=В.Н.Кузнецова. Комментарий к Евангелию от Матфея. =

[ИИСУС И ИОАНН]

Мф.11:11-15#

[7 ... Иисус стал говорить народу об Иоанне:]
<...>
11 Говорю вам: не было никого во всем роде человеческом, кто был бы выше Иоанна. Но даже тот, кто всех меньше в Царстве Небес, больше, чем он. (12) Со дней Иоанна Омывающего и поныне против Царства Небес ведется борьба и его разоряют насильники. (13) Все пророки и Закон до Иоанна говорили о Царстве Небес. (14) Он, если знать хотите, и есть сам Илья, который должен вернуться. (15)   У кого есть уши, пусть услышит!

Ст. 11 — Во всём роде человеческом — дословно: «среди рожденных женщинами»; таков привычный семитический оборот, обозначающий человека (см. Гал 4.4). Иоанн — выше всех, и это самая большая похвала.

И вслед за этим Иисус добавляет слова, которые, казалось бы, утверждают противоположное. Иоанн меньше самого малого в Царстве Небес. Существуют споры о том, как понимать эти парадоксальные слова. Одно древнее толкование, например, относит слова «самый малый» к Иисусу, умалившему себя до образа раба (20.28; Флп 2.7). Кроме того, Иисус младше Иоанна и вышел на служение позже, а в древности тот, кто старше, считался более важным и значительным. Таково мнение Иоанна Златоуста и Феофилакта. Но идея умаления Иисуса чужда евангелисту Матфею.

Другое толкование тоже восходит к древним временам: Иоанн остается за порогом Царства, как Моисей, которому тоже не было дано вступить в обещанную землю. Иоанн выше всех, рожденных женщиной, но христиане рождены Богом (Ин 1.12-13), поэтому самый малый из них (см. 10.42) больше Иоанна (Кирилл Иерусалимский). Но те, кто не принимает такое толкование, напоминают о 8.11, где говорится о праотцах Израиля, возлежащих на мессианском пиру. Иоанн же, будучи самым великим среди людей, должен превосходить Авраама, Исаака и Иакова.

Следовательно, вернее будет предположить, что Иоанн здесь не сравнивается ни с кем — ни с теми, кто жил до него, ни с теми, кому еще предстоит родиться. «Противопоставляется его нынешний статус величайшего из людей будущему статусу самого малого в грядущем Царстве».* Не только Царство Бога, но и всё, принадлежащее Царству, включая даже самое малое и незначительное, неизмеримо превосходит самое великое в этом мире. В словах Иисуса нет принижения Иоанна, а есть лишь указание на высочайший статус Царства.

Ст. 12 — Со дней Иоанна Омывающего и поныне — эти слова также недвусмысленно свидетельствуют о том, что Иоанн включен в Царство. «Время пророчеств простирается лишь до прихода Крестителя. С него начинается уже их исполнение. В пользу такого толкования говорит также текст Мф 11.9 пар. Лк 7.26, где Иисус называет Крестителя пророком... Обладание Духом, которое является отличительным признаком пророка, сигнализирует о наступлении эры спасения».** Он возвестил новый период истории спасения, следующий за периодом Закона и Пророков.

Против Царства Небес ведется борьба и его разоряют насильники. Это один из наиболее трудных текстов Нового Завета. Трудность заключается в том, что мы не знаем, в положительном или в отрицательном смысле употреблен греческий глагол «би`адзомай» и однокоренное существительное «биаст`ай». Обычно эти слова имеют негативную окраску, так как связаны с понятием «применение силы, насилие», и глагол переводится как «применять силу, насилие», а существительное как «насильники». Разоряют — здесь та же проблема с еще одним греческим глаголом — «харп`адзо» («алчно хватать, захватывать силой»). Конечно, теоретически можно себе представить, что все эти слова могут выступать в не очень свойственном им положительном значении. Второй вопрос не менее труден: идут споры по поводу залога глагола «биадзомай». Он может быть пассивным (страдательным) или медиальным. Если понимать его как пассивный, а смысл глагола как отрицательный, то перевод будет следующим: «с Царством ведется ожесточенная борьба». Это значит, что против Царства выступают враги: Сатана с бесами или люди, такие как Ирод, саддукеи и фарисеи. Но глагол может быть и медиальным, и если глагол выступает в положительном значении, то смысл будет примерно таким: «Царство стремительно прокладывает себе путь» или «Царства добиваются всеми силами». Насильники — перевод слова «биастай» будет зависеть от того, как понят однокоренной глагол: это Ирод и его приспешники, злые духи, фарисеи и другие враги Иисуса, зелоты, желавшие силой установить Царство на земле. Если оно выступает в положительном значении, то будет переводиться как «люди, устремляющиеся к Царству, не жалеющие сил, чтобы получить Царство».

Некоторые толкователи не исключают также возможности, что эти слова имеют ироническое звучание: Иисус мог употребить лексику оппонентов, как, например, Он сделал это в 10.25. Тогда примерный смысл будет таков: «Люди наглые (то есть грешники, сборщики податей и т. д.) врываются в Царство», то есть под наглецами понимаются грешники, которых благочестивые люди исключали из спасения. Иисус подхватывает слова Своих врагов, но меняет отрицательный смысл на противоположный. См. также ст. 19.

И всё же в данном контексте, вероятнее всего, идет речь об аресте и последующей смерти Иоанна от рук Ирода, а затем о такой же судьбе самого Иисуса. Ростки Царства на земле еще кажутся хрупкими и слабыми, враги ополчаются на него, и оно терпит ущерб.

Параллельный текст у Луки, при некотором сходстве, имеет очень большие различия, и его невозможно привлекать для толкования речения у Матфея. Текст Луки проще и находится в другом контексте.

Ст. 13 — Дословно этот стих звучит так: «Ведь все пророки и Закон до Иоанна пророчествовали». Пророки и Закон — см. коммент. на 7.12. О чём или о ком они пророчествовали? Всё Священное Писание пророчески предвозвещало наступление Царства. Этот стих возносит Иоанна на невиданную высоту: хотя Иоанн — фигура переходного времени, включенная в оба измерения, он всё же выведен из сферы действия Закона и Пророков, он уже за пределами старого века и принадлежит новому измерению бытия. С его приходом Закон Моисея перестает быть главным орудием спасения. Вот почему все четыре Евангелия, понимая это высочайшее значение Иоанна, с него начинают свое повествование.

Здесь необычен порядок слов: как правило, Закон стоит на первом месте, а за ним следуют Пророки, здесь же порядок обратный, возможно потому, что евангелист хотел этим подчеркнуть пророческий характер всего Священного Писания, а не только собственно пророческих его книг.

Ст. 14 — Уже из ст. 10 понятно, что Иоанну предназначено стать новым Ильей. Здесь же он прямо назван им (см. также 17.10-13; ср. Лк 1.17). Если знать хотите (дословно: «если хотите принять») — вероятно, многим из тех, кто знал о заключении Иоанна в тюрьму, и особенно его врагам было трудно принять то, что он и есть великий Илья, предвестник Конца. Но они не смогут принять и то, что Иисус, казненный как преступник на кресте, является Помазанником, Сыном Божьим, грядущим Судьей мира. О том, что в конце времен, перед наступлением Дня Господня, должен вернуться Илья, говорится у пророка Малахии (4.5). Иногда в этих словах ошибочно видят доказательство реальности реинкарнации. Но Библии чуждо учение о множестве жизней человека, постоянно перевоплощающегося после смерти и становящегося либо другим живым существом (человеком или животным), либо растением или камнем. Библия постоянно говорит об уникальности и неповторимости человеческой личности, об ответственности человека здесь и теперь, во время своей единственной жизни на земле, потому что она является залогом его будущей вечной участи. Иоанн — это не перевоплотившийся Илья, но человек, на которого была возложена та же миссия, что и на Илью (см. Лк 1.17).

Ст. 15 — Эти слова указывают и на важность только что сказанного, и на трудности, связанные с его пониманием (ср. 13.9,43; Мк 4.9,23; Лк 8.8; 14.35; Откр 2.7,11,17). Услышать значит в данном контексте понять и принять.

[ В. Н. Кузнецова  
Евангелие от Матфея. Комментарий  
М.: Общедоступный правосл. ун-т, основанный прот. Александром Менем, 2002;  
стр. 237-41
]

 Омывающего — в предыдущем издании перевода: 'Крестителя' (прим. ред. сайта)

* Davies and Allison, Matthew, v. 2, p. 251.

** И. Иеремиас, Богословие Нового Завета, с. 66.


 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»