=рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

   

 

Христос воскрес!

* 25 апреля 2022 г. ст.ст., воскресенье 3-ье по Пасхе.
  {память свв. мироносиц; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима}
  литургические чтения: Деян.6:1-7; Мк.15:43-16:8.

 

 

 

к памяти св. Никодима:
 +++ протоиерей Вячеслав Рубский: Что такое «родиться заново»?

 

 

 

 

> Загадочное воскресение

> Воскресение Иисуса Христа – одно из наиболее загадочных и вызывающих всевозможные вопросы мест Евангелия. Трудности может вызывать не только догматическая сторона вопроса (которой пусть занимаются богословы) – трудность для исследователя представляют сами тексты евангельских сообщений. Часто не замечают, насколько разные эти четыре рассказа о главном событии христианской веры!

> Гораздо большее согласие евангелисты проявляют при описании Преображения или даже Входа в Иерусалим. Попробуем задать разные вопросы, и предоставим возможность текстам ответить на них.

> 1. Когда пришли свидетели Воскресения к гробу? – «еще темно» – пишет Ин; «при восходе солнца» – пишет Мк; другие евангелисты указывают промежуточное время.

> 2. Сколько человек пришло ко гробу? – двое – по Мф; трое – по Мк; более 4 – по Лк.

> 3. Кто пришел? – Мария Магдалина и «другая Мария» по Мф. А как же Соломия по Мк? А «Иоанна и другие» по Лк?

> И, наконец, у Ин вообще нет понятия мироносиц («мироносицей», помазавшей Иисуса еще при погребении, был по Ин Никодим)! Мария Магдалина по Ин пришла не с целью помазания, а просто поплакать; потом появляются мужские фигуры Петра и «любимого ученика».

> 4. Что увидели? По Мф: «великое землетрясение» и одного ангела, отвалившего камень; у Лк и Ин – 2 ангелов, а камень уже был отвален.

> 5. Что дальше сделали свидетели пустого гроба и пелен: побежали с радостью рассказывать об увиденном ученикам, как пишет Мф, Лк и Ин? Или же нарушили приказ ангела: «их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись», как загадочно написал Мк?

> 6. Была ли встеча с Иисусом? Как сообщает Мф, мироносиц на обратном пути встретил Воскресший Господь; но Мк и Лк молчат об этом (почему?); а по Ин только Магдалина встречает Воскресшего, спутав Его вначале с садовником.

> 7. Можно ли прикасаться к Воскресшему? У Мф мироносицы «ухватились за ноги Его и поклонились Ему». По Ин же Иисус просит не прикасаться, потому что «еще не восшел к Отцу» (о чём это?)

> Итак, обнаруживается, что все детали повествований столь различны, что соединить их в одно можно с большим трудом, часто лишь пожертвовав остальными. Это демонстрирует церковная традиция прочтения: апокрифы, гимнографические тексты (например, Пасхальный кондак Романа Сладкопевца) соревновались в изобретательности, чтобы примирить четыре рассказа.

> Что же <нам делать> с этой противоречивой информацией о событиях главного праздника?

> Здесь хочется предложить один практический вывод. Представляется, что современному читателю и не обязательно соединять все рассказы в один. Можно выделить их «ядро»: пустая гробница и ее свидетели, кто бы они не были. И этого вполне достаточно для веры в Воскресение.

> А вот отсутствие согласия евангелистов само по себе может играть важную экзегетическую роль: дарить загадку. Чудо – это когда не все поддается объяснению, чудо сродни загадке. Поэтому важно увидеть разницу евангельских текстов, чтобы признать, что ничего не понятно, и проникнуться ощущением таинственности произошедшего.

> Христос воскрес! Но как воскрес, что там произошло? Мы плохо об этом знаем. Это прекрасная загадка, потому что это – чудо.

 

 

 

 

к евангельскому чтению и првзднику:
+++ свящ. Георгий Чистяков: Воскресший: «Не хватайся за Меня!»
+++ Владимир Шалларь. Еще раз о мироносицах и атеизме
+++ прот. Александр Мень.
     Мироносицы: остаться верными в день позорной смерти
+++ иерей Августин Соколовски.
     Женщины Воскресения: мироносицы и самарянка
+++ он же. «Суть Великой Субботы»: памяти жен-мироносиц
+++ священник Феодор Людоговский: нет воскресения без смерти
+++ свящ. Яков Кротов:
     Воскресение освобождает от "должен", "обязан" (+ссылки)
+++ Том Райт:
     Погребение Иисуса и женщины у открытой гробницы (+ссылки!)
+++ митрополит Сурожский Антоний: праздник верности
          messia.ru/rasylka/009/2410.htm (+ссылки!)
+++ он же. проповедь, впервые опубл. в 2004 г.
+++ "Отпетый библеист". Как же заканчивалось Евангелие Марка?
+++ он же. Какое Евангелие самое «феминистское»?
+++ А.Храмова: Мироносицы XX века

 

 

 

 

 

# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на страничках сайта в соцсетях.
Постараюсь ответить на вопросы... #

 

 

 

 

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk

 

 

--

 Да благословит вас Иисус Христос!

 

редактор-составитель рассылки  

Александр Поляков, священник      mailto:mjtap@ya.ru
                  (запасной адрес: alrpol0@gmail.com)

[Другие способы связи: Телеграм; Whatsapp: alrpol; Скайп: alr_pol;
мессенджер Фейсбука; личное сообщение в Vk; личное сообщение в Твиттере]

 

 

---------------------------------------------

*Люди, увидев, какой знак Им совершен, стали говорить:
 "Он и вправду тот самый Пророк, который должен прийти в мир!"
 Иисус, зная, что они собираются прийти и схватить Его,
 чтобы провозгласить царем, снова ушел один на гору.
 Когда наступил вечер, ученики Его спустились к морю
 и, сев в лодку, поплыли на другой берег, в Капернаум.
 Уже стемнело, а Иисус еще не пришел к ним.
 Тем временем подул сильный ветер, и море разбушевалось.
 Они уже отплыли на три или четыре мили,
 когда увидели, что Иисус идет по морю и уже рядом с лодкой.
 Им стало страшно.
 Иисус сказал: "Это Я, не бойтесь!"
 Они хотели взять Его в лодку,
 но в тот же миг лодка оказалась у берега,
 к которому они направлялись.
 На следующий день толпа, оставшаяся на другом берегу моря, увидела,
 что другой лодки там не было, только одна,
 и что Иисус не сел в нее с учениками, а ученики отправились одни.
 Тогда несколько лодок поплыло из Тибериады
 к тому месту, где они ели хлеб,
 после того как Господь произнес благодарственную молитву.
 И вот, когда толпа увидела, что там нет ни Иисуса, ни учеников,
 они снова сели в лодки и поплыли искать Его в Капернаум.
 Найдя Его на другом берегу моря, они спросили:
 "Равви, как Ты здесь оказался?"
 Иисус сказал им в ответ:
 "Говорю вам истинную правду:
  не потому вы ищете Меня,
  что вам Мои знаки понятны,
  а лишь потому, что наелись досыта хлеба!
  Но добивайтесь не тленной пищи,
  а той, что нетленна
  и способна дать вечную жизнь.
  Это пища, которую даст вам Сын человеческий,
  ибо Его Своей силой запечатлел Бог – Отец".* (Ин.6:14-27/*/)

* * *

*Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная,
 тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. /
 Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил,
 все Силы Небесные взывали:
 "Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!"*
*"Радуйтесь" мироносицам возгласив,
 плач праматери Евы прекратил Ты воскресением Твоим,
  Христе Боже;
 Апостолам же Твоим повелел провозглашать:
 "Спаситель воскрес из гроба!"*
(Тропари и кондак, перевод: иером. Авромвросий Тимрот, с измен.)

              *********************************************

/*/ еванг. чтение субботы.

В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm.

 

 

 

Выпуск в архиве –> messia.ru/rasylka/022/4177.htm

 

Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

 

       Архив рассылки + подписка  –>   messia.ru/rasylka/#0

 

Следить за новыми выпусками рассылки и другими материалами сайта можно
в нашем канале в Телеграме (messiaru)
(теперь там можно и комментировать!)

 

странички сайта ХП: »вКонтакте« / facebook

 

 

************ Сайт "Христианское просвещение" -> messia.ru

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»