -  всё  бесполезно. Иерархии искали единства -
> холодного  арифметического  единства.  Христиане ищут вселенскости -
> теплого,  обжитого  дома.  Неудивительно,  что  первый экуменический
> призыв  раздался  в  1910 г.  именно на +миссионерской+  конференции
> в  Эдинбурге.  Звать  людей  к  единству очень трудно - они-то хотят
> найти  жизнь,   поселиться  рядом  с Христом. Более всего  им мешает
> в  этом  зрелище  воюющих  между  собой  христиан  -  ибо где война,
> напомню, там нет вселенной, там фронт.

> Первый    призыв     к  объединению    исходил  от  протестантов   -
> это   неудивительно,  ибо  протестантизм  более  расколот  на  сотни
> направлений.   Но   второй   призыв   к   "сближению   и   взаимному
> сотрудничеству" раздался в 1920 г. в Окружном послании православного
> Вселенского  Патриарха  Константинополя. И это понятно: расколотость
> протестантизма  на  сотни  частей  менее  болезненна  для Вселенской
> Церкви,  чем ее  раздел  на две части - католическую и православную.
> В 1937 г. в Эдинбурге началась, а в 1948 г. в Амстердаме завершилась
> организация  Всемирного   Совета   Церквей.    Тогда  он   объединил
> 147  церквей,  сейчас  в нём состоят более 300. Конечно, объединение
> это   не  более   похоже   на Единую  Вселенскую Церковь, чем  ООН -
> на всемирное правительство. Собираются большие церковные начальники,
> вместе молятся, общаются, размышляют.

> Русская Православная Церковь вошла в ВСЦ лишь в 1961 г. И хотя она -
> лишь  одна из трех сотен членов ВСЦ, но, конечно, лишь с ее приходом
> экуменическое  движение  стало напоминать нечто вселенское. Отчаянно
> не  хватает Католической Церкви. Впрочем, если в 1928 г. Папа Пий XI
> запретил католикам участвовать, как он выразился, "в панхристианском
> движении",   то   в  1964  г.  Рим признал, что   некатолики   стоят
> не вне Церкви, а внутри ее, что они являются "отделенными братьями".
> С  тех  пор  Ватикан  посылает своих "наблюдателей" на экуменические
> съезды.

> Сперва   экуменическое  движение  объединяло  церкви,  "исповедующие
> Господа  Иисуса  Христа  Богом  и  Спасителем".  С  приходом Русской
> Православной   Церкви   эти  слова   были  дополнены    существенно:
> "в соответствии с Писаниями и со стремлением осуществлять совместное
> общее  призвание  во славу единого Бога, Отца, Сына и Духа Святого".
> Подчеркнуть  библейский  характер нашей веры и   веру  в Троицу было
> тем   важнее,   что  в  экуменизме  появились  завихрения,  течения,
> стремящиеся  к  объединению  вообще  всех  религий.  А это не просто
> распространение  благих   стремлений  вширь!   Если явить   единство
> Церкви  -   значит залечить ее раны,   то слить Церковь  с индуизмом
> или буддизмом -  значит убить ее  как организм, как  Тело  Христово,
> под  тем  предлогом,  что  главное  не  тело, не форма, а идея, дух,
> содержание.  Но  Христос  -  не  идея, а живой человек, более того -
> Богочеловек; Его уже убивали - достаточно!

> Экуменизм  держится  на  стремлении христиан к единству. Но довольно
> много  и  таких христиан, которые ни к какому единству не стремятся.
> Такие   люди,    как  правило,   ценят  христианство  как  лекарство
> для  внутреннего  употребления. У нас им помогает осуждать экуменизм
> то,     что   для  экуменического   общения    надо   контактировать
> с  заграницей  -  а  такие  контакты  большевики держали под жестким
> контролем.   Действительно,  само  вступление  Русской  Православной
> Церкви   в   ВСЦ   было   предпринято  по  указке  правительственных
> чиновников.  Сейчас  прояснилось:  тоска христиан о единстве не в ЧК
> придумана  и  не  с ГКЧП кончится. Экуменизм - это часть нормальной,
> здоровой  жизни  христианина  во  Христе.  Экуменизм  -  не какие-то
> поездки,     трактаты,     договоры.   Экуменизм  -    это  качество
> всех  христианских  поступков:    от  дел милосердия и  проповедания
> до обрядов и мистики.

(продолжение следует)

                        [ Яков Кротов. Размышления об экуменизме.
                          // Журнал "Истина и Жизнь"
                          ## 5,6,7-8 за 1992 год и ## 1-2 за 1993 год.
                          и: "Размышления о разном. М.: Ирина, 1992
                          www.catharticles.by.ru/rasnoe/ekumen.htm ]



# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|   Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама  |
|   может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают   |
|                  более 6000 человек. (Пишите!)                  |
|         Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.        |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*<Братья>, мы вас призывали, побуждали и настаивали,
 чтобы ваш образ жизни был достоин Бога,
 зовущего вас в Свое Царство и славу.
 Еще и потому мы непрестанно благодарим Бога,
 что вы, приняв Божье слово, которое услышали от нас,
 приняли его не просто как человеческое слово,
 а воистину как Слово Бога,
 как силу, действующую в вас, потому что вы верите.* (1Фес.2:12-13)
                                * * *
"отныне мы уже никого не можем мерить человеческими мерками". (2К5:16)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2332.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»