=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

  

 

Выпуск посвящен просветителям славянских народов, чью память

православная Церковь празднует 24/11 мая.

 

 

 

>                       Святые Кирилл и Мефодий

 

> К  востоку  от  германцев    живут  славянские  племена.    Во время

> своих  миграций  они  доходят  до  земель,  которые сегодня являются

> немецкими,  а  на  юге  —  до  Пелопоннеса,  то  есть почти до ворот

> Византии.   Вследствие  этого  множество славянских племен подчинено

> императору   Востока,  а  прочие объединены  в независимые княжества

> и  герцогства.   Все  они  враждуют  с восточными франками, которые,

> предводительствуемые   Людовиком  Германским,    пытаются  захватить

> их земли.

 

> Славяне являются язычниками, и баварская Церковь издавна проповедует

> им    христианство.     Особенно    этим   отличаются   архиепископы

> Зальцбургские,   благодаря   их   инициативе  ко  Христу  обращается

> множество славян.  К сожалению, дело осложняется тем, что полководцы

> германцев  стремятся  политически подчинить славян  франкам,   тогда

> как  славяне  хотят  оставаться независимыми.  В связи с этим герцог

> Ростислав  Моравский   в  862 году обращается к императору  Византии

> и   просит  прислать в  его герцогство  христианских  просветителей.

> Для  выполнения  этой миссии особенно подходят два брата-византийца:

> Константин,  впоследствии  названный  Кириллом,  и  Мефодий.  Кирилл

> получает      образование    в Константинополе  у лучших    учителей

> того  времени.   Превосходный философ, он сам преподает в Патриаршей

> академии в Константинополе.  В 860 роду его направляют проповедником

> и  послом к хазарам — народу иудейской религии, живущему на северном

> берегу Черного моря.  Принимая возложенное на него поручение, Кирилл

> говорит: «С радостью отправляюсь нести христианскую веру.  Что может

> быть более прекрасного в этом мире, чем жить и умереть во имя Святой

> Троицы».   Прибыв  к  месту  своего назначения, он обретает там мощи

> папы  св. Климента  Римского и впоследствии благочестиво забирает их

> с  собой.    Мефодий  —  сначала императорский  чиновник,   а  затем

> он  поступает в монастырь  в Малой   Азии  и впоследствии становится

> его  настоятелем.   Оба  брата хорошо знают славянский язык, так как

> родились в Салониках, где осели славяне.

 

> В  863 году по велению императора Кирилл и Мефодий покидают Византию

> и  устремляются  на  север, в далекие славянские земли.  Их радостно

> встречают  моравы,  и  братья  принимаются за работу.  Люди, глубоко

> религиозные  и   образованные, они занимаются просвещением народа и,

> прежде  всего,  молодежи.   Для  этого  они используют язык местного

> населения  и  не  останавливаются  перед   тем,    чтобы   перевести

> на  славянский  язык  Евангелие  и  богослужебные  тексты.  Они даже

> изобретают  новую  письменность  —  глаголицу, что позволяет впервые

> писать  на славянском языке.   Целых три  года  братья обучают народ

> в  герцогстве  Ростислава.   Не  будучи  епископами,  они  не  могут

> возводить  молодых  славян,  которых  обучают, в священнический сан.

> Чтобы   разрешить  эту    трудность,      они решают     отправиться

> в Константинополь.   В Венеции,  куда братья прибывают,  чтобы сесть

> на  корабль,  они  отстаивают  свой  труд перед собранием епископов,

> священников  и монахов,   которые обвиняют  их в совершении литургии

> на  недозволенном  языке.   Здесь  в  867  году они получают от папы

> приглашение  в Рим.  Братья без колебания принимают это приглашение.

> Когда   они   прибывают  в Рим,    у  городских ворот их   встречает

> папа Адриан II в сопровождении римских граждан.    Папа провожает их

> в  церковь св.  Климента,  и там они преподносят в дар мощи святого,

> которые  совершили  вместе    с ними  долгое   путешествие.   В Риме

> их  хорошо  встречают,  но  находятся  священники  и монахи, которые

> укоряют  братьев за то, что они совершают богослужение на славянском

> языке.    Многие  действительно   считают,   что  существуют  только

> три   священных    языка:  латынь,    греческий и   древнееврейский.

> Их  святость,   считают они,  исходит из того,   что  именно на этих

> трех  языках  была  сделана надпись на кресте, на котором был распят

> Христос.    Кирилл   и  Мефодий,  напротив,  полагают,  что  следует

> позволить каждому народу молиться Богу на своем языке.

 

> Папа  соглашается  с  ними:  одобряет  их  труд,  разрешает  братьям

> совершать  славянскую  литургию  в римских церквах, возводит Мефодия

> в  епископский  сан,  а  также  посвящает  в  священники  и  диаконы

> несколько  молодых  славян,  сопровождавших  просветителей.  Кирилл,

> который    своим   неустанным   трудом   чрезвычайно   способствовал

> распространению   христианства   и   объединению   Церкви,  серьезно

> заболевает.    Он умирает 14 февраля  869 года в Риме, и его хоронят

> в базилике Святого Климента.  Его могилу можно  видеть  и сегодня.

 

> Мефодий же,   получив   благословение  Папы,  возвращается  обратно.

> Но   в   Моравии  франки  отрешили  от  власти  Ростислава,  который

> благоволил   к  Мефодию.      Мефодий  удаляется   в земли,  лежащие

> около  озера   Балатон,   в  Паннонию (часть  современной  Венгрии).

> К  этому  времени  венгры  еще не пришли на эти земли, и там обитали

> славяне.      Чтобы   облегчить  труд Мефодия  и обратить эти народы

> в христианство,   поставив их при этом в прямую зависимость от Рима,

> а  не  от  франков, папа создает новую огромную церковную провинцию.

> Епископская  кафедра учреждается недалеко от современного Будапешта,

> в  Сирмии,  и  во  главе  ее  поставлен Мефодий, архиепископ Сирмия.

> Теперь  он отвечает  за обращение  в христианство и создание  Церкви

> на  обширной  территории,   где  живут различные славянские племена.

> К  ней относятся север Балкан, равнины Паннонии, включается Моравия.

> Таким   образом,   всем  этим  народам  предоставляется  возможность

> приобретать общий христианский опыт.

 

> Новая  обязанность  и  власть  Мефодия вызывают недовольство многих:

> недовольны  восточные франки,   стремящиеся  к политическому влиянию

> в  областях  его  архиепархии: но  больше  всех недовольны  епископы

> из  Баварии,  которые  уже ранее вели просветительскую работу в этих

> землях  и  теперь  считают,   что имеют право на управление Церковью

> в  Моравии,  Паннонии  и на Балканах.  По инициативе франков Мефодия

> хватают и делают пленником.  Его доставляют в Баварию, в Регенсбург,

> где  в  ноябре  870 года его дело рассматривается собором.  Немецкие

> епископы настроены очень жестко, они осуждают Мефодия, как непрошено

> вторгшегося  в  дела  Церкви,  и  считают,  что его нужно устранить.

> Решено отправить Мефодия в заключение.

 

> Чтобы  оправдать  собственные  действия,  архиепископ  Зальцбургский

> пишет   обширное   донесение  об  основании  своей  Церкви  и  своей

> просветительской  деятельности;  Мефодий  на это отвечает, что право

> папы  —   распределять  епархии и зЕмли для проповеди.    Его мнение

> не  услышано,  и,  несмотря  на  протесты  папы  Адриана II, Мефодия

> отправляют  в  Швецию  и там заключают в монастырь.  Два с половиной

> года  он  проводит  в  заточении,  и  только новому папе Иоанну VIII

> удается добиться его освобождения.

 

> Тем  временем  моравы отказываются от баварских священников и просят

> Папу   вернуть   им    Мефодия.     Они   восторженно   приветствуют

> его   возвращение.    Мефодий   продолжает  свой  благородный  труд:

> постоянно   совершает   славянскую  литургию,  развивает  славянскую

> письменность,  проповедует,   крестит.   Более  всего он преуспевает

> в  том,  что  собирает  вокруг себя молодых  учеников,  возрастающих

> под  его  руководством в вере и любви к культуре и просветительству.

> Впоследствии благодаря их деятельности христианство распространяется

> по всем  славянским  землям,  вплоть  до севера;  так  оно  приходит

> на  Вислу  к  полякам.   Среди  его  учеников особо выделяются трое:

> Горазд, Климент и Наум.

 

> В  882  году  Мефодий посещает Константинополь, император и патриарх

> его  горячо  приветствуют.    Мефодия  осыпают дарами.   Его энергия

> и   подвижнический    труд,  наконец,   оцениваются по  достоинству.

> После  возвращения в славянские зЕмли Мефодий  больше всего  печется

> о росте образованности своих  учеников.    Он заботится   о переводе

> всех  литургических  и  канонических  книг, именно его воспитанники,

> ученые,  создают два прекрасных сочинения в защиту христианской веры

> и   славянской   Церкви.   Это  жизнеописание  Кирилла,  написанное,

> возможно,    Климентом,     подвигнутым     на   это  архиепископом,

> и жизнеописание Мефодия, написанное сразу после его смерти.

 

> Мефодий  умирает  6  апреля  885 года.  Смерть великого архиепископа

> имеет  серьезные  последствия  для жизни Церкви тех народов, которые

> находились  в  его  подчинении.   В  Моравии   во  времена,  близкие

> к Мефодию,   живет свев/*/  Викинг, епископ Нитры,  главной цитадели

> моравских  франков.   При  жизни  Мефодия  Викинг  был  его основным

> противником;   после его  смерти он  спешит   в Рим,  чтобы  убедить

> папу   Стефана   V в  том,    что  Мефодий   проявлял   непослушание

> и   распространял   еретические  учения  о  Святом  Духе.   Горазда,

> моравского ученика Мефодия, ставшего его преемником, отзывают в Рим,

> и Викинг получает должность главы Моравской епархии.

        -------------------

        /*/ Свевы - группа германских племен (прим. ред. рассылки).

> Это   трудное   время   для  последователей  Мефодия:  им  запрещено

> пользоваться  в  богослужении  славянским  языком,  они подвергаются

> гонениям.    Некоторые   священники  обращены  в  рабство  и проданы

> на  рынке  в  Венеции;  лучшие  из  них  заключены в тюрьму, а потом

> изгнаны  из  Моравии  —  оставлены  без  одежды  на  берегу Дуная!..

> Изгнанники,  в  их  числе Климент и Наум, проходят долгий путь вдоль

> Дуная и в конце концов достигают болгарских земель.

 

> Борис,   болгарский  царь,    является христианином,  но большинство

> его  подданных  — язычники.  Борис понимает, что для распространения

> христианства  в собственной стране он нуждается в высокообразованных

> священниках,   которые  были бы  также способны  общаться  с народом

> и   учить  его  молиться  на  собственном  языке.   Борис  прекрасно

> принимает  изгнанников и дает им возможность продолжить труд Кирилла

> и Мефодия.

 

> Памятуя  о  деятельности  Мефодия  в  Моравии,  Климент прежде всего

> создает школу,   где лучшие мальчики из местного населения готовятся

> к тому, чтобы стать священниками.  Некоторые из них продолжают затем

> богословские   занятия  и  литературную  деятельность.   Эта  работа

> продвигается  очень  успешно, и за небольшое время обучение проходят

> тысячи юношей.   Школа размещается   в старинном местечке, в Охриде,

> на  озере,  носящем  то же название.  Со временем Климент становится

> епископом этой области.

 

> Его  сподвижник  —  Наум,  горячий  проповедник  христианства, также

> занимается воспитанием молодежи;   он сначала устремляется на север,

> в   Бреславль.   После  посвящения  Климента  в  епископы  он  также

> перебирается  на  побережье  Охрида,  где  став  монахом воспитывает

> молодежь.    Большую  роль  в  этом  деле  играет  монастырь  Святых

> Архангелов,  существующий до сих пор.  После смерти Наума народ чтит

> его как святого.

 

> Труды  Климента и Наума очень много дали болгарам: веру, собственную

> церковную  организацию,  богослужение  на  славянском  языке  и даже

> благодаря   их   просветительской   деятельности   появились  первые

> сочинения  по  истории   народа.   Помимо Болгарии, традиции Кирилла

> и  Мефодия  продолжают  сохраняться  и  в центре Балкан, у хорватов.

> Хорватам   удается  избежать  франкского  господства.   Они  надолго

> остаются верными славянской литургии.

        [ Романо Скальфи. "Я с вами до скончания века".

          Краткая история Католической Церкви

      www.agnuz.info/tl_files/library/books/romanoscalfi/page06.htm ]

 

 

 

+ + + священник Александр Мень: Кирилл и Мефодий

            www.messia.ru/rasylka/010/2571.htm#B

+ + + Андрей Десницкий: свв. Кирилл и Мефодий

      и дискуссия о богослужебном языке российской Церкви

       www.messia.ru/rasylka/007/1855.htm#0 (+ссылки!);

        продолжение: www.messia.ru/rasylka/007/1856.htm#0

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах -

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

  Желаю всяческих успехов!

 Прошу ваших молитв обо мне и о моей семье,

а также об успехе интернет-служения "Христианское просвещение"

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*<Иисус сказал:>

 - Говорю вам истинную правду:

    кто исполнит Слово Мое,

     смерти вовек не увидит.

 - Вот теперь мы точно знаем, что в Тебе бес, -

    сказали они Ему. -

   Авраам умер, умерли и пророки.

   А Ты говоришь:

   "Кто исполнит Мое Слово, вовеки не испытает смерти"!

   Неужели Ты больше нашего отца Авраама, который умер?

   Или пророков, которые умерли? Кем Ты себя выставляешь?

 - Если Я сам себя прославляю, слава Моя - ничто, -

   ответил Иисус. -

   Но Меня прославляет Отец Мой. Вы зовете Его нашим Богом!

   Вы Его никогда не знали, а Я Его знаю.

   Если бы Я сказал, что не знаю Его,

   Я был бы лжецом, как и вы.

   Но Я знаю Его и исполняю Его Слово.

   Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит.

   Он увидел его - и был счастлив!

 - Тебе нет и пятидесяти, и Ты видел Авраама?! -

   возмутились они.

 Иисус ответил:

 - Говорю вам истинную правду:

   Авраам еще не родился,

   а Я уже БЫЛ И ЕСТЬ.

   Тогда они схватили камни, чтобы побить Его.

   Но Иисус скрылся и ушел из Храма.* (Ин.8:51-59/*/)

             *********************************************

 

 

 

/*/ — евангельское чтение вторника.

* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется

        перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm

 

 

 HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/011/2689.htm#0

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

 !!!NEW!!! страничка сайта в facebook:

                       www.facebook.com/pages/messiaru/166052580123199

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»