=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

 

 

Христос рождается - славьте!
          Христос с Небес - встречайте!
                    Христос на Земле - воспряньте!
                              Пой Господу, вся Земля!

 

* 25 декабря 2018 г. ст.ст., понедельник.

  РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО.

  литургические чтения: Гал.4:4-7; Мф.2:1-12.

 

                           С ПРАЗДНИКОМ!

 

 

 

к апостольскому чтению:

 + + + сыновья, а не рабы!

        messia.ru/rasylka/010/2502.htm

 

 

* * *

 

 

 

 

 

 

> Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета,
> в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем,
> потому что он был из дома и рода Давидова,
> записаться с Мариам, обрученной ему, Которая была беременна. (Лк 2,4-5)

> Подвергнуть женщину перед самыми родами трудностям путешествия значило идти на риск. К тому же в списки обычно вносили только мужчин, и Мария могла оставаться в Назарете. Видно, какие-то иные причины побудили Иосифа взять Ее с собой.

> Скорее всего, он поступил так, желая совсем переселиться из Назарета, чтобы оградить жену от нареканий. В маленьком поселке все хорошо знали друг друга; преждевременное рождение ребенка могло вызвать пересуды и насмешки окружающих. Ведь еще недавно и сам Иосиф готов был тайком расстаться с Нареченной. Мариам не осмелилась открыться мужу, и только сон, яркий, как виде́ние, вернул мир в душу цадика. Быть может, с этого момента он решил, что необыкновенное Дитя должно появиться на свет в городе предков.

> Так или иначе, Иосиф во время переписи покинул Назарет и пустился в дорогу, «восходя» в Иудею, как было принято выражаться в тех краях. {Лк 2,4. Анэ́бэ дэ́ ка́й Иосэ́ф — оборот весьма характерен для еврейского языка и свидетельствует о семитическом подтексте евангельского рассказа.} В Евангелии Иакова говорится, что он забрал с собой и сыновей. {Евангелие Иакова, XVII,2 (по одной из его версий).} Это вполне правдоподобно, если считать, что Иосиф действительно задумал никогда больше не возвращаться в Галилею.

> Марии было нелегко перенести недельный переход. С этого полудобровольного изгнания, в котором Она разделила участь всех отверженных, начались годы Ее испытаний. Но Она была готова к ним, сохраняя верность Своему обету: «Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему…».

> Путники шли, то спускаясь в долины, то преодолевая крутые подъемы. Им пришлось обойти враждебную Самарию, называвшуюся теперь Себастой, миновать шумный Иерусалим, пока наконец в окружении садов и полей не показался впереди Бетлехем, Вифлеем, — отечество царя Давида.

> Обычно считается, что Иосиф вынужден был просить ночлега на постоялом дворе, однако вероятней всего слово каталюма, употребленное Лукой, означает просто горницу, и, следовательно, семья плотника могла остановиться у его близких или родных. {См.: К.Гейки. Жизнь и учение Христа, в. I, с. 287. Пер. с англ. Слово ката́люма в Новом Завете обычно означает не гостиницу, а горницу, комнату для гостей. См: Мк 14,14; Лк 22,11.}

> Было же пока они находились там,
> исполнились дни, когда Она должна была родить,
> и родила Сына Своего первенца,
> и спеленала Его, и положила Его в яслях.
{Лк 2,6-7. «Первенцем» в Израиле (и в других странах) называли первого мальчика в семье, даже если он и оставался единственным.}

> Ясли — кормушка для скота, устланная сеном… Она находилась в пещере, высеченной прямо в скале, к которой примыкал дом. Обычно в ней держали овец и коз, привязывали вьючных животных. {То, что Рождество совершилось в пещере, известно из древнего предания (см.: св. Иустин. Диалог..., 70,8). Оно подтверждается упоминанием в Евангелии яслей. Они могли быть только в хлеву, который на Востоке часто помещался в пещере.}

> Там, в сумраке подземелья, впервые взглянуло на наш мир Дитя, «похожее на всех детей земли».

> Кто мог ожидать такого? Кто мог думать, что вхождение Сущего в творение совершится столь неслышно и тихо? С первых мгновений жизни Мессия становится братом обездоленных. Никакие рождественские огни не могут заставить нас забыть эту картину: Мать-изгнанница с Ребенком на руках, лишенная человеческого жилья, укрывшаяся в деревенском стойле… Ему не нашлось места. «Пришел к своим, и свои Его не приняли». Таков пролог истории Сына Человеческого, Его борьбы, страданий и конечной победы.

> В мир, обуреваемый слепыми страстями, в царство духовного и физического рабства, обманутых толп, демагогии, распутства и бесчеловечности пришла божественная Любовь. Звезда Вифлеема зажглась в небе, когда военные марши заглушали плач матерей, когда мостовые улиц и песок арен заливала кровь, когда одни люди задыхались в каменоломнях и корчились в агонии на крестах, а другие — упивались властью, топтали чужие земли, изыскивали новые способы наслаждений. Цивилизация в который раз пожирала саму себя. И настоящим чудом кажется, что люди не изверились, не утратили способности надеяться.

> Они спрашивали: когда же? Они ждали карающего меча Бога-Мстителя, а вместо этого нашли Младенца в пещере. Он явился без космических потрясений и опаляющего огня. Любовь пришла под покровом вифлеемской ночи, как робкая гостья и бесприютная странница. Ее могущество обернулось беззащитностью Ребенка, ее величие — умалением. В Богоявлении не было ничего от насилий, творимых людьми, оно свидетельствовало о тайне свободы и долготерпения Божия.

> Как же встретили люди своего Мессию? Сказания о пастухах и Симеоне, волхвах и Ироде передают целую гамму чувств — от веры до страха и ненависти, но символично, что прежде всего в них говорится о людском равнодушии и эгоизме. Конечно, те, кто в этот поздний час берёг свой покой, не предполагали, что участвуют во всемирном событии, что Родившийся в хлеву станет «Светом народов». Однако они знали Божий Закон, повелевающий давать кров странникам, и всё же не захотели его исполнить.

> Но вот в пещеру входят пастухи, пришедшие с соседнего поля. Они взволнованы и наперебой рассказывают о «великой радости, которую возвестил им Господь». {Лк 2,10. «Я возвещаю тебе великую радость» — традиционные слова, которыми на Востоке сообщают отцу о рождении сына.}

> Их появление словно воскресило далекие библейские времена. О людях, живших со стадами Священное Писание не раз говорило как о наиболее близких к Богу. У костров под звёздами Авраам, Моисей и Амос внимали велениям Творца и, отбросив сомнения, шли туда, куда Он их вел. Так же и теперь пастырям первым суждено было увидеть Мессию.

> Поскольку Рождество отнесли впоследствии ко дню солнцеворота, к 25 декабря, поклонение пастухов связано в нашем представлении с зимним пейзажем. Действительно, в Палестине снегопады в эту пору иногда бывают, однако, как ни жаль расставаться с укоренившейся традицией, надо признать, что Евангелие ее не подтверждает. Св. Лука говорит, что Вифлеемские пастухи «жили под открытым небом и стерегли ночью стадо свое». А в декабре овец уже отправляли в укрытия. На пастбищах они находились с марта до ноября; следовательно, Иисус родился в этот промежуток времени.{}

> Разумеется, сам праздник для нас — не просто календарное воспоминание, в нём заключен глубокий духовный смысл. Тем, что он справляется в день солнцеворота, Церковь свидетельствует о явлении в мир «Света разума» и «Солнца правды».

> Еще не наступило утро, как многие в доме уже знали о чудесном видении. «Услышавшие, — говорит евангелист, — удивлялись сказанному пастухами». В их глазах пророчества о великом Вожде плохо вязались с этими бедными людьми из Галилеи. В Марии же еще больше укрепилась вера в Ее предназначение, и Она навсегда сохранила в сердце весть, принесенную с полей в ту священную ночь.

[ протоиерей Александр Мень.
Из кн. "На пороге Нового Завета" ( из гл.29) ]

 

 

 + + + о. Александр Мень. Поздравление с Рождеством
 + + + его же лекция о Рождестве
 + + + его же общая исповедь на Рождество
        Господь нам предлагает счастье /аудио/

 + + + преп. Иоанн Дамаскин: Из Девы Слово вышло воссоздать народ

                                                        (+ссылки)
 + + + Разрешен связанный Адам, и свобода всем верным дарована...
                                                        (+ссылки)

 + + + В день сей, когда Богатый стал Нищим нас ради... (+ссылки)
       (свт. Лев Великий, блаж. Иероним Стридонтский, прп. Ефрем Сирин)

 

 

 

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –  в письме или на страничках в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 -----------------------------------------------------------------
|        Буду благодарен за материальную поддержку проекта.       |
|           Как это можно сделать, описано на странице            |
|                   www.messia.ru/pomoch.htm.                     |
 -----------------------------------------------------------------

 

 

 

--

 Да благословит вас Распятый за нас и Воскресший!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru             

                         (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

 

 

---------------------------------------------

*Многократно и многообразно говоривший в прошлом с нашими отцами через пророков, Бог в эти последние дни говорил с нами через Сына.
 Ему Он отдал в наследие мир, с Его помощью сотворил всю вселенную.
 Сын есть сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности.
 Он управляет вселенной Своим могучим словом.
 Совершив очищение грехов, Он сел по правую руку Божественного величия в небесах, став настолько же выше ангелов, насколько имя, унаследованное Им, выше их имен.
 Потому что кому из ангелов сказал когда-либо Бог:
    "Ты — Мой Сын,
     сегодня Я стал Отцом Тебе"?!
  И еще:
    "Я буду Ему Отцом,
     а Он будет Мне Сыном".
  И опять же, когда Он приводит Своего Первенца Сына в мир, Он говорит:
    "Пусть Ему поклонятся все ангелы Божьи!"
  Об ангелах Бог говорит:
    "Он Себе назначает в вестники ветер
     и в слуги — пламя огня".
  О Сыне же Он говорит:
    "Престол Твой, о Боже, на веки веков.
     Жезлом справедливости
     правишь Ты в Царстве Своем.
     Ты праведность любишь, порок ненавидишь.
     И поэтому Бог Твой, о Боже,
     возвысил Тебя над сподвижниками,
     елеем восторга помазав Тебя".
  И еще Он говорит:
    "Это Ты, о Господь, изначально
     заложил основанья земли,
     небеса — это тоже дела Твоих рук.
     Погибнут они —
     но Ты остаешься.
     Они, как плащ, обветшают,
    Ты свернешь их, подобно одежде,
    переменишь, как плащ, их —
    они переменятся.
    Но Ты всегда тот же,
    и годам Твоим нет конца!"* (Евр.1:1-12/*/)

* * *

*...пока мы были детьми, мы были в рабстве у стихий мира.
 Но когда исполнилось назначенное время, Бог послал Своего Сына,
 рожденного женщиной и подвластного Закону,
 чтобы выкупить на свободу подвластных Закону и усыновить нас.
 И в подтверждение того, что вы – сыны,
 Бог послал в наши сердца Дух Своего Сына, Дух, взывающий: "Абба! Отец!"
 Значит, ты больше не раб, ты – сын.
 А если сын, то и наследник, им тебя сделал Бог.* (Гал.4:3-7/**/)

* * *

*В то время вышел указ, в котором император Август повелевал провести перепись по всей земле. Это была первая перепись, она проводилась, когда Сирией правил Квириний. Все пошли на перепись, каждый в свой город. Иосиф тоже отправился — из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давида под названием Вифлеем, потому что он был из рода Давида, его потомок. Он пошел на перепись с Мариам, своей нареченной, которая была беременна. И когда они были в Вифлееме, ей пришло время родить. Она родила сына-первенца, спеленала его и положила в ясли для скота, потому что в гостинице места им не нашлось.
 Неподалеку от тех мест были пастухи, они жили в поле и сторожили ночью на пастбище стадо. Перед ними предстал ангел Господень, и сияние славы Господней озарило их. Их охватил великий страх. Но ангел сказал им:
 — Не бойтесь! Я несу вам радостную весть — великую радость для всего народа. Сегодня в городе Давида родился ваш Спаситель — Помазанник, Господь! Вот вам знак: вы найдете ребенка, который лежит спеленутый в яслях.
 И вдруг рядом с ангелом предстало небесное воинство, восхвалявшее Бога:
     — Слава Богу в вышних небесах!
     Мир на земле людям,
     которых Он возлюбил!
 Когда ангелы вернулись на небо, пастухи стали говорить друг другу: "Пойдемте в Вифлеем, посмотрим на то, что там случилось и о чём поведал нам Господь". Они поспешно отправились в путь и нашли Мариам с Иосифом и ребенка, лежащего в яслях. Увидев его, они рассказали то, что им было сказано об этом ребенке.
 Рассказ пастухов удивил всех, кто его слышал. Но Мариам всё запоминала и размышляла об этом.
 А пастухи вернулись назад, прославляя и восхваляя Бога за всё, что им довелось увидеть и услышать: всё было так, как сказал им ангел.
 Через восемь дней, когда наступило время обрезать ребенка, Ему дали имя Иисус — имя, которым назвал Его ангел еще до зачатия.* (Лк.2:1-21/***/)

             *********************************************

/*/ апост. чтение навечерия Рождества.
/**/ включает апост. чтение Рождества.
/***/ вкл. еванг. чтение навечерия Рождества.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/019/3760.htm

 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

********************* Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»