=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Христос воскрес!

 

* 18 мая 2015 г. ст.ст., воскресенье.

  Пятидесятница -  сошествие Св. Духа на Апостолов, День Св. Троицы.

  литургические чтения: Деян.2:1-11; Ин.7:37-52; 8:12.

 

* 19 мая 2015 г. ст.ст., понедельник  1-й седмицы по Пятидесятнице.

  День Святого Духа.

  литургические чтения: Еф.5:9-19; Мф.18:10-20.

 

 

 

С праздниками, дорогие читатели!

 

 

 

 

> <...> теология – наука практическая. Цель нашей жизни, таким образом, в том, чтобы войти в жизнь Бога. Неверные представления об этой жизни мешают достигнуть цели.

> А сейчас я попросил бы особого внимания.

> Вы знаете, что в пространстве вы можете двигаться в трех направлениях: налево или направо, назад или вперед, вниз или вверх. Любое направление представляет собой либо одно из этих трех, либо какую-то их комбинацию. Мы называем это тремя измерениями. А теперь напрягите внимание. Пользуясь лишь одним измерением, вы можете начертить только прямую линию. Пользуясь двумя, вы можете начертить фигуру, например квадрат. Квадрат состоит из четырех прямых линий. Давайте сделаем еще один шаг вперед. Если в вашем распоряжении три измерения, вы можете построить объемную фигуру, например куб, похожий на игральную кость или на кусочек сахара. Куб составлен из шести квадратов.

> Замечаете, в чём тут дело? Мир, в котором только одно измерение, будет прямой линией. В мире с двумя измерениями мы всё еще видим прямые, но несколько прямых создают фигуру. В трехмерном мире существуют плоские фигуры, но, составленные вместе, они образуют объемное тело. Иными словами, продвигаясь к более сложным уровням, вы не отбрасываете того, чем располагали на уровнях более простых – вы сохраняете их, группируя по-новому, в такие формы, которых вы не сумели бы придумать, если бы вам были известны только простейшие уровни.

> Христианское учение о Боге строится по этому же принципу. Человеческий уровень  –  это простой и относительно пустой уровень. На нём одна личность – одно существо, а две личности будут двумя существами. Точно так же при двух измерениях (к примеру, на листе бумаги) один квадрат будет одной фигурой, как два квадрата – двумя. На божественном уровне вы всё еще – в мире личностей; но эти личности связаны там иначе, совсем другим способом. Мы, никогда не жившие на том уровне, не можем вообразить, каким именно образом они связаны между собой.

> В божьем измерении вы, так сказать, находите существо, состоящее из трех Лиц, но остающееся в то же время одним Существом; ведь остается же куб, содержащий шесть квадратов, одним кубом. Полностью постичь такое Существо мы, конечно, не можем. Мы и куба не сумели бы ясно представить, если бы оперировали только двумя измерениями в пространстве. Однако смутное представление об этом нам доступно. Когда оно приходит к нам, мы впервые начинаем постигать, пусть неясно, какую-то позитивную идею Сверхличности – Того, Кто больше, чем личность. Это что-то такое, до чего мы никогда бы не сумели додуматься. И тем не менее, однажды услышав об этом, мы почти чувствуем, что должны были и сами об этом догадаться, потому что это безукоризненно согласуется со всем тем, что мы уже знаем.

> Вы спро́сите: "Если мы не можем вообразить себе Существо, вмещающее в себя три личности, то какой смысл говорить о Нём?" Что ж, пожалуй, никакого. Но смысл есть в том, чтобы мы вошли в жизнь этого триединого Существа, и это может начаться в любое время – сегодня, если хотите.

> Я имею в виду следующее. Обыкновенный, простой человек становится на колени, чтобы помолиться. Он пытается установить связь с Богом. Но если этот человек – христианин, он знает, что сила, которая велит ему молиться,  –  это тоже Бог; так сказать, Бог внутри него. Еще он знает, что все его знания о Боге приходят через Христа  –  Человека, который был Богом. Это Христос стои́т рядом с ним, помогая ему молиться, молясь за него. Вы понимаете, что происходит? Бог  –  Тот, Кому он молится, цель, которой он пытается достичь. Бог, в то же время,  –  внутри него, это  –  та сила, которая вызывает в нём желание молиться. И Бог же – тот путь, по которому толкает его к цели сила, находящаяся внутри. И всё это троякое действие Триединого Существа происходит в обычной маленькой спальне, где молится обыкновенный человек. Этот человек захвачен высшей формой жизни – той, которую я назвал словом "зоэ́", или жизнью духовной. Богом он "затянут" в Бога, оставаясь в то же время самим собой.

> Так и начиналась теология. У людей уже было смутное представление о Боге. Потом пришел Человек, сказавший, что Он  –  Бог. Человек был не такой, чтобы от Него отмахнуться, как от сумасшедшего, и Ему поверили. После того как Его видели убитым, Он пришел снова. Позднее, после того как Его ученики объединились в маленькое общество, они обнаружили, что Бог каким-то непостижимым образом внутри них; Он направлял их, давал им силы совершать дела́, на которые прежде они не были способны. Когда они сопоставили всё это и крепко надо все́м поразмыслили, то пришли к христианской мысли о Триедином Боге.

> Понятие это не придумано людьми: лишь примитивные религии придуманы. Теология, в некотором смысле, экспериментальная наука. Говоря "в некотором", я имею в виду, что теология подобна экспериментальным наукам, но не во всём. Если вы геолог и изучаете горные породы, то должны ездить в экспедиции, чтобы найти образцы этих пород. Они не придут к вам сами, но и не убегут от вас, если вы придете к ним. Тут вся инициатива принадлежит вам. Горные породы не в состоянии ни помочь, ни помешать вам. Но, предположим, вы зоолог и хотите сфотографировать диких животных в естественных для них условиях. Всё будет иначе, чем у геолога. Дикие животные не придут к вам сами, но они могут убежать от вас, и они непременно убегут, если вас заметят. Вот и первые признаки их инициативы.

> Поднимемся еще на один уровень. Предположим, вы хотите близко узнать человека. Если он не позволит вам, у вас ничего не удастся. Вы должны завоевать его доверие. В данном случае инициатива распределяется поровну  –  для дружбы между двумя людьми необходима обоюдная инициатива.

> Что касается познания Бога, то здесь инициатива исходит от Него[1]. Если он не откроет вам Себя, вы не сможете сделать абсолютно ничего, чтобы узнать Его. Так оно и бывает: одним Он открывается в большей степени, чем другим, не потому, что у Него есть любимчики, а потому, что для Него невозможно открыть Себя человеку, чей разум и характер  –  не в соответствующем состоянии. Солнечный свет не может в пыльном зеркале отразиться так же ярко, как отражается он в чистом.

> Эту же мысль можно пояснить иначе: в других науках вы пользуетесь инструментами, так сказать, из внешнего мира (микроскопами или телескопами); инструмент же, с помощью которого вы можете воспринять Бога, – всё ваше существо. Если человек не содержит себя в чистоте, то образ Бога будет смутным и расплывчатым – как Луна, если ее рассматривать в грязный телескоп. Вот почему варварские народы исповедуют варварские религии – они смотрят на Бога через нечистые линзы.

> Бог может открыть Себя таким, какой Он действительно есть, только настоящим людям – не просто людям, которые хороши сами по себе, а тем, кто объединился в одну семью, любит и поддерживает друг друга и помогает друг другу познать Его. Он и предназначал человечество к тому, чтобы стать музыкантами в одном оркестре или о́рганами одного тела.

> Таким образом, единственный подходящий инструмент для изучения Бога – христианское братство, совокупность всех христиан, вместе ожидающих встречи с Ним. Вот почему все люди, которые появляются время от времени на нашем горизонте, предлагая изобретенные ими или упрощенные религии вместо христианских традиций, зря теряют время. Они подобны человеку, который, вооружившись старым полевым биноклем, пытается учить настоящих астрономов. Он может быть умным; возможно, он умнее, чем некоторые профессионалы; но полевой бинокль  –  не подходит, а потому он не может научить их чему бы то ни было. Через год-два о нём забудут, а настоящая наука будет идти, как шла.

> Если бы христианство относилось к числу наших изобретений, мы, безусловно, сумели бы сделать его проще. Но это не так. Не нам, христианам, соперничать с людьми, изобретающими легкие и простые религии. Да и как нам тягаться с ними? Мы ведь имеем дело с фактом. Позволит себе быть попроще лишь тот, кто не знает фактов и не заботится о них.


[1] инициатива исходит от Него  –  см. Мф.16:17: "не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах"; Лк.10:22: "кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец … и кому Сын хочет открыть"; Ин.6:44: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня".

К.С.Льюис (перев. И.Череватой п/ред. Н.Л.Трауберг)
из книги
"Просто христианство", из гл. IV.2  ]

 

 

 

 

 

см. также:

 + + + Том Райт: Дух Святой и задача Церкви (+ссылки!)

 + + + В.В. Сорокин: апостольская община явила миру

              в день Пятидесятницы Лик Святого Духа

               www.messia.ru/rasylka/010/2570.htm#0 (+ссылки!)

 + + + свт. Лев Великий: Праздник сошествия Святого Духа на апостолов

                      www.messia.ru/rasylka/007/1858.htm#0 (+ссылки!)

 + + + из богослужения праздника Троицы -

        Молитва коленопреклоненная

         www.messia.ru/rasylka/007/1859.htm#0 (+ссылки)

 + + + свящ. Александр Мень, Карл Барт о Св. Духе (+ссылки)

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –

  в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------

|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |

|           Как это можно сделать, описано на странице            |

|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |

 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru

   Александр Поляков, священник                 ICQ # 112678438

                            (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

             ---------------------------------------------

*Когда наступил день Пятидесятницы, апостолы все собрались вместе.

 И вдруг с неба раздался шум, как от порыва ураганного ветра.

 Шум заполнил весь дом, в котором они находились.

 Они увидели нечто напоминающее языки пламени;

 эти языки, разделившись, сошли на каждого из них.

 Все исполнились Святого Духа

 и заговорили на разных языках, что даровано им было Духом.

 В то время в Иерусалиме находились благочестивые евреи

 со всех концов света, из самых разных народов,

 и на шум этот собралась большая толпа.

 Все они изумлялись, слыша, что те говорят на языках их стран.

 Они удивлялись:

 - Ведь все эти люди, которые говорят сейчас, галилеяне. Разве не так?

   А почему же мы слышим,

   что каждый говорит на языке той страны, откуда мы родом?

   А среди нас есть и парфяне, и мидийцы, и эламиты,

   и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии,

   Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии, и Рима,

   как евреи, так и обращенные, и критяне, и арабы...

   И все мы слышим,

   как они говорят о великих деяниях Бога на наших языках!*

                                  (Деян.2:1-11 — апост. чтение воскр.)

                                * * *

*Плоды света - это доброта, справедливость и истина.

 Старайтесь дознаться, что приятно Господу.

 Не участвуйте в бесплодных делах тьмы.

 Наоборот, своей жизнью обличайте их! ...

 Только при свете становится видно всё то, что обличается,

 а всё, открытое свету, и само есть свет. Поэтому и говорится:

 Спящий, проснись!

 Встань из мертвых -

 и тебя осияет Христос!

 Так следите внимательно за своим поведением!

 Ведите себя не как люди у которых нет ума, а как люди разумные.

 Старайтесь хорошо использовать свое время,

 потому что дни теперь окаянные.

 Поэтому не будьте бестолковыми,

 но умейте понимать, в чём воля Господа.

 В частности, не напивайтесь вином, от него только распущенность,

 но наполняйтесь Духом!

 Беседуйте друг с другом

 словами псалмов, гимнов и духовных песнопений.

 Пойте и воспевайте Господа от всего сердца.

 Всегда и за всё благодарите Бога Отца

 во имя Господа нашего Иисуса Христа.*

                           (Еф.5:9-11,13-20 — из чтения понедельника)

              *********************************************

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/015/3284.htm#0

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: www.facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru

* * * * * * Форум /гостевая книга сайта:  www.messia.ru/razd/forum.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»