=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Милость и мир да будут с вами полной мерой – через познание Бога
         и Иисуса, Господа нашего!
(2Пет.1:2)

* 14 сентября 2017 г. ст.ст., среда.

  Воздвижение Честно́го и Животворящего Креста Господня.

  литургические чтения: 1Кор.1:18-24; Ин.19:6-11,13-20,25-28,30-35.

 

 

С праздником!

 

 

 

К апостольскому чтению:
• В.Н. Кузнецова: Слово о кресте (+ссылки);
         противопоставление двух мудростей

 

 

 

 

 

> ИОАНН 19:25–30. Смерть Иисуса

25 Рядом с крестом Иисуса стояла Его мать, сестра матери, Мария, жена Клопаса, и Мария Магдалина. (26) Иисус, увидев мать и рядом с ней ученика, которого любил, говорит матери:
 — Женщина, вот твой сын. — (27) А потом говорит ученику:
 — Вот твоя мать.
И с той поры ученик взял ее к себе.
28 Иисус, зная, что всё уже свершилось, сказал, чтобы исполнилось Писание:
 — Пить!
29 Там стоял полный кувшин кислого вина. Насадив на ветку иссопа губку, намоченную в кислом вине, воины поднесли ее к Его губам. (30) Иисус, отпив вина, сказал:
 — Свершилось!
И, склонив голову, предал дух [Богу].

 

> Один мой коллега работал в Ливане в пору жесточайшей гражданской войны — одной из войн конца XX века. Он подметил в этой стране интересное явление, которое помогает нам понять кое‐какие подробности тех событий, что происходят у подножья креста.

> На улицах Бейрута сражались две враждующие армии. Вооруженные до зубов мужчины пытались овладеть каждой улицей и зданиями, в которых можно было держать оборону. Ни один мужчина не отваживался высунуть нос на улицу, иначе как вооружившись до зубов и в группе таких же вооруженных товарищей.

> Но женщины выходили из дому и возвращались, когда им заблагорассудится. В этом мире женщин не считали бойцами, и все понимали, что даже посреди гражданской войны кто‐то должен покупать продукты и кормить семью. Мужчина мог подвергнуться нападению, его могли убить или похитить. Женщин никто не трогал.

> Это помогает нам понять, помимо всего прочего, статус женщин в раннем христианстве. Деяния 8:3 сообщают, что жертвами гонений женщины становились наравне с мужчинами. Их тоже рассматривали как угрозу существующему порядку. Но в ту пору, когда Иисус был осужден на казнь, дело обстояло иначе. Его ученики разбежались и попрятались, не смели показаться никому на глаза, но женщины могли бесстрашно выдать себя и своими поступками засвидетельствовать приверженность Иисусу. Никому бы и в голову не пришло арестовать женщину.

> А почему не арестовали ученика, которого особенно любил Иисус? Как ему удалось прийти на место казни?

> <...> вероятно, этот ученик был еще очень молод, совсем мальчик, и солдаты не воспринимали его всерьез как потенциального вождя мятежников. Такой не может сплотить вокруг себя приверженцев, не станет новым вождем и не возродит движение за царство, революцию, которую римлянам удалось столь успешно подавить в зародыше. Наверное, любимому ученику не было еще и двадцати лет, у него даже борода не росла. Никто не видел в нём потенциальной угрозы.

> Трогательная сцена между этим учеником, Иисусом и матерью Иисуса послужила сюжетом многих картин и благочестивых медитаций. В многих церквах висят изображения распятия, у подножья которого по обе стороны стоят Мария и Иоанн (назовем его здесь Иоанном, чтобы не оставлять его безымянным, хотя традиция не сохранила нам его имени). Мне довелось однажды служить в церкви, где позади алтаря был большой витраж с изображением распятия, и Мария стояла по левую руку от креста, а Иоанн — по правую. Этот образ я часто использовал в свадебных проповедях: здесь, у подножья креста, соединяются мужчина и женщина.

> Эта сцена — последняя, в которой евангельское повествование представляет нам мать Иисуса, — полна мощного драматизма. Вспомним другую сцену, в самом начале Евангелия, когда Мария подсказала своему сыну: надо помочь людям, у которых на свадьбе кончилось вино (2:3-4). Тогда она еще не понимала, что его время не пришло, но уже знала, что люди должны слушаться его и всё будет как надо. И теперь она не понимает, что его время пришло, что к этому вел его путь, в этом состояло его призвание — обратить воду человеческой жизни в животворное вино Божьей любви. Теперь всё сбылось, и мы можем предположить, что смысл всего наконец открылся Марии через несколько дней, воскресением Иисуса. Но сначала должен завершиться этот эпизод — Иоанн примет мать Иисуса в своем доме, как если бы она была его собственной матерью.

> Вино и вода становятся главными символами в этой сцене. Иисус страдает от жажды, и ему подносят губку, пропитанную дешевым вином («уксусом»), какое пили воины. Он давал людям прекрасное вино, качеству этого напитка люди даже удивлялись. Теперь, в смертной му́ке, он пьет дешевый напиток, каким утоляет жажду солдатня.

> И еще два окна распахивается перед нами, когда мы читаем это повествование, еще два луча света падают на простую и печальную повесть о смерти Иисуса в Евангелии от Иоанна.

> Во‐первых, вновь звучит множество контекстов, в которых Иисус упоминает воду. Мы уже назвали чудо в главе 2, затем в главе 4 последовал долгий разговор о «живой воде» с самарянкой у колодца. Иисус предложил ей «живую воду» и сказал, что имеет ее в избытке. Далее, в главе 6 он говорит, что верующие в него никогда не испытают ни голода, ни жажды. В главе 7 он продолжает эту мысль торжественным обещанием «потоков воды живой» для всех, кто придет к нему. Уверовав в него, каждый сможет навеки утолить свою жажду, более того, верующие сами станут источниками живой воды.

> Тем сильнее поражает нас страх и трепет, когда мы вполне постигаем смысл этих слов Иоанна: сам Иисус жаждет. Неужто иссякла вода жизни, неужто вино вытекло и больше его не будет? Он спасал других, почему он не может спасти себя? Но это (говорит нам Иоанн), как терновый венец и надетая ради издевательства пурпурная мантия, — всё это часть той же истины. Только так Иисус может осуществить то, что может осуществить только он. Он должен оказаться там, где оказывается каждый человек, в пустыне жажды, позора и смерти. И это также — исполнение написанного (Псалом 68:21). В этом его слава, более того — его радость.

> Но Иоанн пытается сказать нам еще одну вещь, и аллюзия на главу 2 служит и здесь напоминанием.

> Иоанн ясно дал нам понять, что превращение воды в вино было лишь первым чудом в целом ряде знамений, которыми Иисус открывал свою славу. Вторым знамением стало исцеление сына вельможи в Капернауме (4:46-54), а далее Иоанн предоставляет нам самостоятельно считать «знамения», так что у разных комментаторов результаты не сходятся. Лично мне самой убедительной последовательностью кажется такая: третье «знамение» — исцеление парализованного у бассейна (5:1-9); четвертое — умножение хлебов и рыб (6:1-14), пятое — исцеление слепорожденного (9:1-12), а шестое — воскресение Лазаря (11:1-44).

> Вряд ли Иоанн собирался оборвать цепочку чудес на цифре шесть. С самого начала образцом для его повествования служит Бытие 1, а значит, требуется семь чудес, чтобы новое творение осуществилось во всей полноте. И вот мы стоим у подножья креста. На всем протяжении евангельского повествования Иоанн неоднократно предупреждает нас, что в тот момент, когда Иисус будет «вознесен», слава Божья воссияет в нём во всей полноте. А именно в «знамениях» раскрывается слава Божья. Вот почему я считаю возможным рассматривать само распятие как седьмое «знамение» у Иоанна.

> И это подтверждается последним восклицанием Иисуса: «Совершилось!» Он завершил труд, порученный ему отцом (17:4), Он возлюбил «до конца» своих, бывших в мире (13:1). Он исполнил последний, окончательный свой труд.

> «Совершилось» — в оригинале стои́т форма глагола, которую ставили на уплаченном векселе. Счет закрыт, с ним покончено. Цена уплачена до копейки. Истинно, говорит Иоанн, Иисус завершил свой труд, и в этом смысле, как во всех остальных. И этим исполненным трудом он оплатил счет за нас всех, на этом «совершилось» основана с тех пор наша жизнь.

Н.Т. Райт (перевод: Любовь Сумм).
Из книги "ИОАНН. ЕВАНГЕЛИЕ. Популярный комментарий"
(Евангельский текст даём в переводе В.Н.Кузнецовой) ]

 

 

 

 

К евангельскому чтению:
• Том Райт: Распятие Мессии

 

 

 

 + + + о. Александр Мень: красота Церкви и верных утверждение
 + + + он же: сила нашей Церкви Христовой и наша немощь
 + + + свящ. Яков Кротов: Благочестивая фальсификация
 + + + Анна Коваленко: Тропарь Кресту — изменение текста и смысла
 + + + митрополит Сурожский Антоний: Всмотримся в Крест (+ссылки!)
 + + + из богослужения праздника.
        messia.ru/rasylka/008/2305.htm (+ссылки)

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #


 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Пусть Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец в сиянии Славы,
 дарует вам Дух мудрости и откровения,
 чтобы вы смогли познать Его.
 Пусть просветит Он очи вашего сердца,
 чтобы вы увидели,
 какова та надежда, к которой Он вас призвал,
 каково богатство и великолепие наследия,
 которое вы разделите с Его народом,
 и сколь неизмеримо велика Его сила,
 что действует в нас, верующих в Него.
 Это те же сила и могущество, которыми
        Бог поднял из мертвых Христа
            и усадил Его по правую руку на небе  -
        выше Начал и Властей,
            Сил и Господств;
        а имя Его сделал превыше
            имен всех
        не только в нынешнем веке,
            но и в будущем.
        И Он всё покорил Ему под ноги
            и поставил Его, Владыку всего,
            главой Церкви.
        Она же есть Его тело,
            в ней вся полнота Того,
            кто наполняет Собой всё творение.
 И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов,
 из-за которых вы некогда шли злыми путями этого мира,
 покоряясь владыке поднебесного мира,
 духу, который и поныне действует в тех, кто противится Богу.
 Ведь мы все тоже из их числа,
 мы тоже жили по законам плотской природы,
 исполняя все вожделения нашего тела и ума,
 и из-за этого нашего естества подлежали наравне со всеми
 Суду Божьего гнева.
 Но Бог, богатый милостью,
 по великой Своей любви, которой Он полюбил нас, мертвых от грехов,
 оживил нас вместе с Христом.
 По доброте Его вы спасены!
 Вместе с Христом Иисусом Он воскресил нас
 и усадил в небесах рядом с Ним,
 чтобы явить всем грядущим векам
 неизмеримое богатство Своей милости,
 Своей доброты к нам через Христа Иисуса.
 Вы спасены  -  через веру  -  Его великой добротой!
 Не за ваши заслуги  -  это Божий дар!
 И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится!
 Это Бог сделал нас теми, кто мы есть,
 создав нас, через единение с Христом Иисусом,
 для добрых дел, которые Он нам изначально предначертал совершить.
 Поэтому помните, что вы, язычники по рождению,
 люди, которых называли "необрезанными"
 так называемые обрезанные с их телесным обрезанием, -
 помните, что в то время вы жили без Христа.
 Вы были чужестранцами, а не входили в число народа Божьего Израиля.
 Обещания, которые Бог дал Своему народу, к вам не относились.
 Вы жили в этом мире без надежды и без Бога!
 А теперь  -  в единении с Христом Иисусом  -
 вы, некогда далекие,
 стали близкими благодаря жертвенной смерти Христа.
 Ведь это Он  -  наш мир,
 Он, соединивший евреев и язычников в один народ;
 Своим телом разрушивший стену вражды, которая разъединяла нас;
 отменивший Закон с его уставами и правилами,
 чтобы, установив мир,
 создать в единении с собой из двух человек одного нового
 и обоих, в едином теле,
 примирить с Богом через смерть на кресте, уничтожив собою вражду.
 И Он, придя, принес Радостную Весть о мире вам, жившим вдали от Бога,
 и тем, кто рядом с Ним.
 Так что благодаря Ему мы оба  -  и евреи, и язычники  -
 имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом.
 Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы,
 вы равноправные члены Божьего народа и Божьи домочадцы.
 Вы тоже воздвигнуты на фундаменте, заложенном апостолами и пророками,
 краеугольный камень которого  -  Христос Иисус.
 Он скрепляет Собой всё здание и воздвигает его,
 превращая в храм, посвященный Господу.
 В единении с Ним и вы созидаетесь,
 чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога. ...
 В прежних поколениях человечеству не дано было знать этой тайны,
 но теперь Дух открыл ее святым Божьим апостолам и пророкам.
 Она в том, что и язычники получают то же наследие,
 и они  -  часть единого тела,
 и им тоже даны обещания Бога через Христа Иисуса в Радостной Вести,
 служителем которой я стал
 благодаря великой Божьей доброте ко мне, через действие Его силы.
 Мне, самому ничтожнейшему из всего народа Божьего, был дан этот дар:
 возвестить язычникам Радостную Весть о непостижимом богатстве Христа,
 а также просветить всех,
 какой Божественный замысел спасения заключен в этой тайне,
 от века сокрытой Богом, Творцом всего,
 чтобы только теперь всем Началам и Властям на небесах  -
 через Церковь  - стала ведома мудрость Бога во всём ее многообразии.
 Бог воплотил Свой извечный замысел в Христе Иисусе, нашем Господе.
 В единении с Ним, через веру в Него
 мы смело и уверенно приближаемся к Богу. ...
 И потому я преклоняю колени перед Отцом,
  от имени которого ведет свое название всякий род на небе и на земле,
  и прошу Его наделить вас силой из сокровищ Своей славы, даровав Дух,
  чтобы внутренний человек в вас становился крепче
  и чтобы благодаря вере Христос поселился в вашем сердце.
  Пусть любовь станет вашим корнем и фундаментом!
  И тогда вы будете достаточно сильны,
  чтобы вместе со всем святым народом Божьим
  постигнуть ширину и длину, высоту и глубину любви Христа
  и познать ее, хотя она и превосходит всякое познание.
  И тогда вы станете столь совершенны,
  что достигнете полноты совершенства Бога!
  Слава Тому, чья сила, действуя в нас,
  способна совершить неизмеримо больше,
  чем всё то, о чём мы можем попросить или даже помыслить.
  Слава Ему во всех поколениях через Церковь и Иисуса Христа
  во веки веков.
  Аминь.* (Еф.1:17-2:22,3:5-12,14-21/*/)

             *********************************************

/*/ включает апостольские чтения понедельника, среды (кр. 1 стиха), часть чтения вторника.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

HTML-версия выпуска в архиве –> messia.ru/rasylka/017/3565.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

NEW! Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru