=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)




Выпуск посвящен евангельскому чтению "Недели о Закхее",
т.е. воскресенья, когда читается евангельское повествование о мытаре
Закхее.



1 / 2   Войдя в Иерихон, Иисус проходил по его улицам. В городе
        был человек по имени Закхей, главный сборщик податей, человек
3       богатый. Ему очень хотелось посмотреть на Иисуса, какой Он
        из себя, но он не мог увидеть Его из-за толпы, потому что
4       был маленького роста. Тогда он, забежав вперед, залез
        на тутовое дерево, чтобы увидеть Иисуса, когда Он будет
5       проходить мимо. Иисус, подойдя к тому месту, поднял на него
        глаза и сказал:

          - Закхей! Скорее слезай! Я должен у тебя сегодня
        остановиться.

6       Тот поспешно спустился вниз и с радостью принял Иисуса.
7       Видя это, все стали возмущаться и говорить:

          - Остановиться у такого грешника?!

8      Закхей стал перед Господом и сказал:

          - Господь, обещаю: половину имущества отдам бедным, а с кого
        взял лишнего, верну в четырехкратном размере.

9         - Сегодня пришло спасение в этот дом, - сказал Иисус. - Ведь
10      и он сын Авраама. А Сын человеческий пришел, чтобы найти
        и спасти то, что пропало.

                         (от Луки, гл.  19.  Перевод В.Н.  Кузнецовой)



                                * * *

В  англиканских воскресных школах  любят  истории и песенки  о  Закхее
(об  этом  свидетельствует  епископ  Томас Райт).  Дети могут сравнить
себя  с  этим  низкорослым  человеком:  они  часто не могут из-за спин
взрослых  видеть  то,  что  происходит.   Но  и взрослые нередко могут
отождествить  себя  с этим   персонажем:    они хотели бы приблизиться
к Иисусу, но это нелегко сделать, и это небезопасно...

История   с  Закхеем,  которую  мы  находим  только  у  Луки,  как  бы
уравновешивает  печальный эпизод с богатым юношей (о котором говорится
в  середине   предыдущей главы  -   стт.  18-30).     В  то же   время
это происшествие непосредственно предшествует входу Христа в Иерусалим
(путешествие  в  Святой  город  -    тема центральной  части Евангелия
от  Луки),  и,  вероятно, Лука дает нам понять, что именно такую новую
жизнь  Господь  пришел  принести  людям.   О если бы жители Иерусалима
достойно ответили на Его призыв!

Все  в  Иерихоне  презирали Закхея.  Он был главным сборщиком налогов,
разбогатевшим за счет сограждан.

Но вот  в городе  появляется Иисус. Любопытство - лучшее,  что нашлось
в  этом  жадном  до  чужих  денег человеке -   заставило Закхея влезть
на  дерево  на  глазах  у  всего  города,  забыв  о своем достоинстве,
выставив себя на всеобщее посмешище!..

Иисус  разглядел   невысказанный  вопрос.  Он знал  уже немало мытарей
и  понимал, какую боль они испытывают из-за того образа жизни, который
ведут  и  отношения  к  ним земляков (в начале гл.  18 он рассказывает
знаменитую притчу о мытаре и фарисее).  Хотя для Иисуса были наверняка
открыты  дома  многих уважаемых людей,   но Он ДОЛЖЕН БЫЛ остановиться
в  доме ГРЕШНИКА  (всякий  мытарь   автоматически  считался грешником:
если  человек  имел  возможность  брать лишнее, считалось,  что он так
и делал; кроме  того,  они были  ритуально нечистыми,  т.к.   общались
с  самыми  разными  людьми;    к  тому  же  они  состояли   на  службе
у оккупантов-язычников).

Как  всегда  в  Евангелиях,  Бог прощает раньше, чем человек проявляет
раскаяние.     Поэтому раскаяние радостно,  это прежде всего не горечь
от  жизни  в  грехе,  но радостная устремленность вперед,  возвращение
к Богу.     Желание  Христа остановиться в доме Закхея  означает,  что
он прощен.

"Но  не все понимают это и не все радуются тому, что заблудший человек
вернулся  к  Богу".   Толпа  снаружи  недовольно ворчит: Иисус снова
в  обществе нечестивых...  "Благочестивый человек не должен осквернять
себя  общением  с грешником".  Иисус в этот раз не рассказывает притчу
(вероятно,  евангелист  хочет,  чтобы  мы  вспомнили  уже рассказанные
Христом  истории  -  о  блудном  сыне  и другие).  В оправдание Иисуса
выступает  сам  Закхей,  заявляя  о  своем  экстравагантном  покаянии.
Покаяние в иудаизме включает в себя возмещение вреда.

Половина  имущества  -  это  очень  много  (обычно благотворительность
ограничивалась  пятой  частью  имущества).   Закхей высказал решимость
примириться    со всеми,    с кого  он    взял    больше   положенного
(ср.   3:12-13).    И  он  собирается отдать  больше,  чем требовалось
по Закону, обязывавшему возместить денежную сумму, прибавив к ним одну
пятую  (только те, кто промышлял воровством скота, должны были вернуть
украденное в четырехкратном размере).

Из  слов  "Я  должен  у тебя сегодня остановиться" рождается: "Сегодня
пришло  спасение  в  этот дом".  Слово СЕГОДНЯ в этом Евангелии играет
огромную  роль.   Спасение  осуществляется  здесь и теперь (см.  4:21;
19:5; 23:43).  Спасение - освобождение от зла и греха, Божье прощение,
и оно тесно связано с верой.  "В этот дом" - то есть спасение приходит
и  к домочадцам  Закхея.    Хотя  Лука ничего не говорит  об их  вере,
она подразумевается (ср.  Деян 10:2; 11:14; 16:15,31; 18:8).

"Ведь  и  он  сын  Авраама"  - несмотря на то, что он сборщик податей,
человек  действительно  грешный, он тоже потомок Авраама, которому Бог
дал  обещание.   "Оно распространяется на всех потомков Авраама, хотя,
здесь,   вероятно,   речь  идет и  о духовном родстве  (ср.  Рим 4:16;
Гал  3:29).   Спасение даровано  ему не за его раскаяние, а за родство
с  Авраамом.    Он   принадлежит  к "потерянным овцам  народа Израиля"
(Мф  15:24)", поэтому хороший Пастух разыскивает их и спасает.  (Здесь
мы  видим перекличку с мыслью, высказанной апостолом Павлом о спасении
по великой доброте Бога, а не за заслуги.)

Рассказ  о  Закхее  - своеобразная иллюстрация к притчам гл.  15.
Так   Иисус   отвечает   тем,   кто  недоволен  Его  "неблагочестивым"
поведением.   Сын человеческий спасает "тех, кто, с человеческой точки
зрения,  является  пропащим.   Ср.  Иез.  34.15-16: "Я буду пасти овец
Моих, и Я буду покоить их.  Потерявшуюся отыщу, и угнанную возвращу,
и пораненную перевяжу, и больную укреплю"".


               / Составлено по следующим материалам:
                 • В.Н. Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий
                   // М.: ОПУОПАМ, 2004. Стр. 87, 410-3.
                 • Н.Т. Райт. ЛУКА. ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий.
                   (Перевод: А. Лукьянов) // М.: ББИ, 2008.
                   Стр. 206-8. /



+++ митр. Антоний (Блум):
     Больше всего в поиске Бога мешает боязнь быть осмеянными
              www.messia.ru/rasylka/009/2371.htm#0 (+ссылки!)




# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -
  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #


 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm .                    |
 -----------------------------------------------------------------

 

--
  Желаю всяческих успехов!
 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,
а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438
                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)


             ---------------------------------------------
*Иисус начал говорить им притчами:
 "Насадил человек виноградник, / обнес его оградой,
  вырыл яму для давильни, / выстроил сторожевую башню
  и отдал его внаем виноградарям. / А сам уехал в чужие края.
  Вот настала пора - / послал он слугу к виноградарям
  получить свой доход с виноградника.
  Но те схватили его, избили и отправили ни с чем.
  Снова послал к ним другого слугу,
  но тому разбили голову и выгнали с позором.
  Послал еще одного - того убили.
  Много других посылал - / одних избивали, других убивали.
  Был у него еще сын, любимый единственный сын.
  И последним послал к ним его, думая: / "Сына моего постыдятся".
  Но виноградари те стали говорить друг другу:
  "Это наследник!
  Давайте убьем его, и нашим будет наследство!"
  Они схватили его, убили и выбросили из виноградника.
  Что же сделает хозяин виноградника?
  Он вернется и казнит виноградарей,
  а виноградник отдаст другим.
  Разве вы не читали в Писании:
  "Камень, который отбросили строители, стал краеугольным камнем.
   Это сделано Господом - диво, которое было на наших глазах"?
  Они поняли, что притча направлена против них,
  и хотели было схватить Его, но побоялись народа.
  Поэтому они оставили Его и ушли.* (Мк.12:1-12 - еванг. чтение пятн.)
                                * * *
*Братья, мы просим вас: бездельников наставляйте на ум,
 в робких вселяйте бодрость, слабым будьте опорой,
 со всеми будьте терпеливы.
 Смотрите, чтобы никто у вас не воздавал злом за зло.
 Всегда стремитесь к добру  -
 как друг для друга, так и для всех остальных.
  Всегда радуйтесь,
     непрестанно молитесь,
  за всё благодарите -
     вот воля Бога для вас, верящих в Христа Иисуса.
  Дух не угашайте,
     пророчеств не презирайте,
  но всё подвергайте испытанию;
     держитесь добра,
  избегайте любых видов зла!
 Пусть сам Бог, источник мира, освятит вас полностью.
 И пусть всё в вас: и дух, и душа, и тело  -
 сохранится непорочным
 вплоть до Дня возвращения Господа нашего Иисуса Христа.
 Верен Тот, кто вас призывает, и Он совершит это!*
                       (1Фес.5:14-24 - вкл.  ряд.  апост.  чт-е субб.)
                                * * *
*Если провинится твой брат, упрекни его и, если повинится, прости.
 И если семь раз на дню провинится перед тобой
 и семь раз вернется к тебе и скажет: "Виноват" - прости.
  - Прибавь нам веры! - сказали апостолы Господу.
  - Если есть у вас вера хоть с горчичное зернышко, -
  ответил Господь, -
  то, если скажете этой шелковице:
  "Вырви себя с корнями и пересади себя в море!" - она вам подчинится.
  Предположим, есть у кого-то из вас слуга,
  который пашет или пасет овец.
  Разве ты скажешь ему, когда он вернется с поля:
  "Скорей садись за стол!"?
  Не правда ли, ты скажешь ему:
  "Приготовь мне ужин, подпояшься и прислуживай,
  пока я буду есть и пить,
  а потом будешь есть и пить сам".
  Ведь не станешь ты благодарить слугу,
  если он сделал то, что ему положено?
  Так  и  вы: когда сделаете то, что вам положено делать, говорите:
  "Мы всего лишь слуги,
  мы сделали только то, что должны были сделать".*
                               (Лк.17:3-10 - еванг.  ряд.  чт-е субб.)
             *********************************************


* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm


 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/010/2508.htm#0
     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0


********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm