=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

 

* 27 февраля 2017 г. ст.ст., воскресенье 2-е Великого Поста.

  /память свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского/

  литургические чтения: Евр.1:10-2:3; Мк.2:1-12.

 

 

> Григорий Палама (р. 1296 - 1359 г.). Сын крупного сановника при дворе не слишком-то могущественного в ту эпоху византийского императора. В 20 лет стал монахом в Афонском Ватопедском монастыре, в 30 - священником. Первая половина его жизни прошла в молитве, постоянной и безмолвной, в молитве, которая вводила его в свет Божества. С конца 1330-х годов он был втянут в богословскую полемику с Варлаамом Калабрийским, которая скоро перестала быть чисто богословской и смешалась с политикой. Спор шел вокруг того, какова природа Божественного Света, как возможно человеку общение с Божеством. Григорий учил о возможности видеть и ощущать энергию Бога, абсолютно иную по отношению к энергиям тварного мира: просвещающую, согревающую, неистощимую Столкнулись не два богослова и не две системы мысли (оба принадлежали к богословию рациональному); столкнулись два способа восприятия Бога. Такой спор вообще неразрешим, ибо у Бога обителей много, и попытка разрешить его на земле принесла много горя и Григорию, и его противникам. В 1344 году Патриарх даже отлучил Григория от Церкви и посадил в тюрьму на три года. Сменился Патриарх, сменилась и политка - Григория освободили, сделали архиепископом Солунским, только солуняне отказались его принимать в качестве своего архипастыря, и он был вынужден скитаться. Во время этих скитаний он попал в плен к туркам и целый год был у них рабом. За три года до смерти он, однако, занял свою кафедру. Перед смертью он воскликнул: “В горняя! В горняя!”. Память 14/27 ноября.
> В ХХ веке появился "неопаламизм"; родоначальником его был, кажется, Владимир Лосский, сын замечательного русского философа. Лосский младший сформировался в эмиграции и стал узко-конфессиональным идеологом, сделавшим из богословия плацдарм для самоутверждения под знаменем православия - прежде всего, в виде агрессии против католичества и протестантизма. Такой "неопаламизм" (в России он стал популярен среди православных интеллектуалов фундаменталистского толка - Лосев, Хоружий и др.) есть идеология, вытесняющая веру, вид христианского пифагореизма, соединяющий вместе крайнюю суеверность с крайним гностицизмом. Идеология агрессии и фундаментализма, отрицающая человека, свободу и творчество ради утверждения Бога - которому такое утверждение вовсе не нужно и глубоко противно.

[ Яков Кротов. Из  СЛОВАРя СВЯТЫХ (webarchive) ]

 

 

о свт. Григории Паламе:
+ + + проповедь о. Александра Меня
+ + + проповедь о. Алексия Уминского
+ + + ссылки

 

 

к апостольскому чтению:

 * Мессия и ангелы      messia.ru/rasylka/010/2528.htm

 * Быть христианином... messia.ru/rasylka/005/1103.htm

 * сворачиваемые небеса messia.ru/rasylka/009/2388.htm

 

 

 

к евангельскому чтению:
 + + + протоиерей Алексий Уминский: Путь любви
 + + + другая проповедь о. Алексия

 + + + Теодор Стилианопулос: обновление и завершение Ветхого Завета
                        messia.ru/rasylka/011/2663.htm (+ ссылки)
 + + + свящ. Яков Кротов: До чего  же  мы неисцеленные!
           messia.ru/rasylka/007/1784.htm (+ ссылки)
 + + + он же: иногда нормально делать ненормальное & над всякой вершиной есть еще небо (+ ссылки)
 + + + архим. Ианнуарий (Ивлиев).
        5-я беседа на Мк (см. в конце); аудиоверсия (см. беседу №5)

 

 

* * *

 

/2-я часть этого выпуска не связана с календарем и чтениями этого дня./

 

 

43 Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». 44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и моли́тесь за обижающих вас и гонящих вас, 45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

43 Вы знаете, что было сказано: "Люби ближнего и ненавидь врага!"

44 А Я говорю вам:
   люби́те своих врагов,
   моли́тесь за тех, кто преследует вас.
45 Только так станете вы сынами
   своего Небесного Отца,
потому что Он велит всходить солнцу
   и над добрыми, и над злыми
и посылает дождь
   и для праведных, и для грешных.
46 Если будете любить только тех, кто любит вас,
   за что вас тогда награждать?
Разве сборщики податей делают не то же самое?
47 И если вы приветливы только с друзьями,
   что особенного вы делаете?
Разве язычники поступают не так же?
48 Так будьте совершенны,
   как совершенен ваш Небесный Отец.>

Мф 5:43-48

> Последний фрагмент пятой главы Евангелия от Матфея начинается с того, что Иисус цитирует еще одну ветхозаветную заповедь, но в этой цитате интересно, что вторая половина (о ненависти к врагу) дословно в Ветхом Завете нигде не присутствует. Вероятно, Иисус здесь приводит эту заповедь так, как она понималась его слушателями, тем более что и усмотреть в такой формулировке противоречия со всем контекстом Ветхого Завета нельзя. Первая же половина фразы – это цитата из Лев 19:18: «Люби ближнего, как самого себя». И там эту заповедь надо понимать с учетом того, что ближний – это соплеменник, то есть еврей. Ближайший контекст: «Не питай в сердце ненависти к БРАТУ своему. […] Не мсти СОПЛЕМЕННИКУ…» (ст. 17-18).

> Современный христианин может начать возмущаться узостью ветхозаветной заповеди, и совершенно напрасно. История Каина и Авеля рассказывает о том, что человеческая цивилизация строится на братоубийстве. Расчеловечивание человека (одно из важнейших проявлений греха) заключается именно в том, что грехопадший человек видит ДАЖЕ В БРАТЕ – ВРАГА. В результате формируется идеология «каждый сам за себя». Поэтому нет ничего банального в том, что Закон учит, что БРАТ – ЭТО БРАТ. Это значительный шаг к преодолению греховной идеологии всеобщей вражды. Но этот шаг ее еще не преодолевает.

> Сама цитируемая заповедь взята из так называемого кодекса святости (с 17 главы Книги Левит практически до конца). 19-я глава начинается так: «Господь сказал Моисею: “Возвести всей общине сынов Израилевых: будьте святы, потому что свят Я, Господь, ваш Бог”» (Лев 19:1-2). Фраза «Будьте святы, потому что свят Я» повторяется в этой книге не один раз. Особенно интересно обратить внимание на Лев 20:26: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои». Само слово «святой» в еврейском языке несет в себе идею отделенности (или удаленности). Именно таково первоначальное значение самого слова, а вовсе не «нравственное совершенство» и не «праведность». Однако исходя только из значения слова нельзя понять, что же подразумевается под Божьей святостью.

> Богословы справедливо указывают на то, что святость – не просто один из атрибутов Бога, но выражение самой Его сущности (и сущности непостижимой). Интересно, что в ветхозаветных текстах святость Бога ассоциируется с ужасающей тайной, с чем-то грозным и внушающим трепет. Его святость – это Его неприступность. Святость Бога вызывает в человеке благоговение и ужас, а вовсе не умиление.

> Почему же идея святости Бога была так важна (при всей ужасности самого понятия)? Дело в том, что народ Божий должен был уяснить невозможность уподобления Бога чему-либо или кому-либо в тварном мире, в том числе невозможность Его прямолинейного уподобления человеку. «Я Бог, а не человек» (Ос 11:9). Сразу же после этих слов говорится: «Среди вас Я, Святой». Нельзя не вспомнить и знаменитые слова: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис 55:8-9). Ветхий Завет учит великой истине о так называемой «далекости Бога». И это нужно было не только для отвращения людей от идолопоклонства. Всё гораздо глубже: люди должны были усвоить мысль о невозможности низводить Бога, Его истину, Его суждения до суждений своих, земных, банальных. Насколько это важно и актуально, видим мы и сейчас, когда расхожую общественную мораль зачастую отождествляют с Божьими установлениями.

> Но откровение Христово несет восполнение представлений о Боге, и здесь уже весть о далекости Бога дополняется вестью о Его близости. Только через предыдущую стадию, на которой люди усваивают ужасающую превознесенность и инаковость Бога, можно прийти к адекватному пониманию Его близости – близости, которая не превращается в бытовую заземленность и не допускает «присваивания» Божества с последующим панибратским отношением к Нему и очередным впадением в идолопоклонство, когда Им можно манипулировать как объектом. Если мы сегодня видим подобное даже в христианстве – значит, возможно, не были усвоены ветхозаветные уроки.

> В словах Христа этот переход от урока о далеком Боге к уроку о близком Боге отмечен очень показательным обращением именно с аллюзиями на кодекс святости Книги Левит. Ведь то, чем заканчивается 5-я глава Евангелия от Матфея, – это перифраза того, с чего начинается 19-я глава Книги Левит. Это особенно интересно потому, что цитата Лев 19:2 («Будьте святы, потому что свят Я») встречается в Новом Завете и в неизмененном виде (1Петр 1:16). А Иисус именно перефразирует, причем Матфей дает вариант «Будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец», а Лука – «Будьте милосердны, как милосерден ваш Отец» (Лк 6:36). Случай интересен тем, что здесь именно несовпадение является ключом к пониманию. Одни богословы (обычно фундаменталисты) говорят, что это две разные проповеди Иисуса. Другие считают, что разными способами передается одна и та же мысль. Но выбирать между этими двумя объяснениями не обязательно. Если справедлива первая точка зрения, то Иисус сам в идентичных контекстах использовал два разных слова, чтобы подчеркнуть их взаимозаменяемость. Если же это была одна проповедь, то такую взаимозаменяемость допустили создатели евангелий, что не делает ее менее допустимой, коль скоро мы верим в богодухновенность Писания (только тогда ее надо понимать иначе, чем это делают фундаменталисты, – не как обязательную буквальную точность). Иными словами, под совершенством Божьим понимается именно Его милосердие, а оба понятия соотносятся с понятием святости.

> Далекий Бог становится близким через раскрытие святости как милосердия. Та самая святость, которая есть и отделенность Бога, и Его совершенство, которая была столь непонятной, что внушала УЖАС, является здесь именно непостижимым милосердием. Никакого парадокса здесь нет. Вернемся к Каину и Авелю. Что как не милосердие оказывается САМЫМ НЕПОСТИЖИМЫМ для грехопадшего человечества? Нетрудно согласиться с тем, что именно оно и внушало иррациональный ужас всякому, кто начинал приближаться к постижению сущности Бога. Громы, молнии, землетрясение, трепет, страх – хоть и парадоксальные, но вовсе не случайные образы для описания непостижимости именно милосердия Божьего. Правда, есть в Ветхом Завете интересный намек, предвосхищающий это откровение. Конечно же, я говорю о 3Цар 19:11-12: «И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, [и там Господь]».

> Разумеется, откровение о святости (или совершенстве) как о милосердии Божьем вплетено в самооткровение Бога во Христе и без него немыслимо, поскольку именно во Христе это милосердие и явлено. Но, как и в Ветхом Завете, здесь остается та же аргументация необходимости определенного поведения людей, просто выражена она еще более радикально. Даже «будьте святы, потому что Я свят» звучит радикально. Но «будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец» звучит не менее пугающе. Однако перед этим уже объяснено, что совершенство это – не нечто непостижимое, а прощение и подлинная любовь. Подлинной же мы называем ее потому, что она не имеет своим условием разделение людей на «наших» и «не наших». Весь предыдущий контекст Нагорной проповеди говорил о цельности Божьей, о том, что «внутреннее» и «внешнее» не могут быть разделены. И здесь мы приходим к невозможности деления людей на «ближних» и «дальних», «друзей» и «врагов», поскольку Сам Бог «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

> Если любить врага – он уже не будет восприниматься как враг. Но речь не только о восприятии, то есть не только о субъективном. Отказ от мести (см. предыдущий фрагмент Нагорной проповеди) – вполне реальный способ разорвать бесконечность человеческой вражды. Удивительно, что читатели Евангелия постоянно спотыкаются на заповеди подставить левую щеку, хотя нет ничего проще, чем понять ее как реально действующий механизм выхода из цепочки насилия и вражды. В абсолютно реалистичных и действенных наставлениях Христа нам почему-то очень хочется видеть недостижимый нравственный идеал! Недостижимо – победить зло злом и насилие насилием.

> «…Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» – говорит Иисус. А какая награда любящим врагов и молящимся за преследующих? Ответ дан здесь же – так они становятся сынами своего Небесного Отца. Какая еще награда нужна после этого?..

> Разумеется, не всегда мы видим в христианстве усвоение этих истин. Святость народа Божьего – то, что является принадлежностью всех верующих во Христе, – и сегодня в тех или иных вариантах церковной идеологии пытаются прямолинейно понимать только через «отделенность», «разделенность», «удаленность». При этом, разумеется, речь идет о разделенности «своих» и «чужих», об «отделенности» и «удаленности» от «мирского» (что в итоге формирует самую обыкновенную сектантскую субкультуру). Подобные акценты входят в катастрофическое противоречие с глубинными смыслами Благой Вести, Бог «присваивается» ограниченным сообществом людей, а Его «далекость» и «близость» становятся произвольно интерпретируемыми в зависимости от принадлежности или не принадлежности к этому сообществу.

> В различных христианских традициях акцентируются аскетические, мистические, законнические интерпретации святости. Но непостижимая святость Отца постигается в Его милосердии, а через приобщение к этому милосердию, возможное во Христе и в следовании заповедям Христа, мы «входим» в Его святость во вполне реальных поступках – таких как прощение, отказ от вражды, насилия и мести.

Aliaksandr Dubrouski. Публикация в Facebook ]

 

 

см. также:
 +++ Андрей Десницкий: ...веяние тихого ветра, и там Господь

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Сын! Храни отцовский завет / и не отвергай материнского наказа.
 Носи их всегда в своем сердце, / надень, как ожерелье, на шею.
 Пойдешь - они поведут тебя, / ляжешь спать - будут хранить тебя,
 проснешься - заговорят с тобой.
 Ибо заповедь - светильник, / учение - свет,
 а строгое наставление - путь жизни.
 Они уберегут тебя от дурной женщины, / от льстивых речей чужой жены.
 Не тревожь сердце ее красотой, / не пленяйся взмахом ее ресниц.
 Ведь блуднице цена - ломоть хлеба,
 а за чужую жену заплатишь жизнью.
 Можно ли скрыть огонь за пазухой / и не подпалить одежду?
 Можно ль пройти по горящим угольям / и не обжечь ног?
 Так и с тем, кто ходит к чужой жене:
 не останется безнаказанным, кто ее коснулся.
 Не строго судят вора, что украл / с голоду, чтобы только поесть;
 а всё ж поймают - возместит всемеро, / всё свое достояние отдаст.
 Недостает ума прелюбодею - / готовит он собственную гибель.
 Побои и бесчестье ожидают его, / и позор несмываемый.
 Ибо ревность сжигает мужа, / и он не пощадит в день мести,
 не согласится ни на какой выкуп,
 не смягчится, сколько ему ни сули.* (Пр.6:20-35/*/)

* * *

*Когда Бог приводит Своего Первенца Сына в мир, Он говорит:
 "Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!" ...
 Разве кому-нибудь из ангелов Он сказал когда-либо:
 "Сиди по правую руку Мою,
   пока не повергну Твоих врагов Тебе под ноги"?!
 Разве все они не более, чем служебные ду́хи,
 посланные служить тем, кто обретет спасение?
 Поэтому нам следует
 еще усерднее и крепче держаться того, что услышали,
 не то нас снесет течением.
 Ведь если весть, которую некогда возвестили ангелы,
 была столь непреложна,
 что любое отступление или ослушание
 влекло за собой заслуженную кару,
 то разве избежим ее мы,
 если станем пренебрежительно относиться
 к столь великой вещи, как спасение?
 Начало ве́сти о спасении было положено словами самого Господа,
 и те, кто услышали Его, подтвердили нам его истинность.*
                                        (Евр.1:6,13-2:3/&/)

* * *

*Так смотри́те же, братья,
 пусть ни у кого из вас сердце не будет столь злым и неверующим,
 что окажется способным отступиться от Живого Бога!
 Напротив, изо дня в день ободряйте друг друга,
 пока еще время зовется СЕГОДНЯ,
 чтобы никто из вас, обманутый грехом, не сделался строптивым!
 Мы ведь стали сподвижниками Христа,
 если, конечно, до конца сохраним ту твердость,
 что была у нас с самого начала.
 Когда Писание говорит:
 "Сегодня, если голос Его слышите,
   сердцам своим не дайте стать строптивыми,
 как это было в дни, когда вы воспротивились", -
 кто были те, что услышали, но воспротивились?
 Не  все  ли  те,  кого Моисей вывел из Египта?* (Евр.3:12-16/***/)

                                * * *

*Рано утром, еще до света, Он вышел из дому,
 отправился в уединенное место и там молился.
 Но Симон с товарищами бросились за Ним вдогонку и нашли Его.
 Они сказали: "Все Тебя ищут".
 Иисус говорит им:
 "Пойдем в другое место, в соседние селения,
  возвещать и там Радостную Весть.
  Ведь Я ради этого пришел".
 Так ходил Он по всей Галилее,
 возвещая Радостную Весть в синагогах и изгоняя бесов.
 Однажды приходит к Нему прокаженный
 и, упав перед Ним на колени, с мольбой говорит:
 "Ты ведь можешь меня очистить, стоит Тебе только захотеть!"
 Иисус, сжалившись над ним, протянул руку, прикоснулся к нему
 и говорит: "Да, хочу, очистись".
 Проказа тут же сошла с него, и он стал здоров.
 Иисус тут же отослал его прочь, сурово сказав:
 "Смотри, никому ничего не говори,
  а пойди к священнику, пусть он тебя осмотрит,
  и принеси за исцеление жертву, какую повелел Моисей,
  чтобы всё это видели".
 Но тот, уйдя, без умолку рассказывал о случившемся
 и говорил об этом повсюду,
 так что Иисус уже не мог открыто появляться в городе.
 Он находился за городом в безлюдных местах,
 но и туда к Нему отовсюду приходили.* (Мк.1:35-45/**/)

             *********************************************

/*/ нов. пер. РБО, 2000г., содержит часть чтения пятницы.
/***/ чтение субботы.
/**/ включает чтение субботы.
/&/ содержит часть воскресного апостольского чтения.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3498.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  ->   messia.ru/rasylka/#0

 

»Страничка сайта вКонтакте«

 страничка сайта в facebook: facebook.com/ru.messia

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru