=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

 

 

 

 

 

 

 

> Еврейский мир во время Иисуса

> <Когда родился Иисус>, в Палестине правил Ирод I Великий, союзник римского императора. После его смерти в 4 г. до н.э. с согласия Рима царство было разделено среди его сыновей.

> Иудея, Южная провинция со столицей в Иерусалиме, и центральная провинция Самария достались Архелаю. Галилея на Севере и Заиорданье к востоку управлялись Иродом II Антипой, правившем до 39 года. Третий сын Филипп унаследовал территорию к востоку от Иордана и к северу от Галилейского озера. <(Титул "четверовластник/тетрарх" означает "правитель 1/4 части какого-либо царства.)>

> Из-за жестоких методов властвования Архелай был снят римлянами с правления и сослан; на его место в 6 г. нашей эры был назначен губернатор (прокуратор). Самым известным прокуратором был Понтий Пилат, занимавший пост между 26 и 36 годами и осудивший Иисуса на смерть.

> Римское государство предоставило евреям большую свободу передвижения. Ирод на Севере обладал относительной независимостью, и римские чиновники на Юге Палестины обычно не вмешивались во внутренние еврейские дела, хотя случались исключения.

> Власть и еврейские партии

> Еврейское правительство находилось в руках Великого Совета <(Синедриона)>, составленного из семидесяти двух членов под председательством высшего первосвященника. В Совет входили представители трех групп: первосвященники, сенаторы, или старейшины, и книжники, или ученые законники, бывшие экспертами по религиозным вопросам и еврейскому праву.

> Первосвященники назначались из наследственной священнической аристократии, принадлежали к влиятельным семьям и занимали наивысшие иерархические посты в администрации Храма. Первосвященник был священной фигурой. Первоначально его служение было пожизненным, но во время Иисуса римляне назначали и свергали первосвященников в зависимости от политических взглядов последних.

> Первосвященники были официальными представителями еврейской религии и священного культа, обладавшими властью над Храмом — религиозным и политическим центром Израиля. Все евреи с двенадцатилетнего возраста, включая живших за границей (а их было немало), должны были заплатить ежегодный налог на Храм, эквивалентный стоимости работы в течение двух дней (Мф.17,24). На содержание духовенства следовало внести десять процентов (десятину) от урожая (Мф.23,23). Помимо этого Храм получал дары (Мк.7,11) и богатую милостыню, прежде всего от состоятельных людей (Мк.12, 41), не говоря уже о контроле над рынком домашнего скота для жертв и точками обмена валюты (Мк.11,15). Всё это превратило Храм в обширную торговую площадку под управлением первосвященников. Они представляли политическую и религиозную власть, и были в то же самое время влиятельной финансовой группой.

> Город Иерусалим фактически содержался за счет огромных доходов Храма, особенно в периоды паломничеств (трижды в год), когда помимо палестинских евреев прибывали жители диаспоры, а также иноплеменники (Ин.12,30).

> Вторая группа в Совете была представлена сенаторами (старейшинами), влиятельными мирянами из знатных семей. По большей части они были крупными землевладельцами и составляли костяк партии саддукеев, к которой также принадлежали и первосвященники.

> Эта партия была очень консервативна в религиозных вопросах (они принимали в качестве Священного Писания только первые пять книг, приписываемые Моисею) и в политике. Саддукеи удачно вписались в систему римского правления и достигли своего рода компромисса — неписаного конкордата: они поддерживали существующий строй, потому что занимали ключевые позиции в местной власти и желали договориться с римлянами по-хорошему. Они отказались от любого политического идеала, кроме поддержания статус-кво, в котором пользовались определенной свободой действий и держали под контролем всю религиозную и внутриполитическую ситуацию в провинции. Они были прагматичными реалистами: соглашались с правлением чужеземцев, пока оно не угрожало их собственному положению.

> Третья группа в Совете была представлена учеными книжниками, или законниками, являвшимися экспертами в области богословия и религиозного права. Большинство из них принадлежали к фарисейской партии. Фарисеи, что значит «отделившиеся», были благочестивыми мирянами, ревнующими о соблюдении религиозных обрядов во всей их воображаемой полноте и мельчайших деталях. Они занимались исследованием Ветхого Завета, чтобы извлечь из него детальные наставления к благочестивой жизни. Постепенно они разработали огромный комментарий к Моисеевым законам, который объяснял значение древних предписаний и способов их соблюдения в конкретных житейских обстоятельствах. Праведник должен был жить в постоянной бдительности, чтобы ежеминутно контролировать себя в соблюдении заповедей. Ученые фарисеи считали себя подлинным знатоками закона и усвоили божественное значение собственному преданию, поскольку согласно вероучению, их толкование ничего не добавило к древним священным текстам, а лишь объяснило их.

> Двумя главными предметами их озабоченности были: во-первых, заплатить десятину от плодов земли и ничего не <съесть>, не будучи уверенными, что заплачено именно 10% от стоимости урожая; во-вторых, содержать себя «чистым», избегая касания мертвых тел или людей с определенными заболеваниями (например, проказой), и не иметь никаких отношений с людьми сомнительной репутации, что могло означать практически каждого, кто не соблюдал религиозный закон тем способом, которым они его толковали. Они думали, что прикосновение к нечистым объектам или общение с неправедными людьми расстроит их отношения с Богом. Для них термин «грешить» означал нарушение определенных правил или норм, ими же и установленных1.

> Фарисеев обладали огромным духовным авторитетом среди народа, хотя их считали большими гордецами (Лк.16,15). Люди находились под впечатлением от добродетельного образа жизни фарисеев, который те умудрялись поддерживать во всей строгости и полноте, чтобы поддержать престиж и влияние (Мф.6,1–2,5,16). Фарисеям удалось заставить людей думать, что для угождения Богу нужно подражать фарисейским обычаям. Комплекс вины, взращенный в людях, сделал их послушным орудием в руках фарисеев. Несмотря на соблюдение правил религиозного благочестия, фарисеи любили деньги и эксплуатировали простой народ под разными благовидными предлогами (Мф.23,25–28; Мк.12,40; Лк.11,39; 16,14)2.

> Преданность скрупулезному соблюдению закона <привела фарисеев к тому, что они стали> презирать других людей (Лк.18,9), которых они назвали «грешниками», «неверующими», «людьми без религии» (Мф.9,10-11, Лк.15,1-2) или «проклятыми» (Ин.7,49). Они требовали буквального соблюдения обрядового закона от других, но сами пользовались множеством лазеек в религиозном праве, что усиливало несправедливость. Кроме того, скрупулезность в мелочах приводила к упущению действительно важных заповедей (Мф.23,23; Лк.11,42). Среди фарисеев бывали честные мужи, обеспокоенные опасностью лицемерия в их партии, но у них не было достаточного влияния.

> Авторитет фарисеев был настолько велик, что партия саддукеев (первосвященники и старейшины), номинально контролировавшая политическую и религиозную власть, никогда не принимала решений, не удостоверившись в поддержке «благочестивых».

> Короче говоря, Совет обладал властью и был правящим классом во всех аспектах: политическом, идеологическом, экономическом и религиозном.

 


> 1 Они не доверяли обычным торговцам, которые возможно не заплатили в точности десятины <на Храм от дохода>, и поэтому организовывали свои собственные потребительские общества. Это затрагивало интересы мелких торговцев, которые чувствовали себя обделенными; отсюда антагонизм, который они питали к фарисеям. С другой стороны всё, что фарисеи приобретали, а так же их <чаши> и блюда, должны было быть тщательно омыты у них на глазах, в случае если они случайно «осквернились». Помимо всего этого, они занимались сложным ритуальным омовением перед приемами пищи, на случай если их руки ранее случайно коснулись «нечистого» (Мк.7,1; Лк.11,38).
> 2 Наиболее уважаемым разрядом фарисеев были религиозные ученые, или книжники, — образованные учителя закона. В данном служении они утверждались в возрасте старше сорока лет. Они носили особую одежду с кисточками на плащах и с табличками на лбу и руке с цитатами из Ветхого Завета; у них были ученики, внимавшие их словам и называвшие их «отцами» или «наставниками». Книжники занимали первые места на религиозных собраниях и праздниках, а на улицах люди приветствовали их с большим уважением. Обычно их называли «равви» (владыко, господин, <букв. "мой великий">). Фарисейская навязчивая идея в скрупулезном соблюдении религиозных законов привела к тому, что многие из них представляли Бога в качестве небесного главбуха, отмечающего хорошие и плохие деяния людей в особой книге. Если человек совершал грех, то это считалось долгом, который можно было погасить жертвоприношением в Храме или делами милосердия.
Хуан Матеос. Перевод: свящ. Сергий Голованов.
Из ст. "Послание Иисуса" /англ. перевод статьи: kiev-orthodox.org/site/english/1072// ]

 

 

 

 

 

 

 

 

4-й день Великого поста:
свящ. Александр Мень:
  
 о проведении Великого Поста (+ссылки)

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             –--------------------------------------------

Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь?
Конец приближается, и тогда смутишься.
Воспрянь же, да пощадит тебя Христос Бог,
вездесущий и всё наполняющий!

             *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> www.messia.ru/rasylka/015/3219.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

     Архив рассылки + подписка  ->   www.messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm