Джон РобинсонБыть честным перед Богом |
стр. 7
*См. напр.: White P.O.G. The Colenso controversy // Theology L., 1962. Vol. 65. Ost. P. 402-408.
стр. 9
*Bevan Е. Symbolism and belief. The Gifford lectures 1933—1934. L.; Glasgow, 1962. P. 30. Главы II и III — это классическое выражение концепции «всевышнего» Бога.
стр. 15
*Pike J. Three-pronged synthesis // The Christian Century. Chicago, 20.12.1960.
стр. 16
*Tillich P. The depth of existence // The Shaking of the foundations. Harmondsworth, 1962. P. 63—64.
*Bonhoeffer D. Letters and papers from prison. Ed. by Е. Bethge. London, 1956.
стр. 17
*См. сб.: Kerygma and myth: A theological debate / Ed. by Bartsch H.W. L, 1953. Vol. I, P. 1—44.
стр. 18
*Это выражение Бультман употребляет в более поздней книге, где он популярно излагает свою идею. См.: Bultmann R. Jesus Christ and mythology. L., 1960. P. 15.
*См.: Wickham E.R. Church and people in an industrial city. L., 1957. P. 232—238; Macleod G. Only one way left. L., 1956.
стр. 19
*Первую
английскую попытку объяснить значение этих идей см.: Smith R.
Gregor. The new man: Christianity and man's coming of age. 1956.
Когда я уже написал эту книгу, в течение нескольких месяцев появились знаки быстро
растущего интереса к данной теме: Jenkins D.C.
Beyond religion. L., 1962; Vidler A.R. Religion /128\
and the National Church // Soundings: Essays concerning Christian understanding
/ Ed. by A.R. Vidler. Cambridge, 1962; Downing F.G. Man's coming of age
// Prism (An Anglican monthly). Manningtree, 1962. P. 31—42.
*См.: They became anglicans: The story of sixteen converts and why they chose the Anglican communion / Ed. by Morgan D. London, 1959.
стр. 21
*См.: Tillich P. Systematic theology. Vol. 2. Existence and the Christ. Chicago, 1959. P. 5—11.
стр. 22
*Tillich P. The courage to be. Chicago, 1952. P. 175.
стр. 23
*The observer. L., 1960. July. P. 17.
*Tillich P. Systematic theology. Chicago, 1959. Vol. 2. P. 7.
*См.: Huxley J. Religion without Revelation. London, 1927, 1957.
*The Observer. London, 1960. July 17. P. 17.
стр. 24
*Kerygma and myth. London, 1953. Vol. 1. P. 3.
стр. 25
*Основные дискуссии можно проследить по сборникам статей: Kerygma and myth / Ed. by Bartsch H.W. (vol. I, London, 1953; vol. 2, London, 1962). На английском языке важнейшие книги следующие: Henderson I. Myth in the New Testament (1952); Owen H.W. Revelation and existence (1957); Malevez L The Christian message and myth (1958); Miegge G. Gospel and myth (1960); Macquatrie J. The scope of demythologizing (1960); Cairns D. A Gospel without myth? (1960); Ogden S.M. Christ without myth (1962).
стр. 26
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность // Вопросы философии. 1989. № 11. С. 113.
*Я не пытаюсь дать здесь целостную картину теологии Бонхёффера; это невозможно сделать, останавливаясь, как поступаю я, лишь на финальной и высшей стадии ее развития. См.: Godsey J.D. The theology of Dietrich Bonhoeffer. L., 1960; Bethge E. The challenge of Dietrich Bonhoeffer's life and the theology // Chicago theological seminary register, Chicago, 1961. Vol. 51. P. 1—38 (это лучший краткий обзор); The Place of Bonhoeffer / Ed. by Marthy M.E. 1963.
стр. 27
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 126—127. "Huxley J.S. Religion without revelation. London, 1957. P. 58
*Ibid. P. 62. Ср. Freud S. The future of an illusion. London 1928. P. 76 f.
стр. 28
*Бонхёффер Д. Письма из тюрьмы // Символ. Брюссель, 1980. № 4. С. 123.
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 136.
стр. 29
*См.: Tillich P. The courage to be. P. 172—176.
*Его же. Systematic theology. Vol. 1. Chicago, 1951. P. 271.
*Pittenge N. Secular study and Christian faith // Theology. L., 1962. Vol. 65. Febr. P. 457. Ср., в частности: Oman J.W. The natural and supernatural (1931) и Temple W. Nature, man and God (1934), особенно лекции 10 и 11, «Трансцендентность имманентного» и «Имманентность трансцендентного».
*Huxley J.S. Religion without revelation. P. 14.
*Crombie I.M. The possibility of theological statements // Faith and logic. L, 1957. Ср.: New essays in philosophical theology. L., 1955; MacIntyre A.C. The logical status of religious belief // Metaphysical beliefs. L., 1957.
В недавних Джиффордских лекциях Ч.А. Кампбелл определяет теизм как веру в «реальность Единого, Бесконечного и Вечного Духа, Совершенного в Могуществе, Премудрости и Благости» (Campbell C.A. On selfhood and Godhood. L.; N.Y., 1957. P. 193-194).
*Hepburn R.W. Christianity and paradox. L, 1958. P. 193f. Цит. пo: Woods G.F. The idea of Transcendent // Soundings. Cambridge, 1962. P. 45.
*Tillich P. Sistematic theology. L., 1953. Vol. 1. P. 271.
*Huxley J.S. Religion without revelation. P. 24.
стр. 30 <29>
*См.: Lubac H. The drama of atheist humanism. L., 1949. Ch. I.
стр. 31
*They became anglicans. P. 168 f.
стр. 32
*Smith R. Gregor. The new man. P. 108.
стр. 34
*Tillich P. The shaking of the foundations. Harmondsworth, 1962. P. 60.
<стр. 35>
стр. 35
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 112.
*Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Веление духа. Иерусалим, 1978. С. 210—211. Ср.: Tillich P. The protestant era, L., 1951. P. 65.
стр. 36
*Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 2. С. 131. *Tillich P. Systematic theology. Vol. I. P. 15.
стр. 37
*Фейербах Л. Сущность христианства. С. 51.
*Kerygma and myth. Vol. I. P. 107.
*Фейербах Л. Сущность христианства. С. 244.
*Macmurray J. The self as agent. L., 1957. P. 17.
*Его же. Persons in relation. L., 1961. Ch. X.
*Его же. The structure of religious experience. L, 1936. P. 30 f, 43.
стр. 38
*Фейербах Л. Сущность христианства. С. 302; ср. С. 79: «Любовь есть сам Бог, и вне любви нет Бога».
стр. 39
*Это название книги Карла Барта и центральной по значению лекции в этой книге. Любопытно, что Фейербах тоже использует выражение «человеческое естество в Боге», но, как всегда, с некоторым вывертом (см.: Фейербах Л. Сущность христианства. С. 81).
*Бубер М. Веление Духа. Иерусалим, 1978. С. 209.
*Buber М. Between man and man. L., 1947. P. 30, 203—205.
*Фейербах Л. Основы философии будущего. М., 1937. С. 77.
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 112, 142.
*Tillich P. Systematic theology. Vol. II. P. 5.
*Wren-Lewis
J. The decline of magic in art and politics // The Critical quarterly. Manchester;
Spring, 1960. P. 18. Следует добавить, что в сочинениях Рен-Льюиса (например,
в последующей разработке приведенного здесь утверждения или в статье «Modern
philosophy and the doctrine of Trinity» in: The philosophical Quarterly. Oxford,
1955. Vol. V.) есть немало утверждений, которые заставляют заподозрить, что в
конечном счете сам он склоняется /131\
к тезису «Любовь есть Бог». Во всяком случае, он не делает четких оговорок, которые
исключали бы такое понимание.
стр. 40
*Tillich P. The shaking of the foundations. P. 141.
*Tillich P. Systematic theology. Vol. II. P. 8.
стр. 41
*Horton W.M. Tillich's role in contemporary theology // The theology of Paul Tillich / Ed. by Kegley C.W. and Bretall R.W., N.Y. 1952. P. 37. В своем «Ответе толкователям и критикам», помещенном в том же томе, Тиллих описывает собственную позицию как «самотрансцендирующий или экстатический натурализм» (С. 341).
* Farley Е. The transcendence of God. Philadelphia, 1962. P. 77.
*Tillich P. The Protestant era. P. 92.
стр. 42
*Tillich P. The shaking of the foundations. P. 52—53.
стр. 43
стр. 45
*Цит. по: Macleod G. Only one way left. P. 67; ср.: Мастurrау J. The clue to history. L., 1938. Ch II.
*Macmurray J. The form of the personal (Gifford lectures. 1953—1954). Vol. 1. The Self as Agent. P. 17.
*Quick O.C. Doctrines of the Creed: Their basis in Scripture and their meening today. L., 1938.
стр. 46
*They became anglicans. P. 175 f.
стр. 48
*Tillich P. Systematic theology. Vol. 2. P. 165.
*They became anglicans. P. 165.
стр. 49
*Н. Ф.
Ферре ярко протестует против такого рода идей, даже оставаясь на супранатуралистических
позициях. См.: Ferre' N.F. Christ and the Christian. London, 1958. Схожее
мнение высказывает У.Н. Питтенджер в книге «Возвещая Христа сегодня»: «Если наша
проповедь создает у людей впечатление, что Иисус — как бы «лазутчик» из другого
мира, который не разделил реально наши условия, то мы уже не возвещаем спасение:
ведь в таком случае Он, как посторонний, не был на самом деле одним из /132\
нас» (Pittendger W.N. Proclaiming Christ today. London. 1963. P. 87).
стр. 50
*«О разнице между гением и апостолом» (1847) — англ. перевод: Kerkegaard S.A. The present age. L., 1940. P. 146 f.
стр. 51
*Бонхёффер
Д. Справедливость <Сопротивление>
и покорность. С. 111.
*Там же.
стр. 52
*Во всяком случае, нет ни одного текста, который определенно требовал бы такой интерпретации. Есть тексты, которые при желании можно так истолковать, — это Римл. 9:5 и Евр. 1:8. Однако прочтение этих текстов в старых переводах теперь поставлено под сомнение (см., напр.: Revised Standard Version и New English Bible).
стр. 53
*Косвенно он даже отрицал, что Он Бог: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как один только Бог» (Мк. 10:18).
*Я думаю, что в оригинальном тексте Марка было нечто вроде «Ты сказал, что Я». Матфей сократил это до «Ты сказал», ответ у Марка впоследствии стал более кратким (и более сильным): «Я». См. мою книгу «Иисус и Его пришествие» Robinson J.A.T. Jesus and his coming: The emergence of a doctrine. ..., 1957. P. 43-51).
*Его подчеркивает также Д. Байи в своей книге «Бог во Христе» (см.: Baillie DM. God was in Christ. An essay on incarnation and atonement. L, 1948. P. 125—132).
стр. 54
*Tillich P. Systematic theology. Chicago, 1959. Vol. 2. P. 148.
*См., в частности, прекрасную разработку этой темы в книге: Forsyth Р.Т. The person and place of Jesus Christ: L., 1909. P. 313-316.
*См. уничтожающую критику Д. Байи (Baillie D.M. God was in Christ. P. 94—98), а также А. Рэмзи (Ramsey AM. From Gore to Temple. L, 1960. P. 30—43).
стр. 55
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 136.
стр. 56
*Ин.
1:13. Альтернативное прочтение этого стиха («Который... родился») менее убедительно.
Однако см. Barret C.K. The Gospel according to St John. (London, 1955.
P. 137—138): «Нет оснований считать, что этот стих прямо говорит о рождении Иисуса;
но /133\
возможно, что Иоанн здесь намекает
на рождение Иисуса и утверждает, что рождение христиан, проистекающее лишь из
Божьей воли, следует образцу рождения Самого Христа».
*Ин. 1:14. Я уверен, что апостол Иоанн именно об этом говорит в словах σaρξεγενετο, а вовсе не о том, что подразумевается более поздним термином «инкарнация» (воплощение), будто нечто извне пришло и внедрилось в «плоть». Пролог Евангелия от Иоанна, если читать его без супранатуралистических очков, столь же мало нуждается в «демифологизации», сколь и прочие части Нового Завета.
стр. 58
*Tillich P. The shaking of the foundations. P. 161 f.
*Althaus P. Die letzten Dinge. 1933. S. 183.
стр. 60
*Tillich P. The shaking of the foundations. P. 163—164.
*См. замечательную проповедь Тиллиха на тему этого стиха, которая дала название другому сборнику его работ: Tillich P. The New Being. L, 1956. P. 15—2477.
*Дж. Рейн-Льюис цит. по кн. They became anglicans. P. 175 f.
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 158.
*Там же. С. 137 (перевод несколько изменен.— Перев.)
стр. 61
стр. 62
*В этом пункте мысль Бонхёффера нельзя понять без учета его предыдущих работ, особенно «Жизни сообща» (англ. изд.— Bonhoeffer D. Life together. London, 1954). Впрочем, ответа на этот вопрос нет в сочинениях его раннего периода, посвященных благочестию. Скорее, как Мартин Э. Марти сказал в своем введении к статье Р.Х. Фуллера (Fuller R.H. Liturgy and devotion // The place of Bonhoeffer / Ed. by Marty M.E. London, 1963. P. 167—196), эти две стадии надо рассматривать в полярной и диалектической взаимосвязи: «Церковь вдыхает и выдыхает».
*Ср. нижеследующую цитату из одного приходского журнала, выходящего в моем диоцезе: «Христиане сегодня удаляются от мира, посещая службу Святого Причастия. Так повелел нам наш Господь. В течение 1961 года причастие принималось 12 526 раз, что более чем на 500 раз превышает показатели прошлого года».
стр. 63
*Пожалуй,
здесь важно отметить, что в дискуссиях за и против «религии» очень много зависит
просто от определений. Вообще-то я готов согласиться с Тиллихом, который говорит:
«Религия — это не особая функция духовной жизни человека, но измерение /134\
глубины во всех ее функциях». Он полагает, что «более узкий и привычный смысл
этого слова» получился в результате отчуждения, порожденного в нас грехом (см.:
Tillich P. Theology of culture. N.Y. 1956. P. 5—6;
ср.: Tillich P. The protestant era, P. 65 f.). Но здесь я беру слово «религия»
в общеупотребительном смысле, чтобы критика Бонхёффера была более понятна.
стр. 64
*Я умышленно не вхожу в детали этого вопроса, потому что уже писал об этом пространно в моей книге «Liturgy coming to life» (L., 1960).
стр. 65
* James Е. The roots of the liturgy // Prism Pamphlet. London, 1962. № 1. P. 5.
*Wren-Lewis J. On not going to church // Prism (An Anglican monthly). Manningtree, 1962. Febr. P. 28.
стр. 69
*Macleod G. Only one way left. P. 151—152.
стр. 70
стр. 71
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 134. Название книги Дж. Оулдена: Oldham J.H. The real life is meeting. London, 1942.
*Они недавно переизданы М. Манктелоу под новым названием: Forbes Robinson: Disciple of love / Ed. by Manktelow М. London, 1961.
стр. 72
*См.: Bonhoeffer D. Life together. P. 87—89.
стр. 73
*Macleod G. Only one way left. P. 160.
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 112.
*Vidler A.R. Essays in liberality. L., 1957. Ch. V.
*Warren M.AC. CMS Newsletter. No 252. Sept. 1962.
стр. 74
*Macleod G. Only one way left. P. 161.
*Между прочим, это отнюдь не библейское выражение. В Новом Завете выражения такого типа означают всю новую жизнь в Духе, а отнюдь не ее «религиозный сектор».
стр. 75
*Это выражение, пожалуй, не совсем удачно, потому что оно подразумевает также эмоциональную и моральную зрелость, чего не имел в виду Бонхёффер (уж во всяком случае применительно к своим тюремщикам!). «Если хотят говорить о Боге не как религиозные люди, — писал он, — то нужно говорить о Нём так, чтобы тем самым обезбоженность мира не прикрывалась, а, напротив, вскрывалась и чтобы благодаря этому мир внезапно предстал в новом освещении. Совершеннолетний мир безбожнее несовершеннолетнего, но именно поэтому, наверное, ближе к Богу» (Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 138). Для образованного меньшинства «совершеннолетие» действительно предполагает интеллектуальную зрелость, однако для большинства это просто психологическая стадия развития, на которой религия и ее попытки держать человека в путах отвергаются как нечто детское. Но «совершеннолетие» не становится от того менее реальным.
стр. 76
*They became anglicans. P. 170 f.
стр. 77
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 126 (курсив мой. — Дж. Р.).
стр. 78
*См.: The Critical quarterly. Manchester, 1960. Spring. P. 7—23.
стр. 80
*См.: Dodd C.H. Gospel and law. Cambridge, 1951.
стр. 82
*Tillich P. The protestant era. P. 53.
стр. 83
стр. 84
*Fletcher J.F. The new look in Christian ethics // Harvard divinity bulletin. Cambridge; Mass., 1959. Oct. P. 10.
стр. 85
стр. 86
*См.: Macmurray J. Reason and emotion. L., 1935; Williams H.A. Theology and self-awareness // Soundings. P. 81 f.
*Fletcher J.F. The new look in Christian ethics. P. 10.
стр. 87
*Tillich P. Systematic theology. Vol. I. P. 169.
*Lawrence D.H. The plumed serpent. London, 1926. P. 70.
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 112.
*Уравновешенную христианскую оценку понимания Бога у Лоуренса см.: Jarett-Kerr М. D.H. Laurence and human existence. P. 129—157.
стр. 88
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 111.
стр. 90
*Godsey J.D. The theology of Dietrich Bonhoeffer. London, 1960. P. 17 f.
стр. 91
*См. с. 16.
стр. 92
*Huxley J.S. Religion without revelation. P. 239.
*Braithwaite R.B. An empiricist's view the nature of religions belief. Cambridge, 1955. P. 18.
стр. 93
*Камю А. Избранное. М., 1969. С. 131.
стр. 95
<стр. 96>
*Montefiore H. Towards christology today // Soundings. Cambridge, 1962. P. 161 f.
стр. 97
*Vidler A.R. Religion and the national life // Soundings. P. 241.
*Nichols David. Your God is too big // Prism (An Anglican monthly). Manningtree, 1961. P. 2 (курсив мой. — Дж. Р).
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 111. Ранее, своей «Этике», он сказал следующие поразительные слова: Церковь — это не что иное, как часть человечества, в которой действительно воплотился Христос. Церковь — это человек во Христе, воплотившийся, осужденный и воскресший к новой жизни» (Bonhoeffer D. Ethics. London, 1955. P. 21).
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 111.
стр. 98
*Vidler A.R. Religion and the national life // Soundings. P. 253.
*Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность. С. 111, 140; а также более ранние работы: «Цена ученичества» и «Жизнь сообща».
*Ellul J. The presence of the Kingdom. London, 1951. P. 145—150. Раскрытие этой концепции см.: Ayres P. O. The ministry of the laity: A Biblical exposition. Philadelphia, 1962.
*Ellul J. The presence of the Kingdom. P. 148.
*Smith R. Gregor. The new man. P. 104—105.
стр. 99
*Congar Y. Lay people in the church. L., 1959. P. 17—21.
*Ср.: Jenkins D. Beyond religion. P. 22.
*Smith R. Gregor. The new man. P. 69—70. Ср.: Pittenger N. Secular study and Christian faith // Theology. London, 1962. Vol. 65. P. 45-51.
*Ср. интересную серию аналитических исследований американского «религиозного истэблишмента»: Will Herberg. Protestant-catholic-jew (1955); Martin Е. Marty. The new shape of american religion (1959); Gibson Winter. The suburban captivity of the churches (1961) и (мне кажется, самое интересное) Peter L. Berger. The noise of solemn assemblies: Christian commitment and the religious establishment in America. Garden City, 1961. Последняя работа исходит из интересного, но опасного предположения: «Вовлеченность в сферу организованной религии — это христианское призвание» (Р. 174).
<стр. 100>
*Spengler О. The decline of the West. London, 1928. Vol. 2. P. 310—315.
стр. 100
*Jenkins D. Beyond religion. P. 100—101.
*См. увлекательный и пугающий доклад, посвященный социальным перспективам автоматизации: Michael D.N. Cybernation: The silent conquest. Santa Barbara; Calif. 1962.
*Smith R. Gregor. The new man. P. 98—99.
*Vidler A.R. Religion and the national life // Soundings. P. 255-263.
стр. 101
*Butterfield H. Christianity and history. London, 1949. P. 146. *Prism (An Anglican monthly). 1962. September. P. 2 f.
стр. 102
*Цит. по: James Eric. A life of Bishop John A.T. Robinson: Scholar, pastor, prophet. London, 1987. P. 5.
*В
университетских колледжах Кембриджа и Оксфорда декан (Dean) — это настоятель капеллы,
отвечающий за духовную /138\
жизнь. Административное же руководство осуществляет глава корпорации
(Master).
стр. 103
*Robinson J.A.T. In the end, God...: A study of the Christian doctrine of the Last Things. Allenson, 1950. P. 1.
стр. 104
*Цит. по: James Е. A life of Bishop John A.T. Robincon. P. 50.
стр. 105
*Большой Лондон разделен на две церковные епархии: Саутуоркский диоцез к югу от Темзы, собственно Лондонский — к северу от нее. Обе епархии принадлежат к числу крупнейших в Кентерберийской провинции.
*Викарный епископ (Suffragan Bishop) — помощник епархиального епископа в управлении епархией, действующий в качестве его заместителя.
стр. 106
*См.: Soundings / Ed. by Vidler A. London, 1962. P. 6. Ha этот сборник статей десяти англиканских теологов Робинсон часто ссылается в книге «Быть честным перед Богом».
стр. 107
*The trial of Lady Chatterley: Regina V. Penguin Books Limited / Ed. by Rolph C.H. Harmondsworth, 1961. P. 70—72.
стр. 108
*Robinson J.A.T. Why I gave evidence // Observer. London, 1960. November, 13 th.
стр. 109
*Ferris P. The Church of England. Harmondsworth, 1964. P. 10.
стр. 110
*Robinson J.A.T. Why I wrote it // Sunday mirror. London, 1963. April 7 th.
стр. 111
*Цит. по: James Е. A life of Bishop John A.T. Robinson. P. 121.
стр. 112
*Packer J.I. Keep yourselves from idols. Цит. по: Hylson-Smith K. Evangelicals in the Church of England, 1737—1984. Edinburgh, 1989. P. 303.
<стр. 113>
*Цит. по: James Е. A life of Bishop John A.T. Robinson, p. 124.
стр. 114
*Rodzyanko V. «Honest to God» under the Fathers' judgement // Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Bd. 94. Berlin, 1966. S. 578—587.
*Василий [Кривошеин], архиепископ Брюссельский. Четвертый международный съезд патрологов в Оксфорде (сентябрь 1963 г.) // Журнал Московской Патриархии. М., 1964. № 2. С. 64.
стр. 115
*James Е. A life of Bishop John A.T. Robinson. P. 150—151.
*См. с. 103 настоящего издания.
стр. 116
*James E. A. Op. cit. P. 168.
стр. 117
*3десь можно привести один пример. Робинсон высоко оценил фильм М. Формана «Полет над кукушкиным гнездом» и видел в нём секулярное изображение Страстей: свободный человек освобождает других ценой того, что Система его распинает» (Прим. перев.).
*Цит. по: James Е. A life of Bishop John A.T. Robinson. P. 197-198.
стр. 118
*Там же. Р. 207.
*См. рецензию католического богослова: Буйе Л. «Землетрясение» в области новозаветной критики // Символ. Paris, 1981. № 6. С. 83—90.
стр. 119 <120>
*Те Deum — хвалебная песнь Амвросия Медиоланского. Употребляется и в православном богослужении (Тебе, Бога, хвалим...).
стр. 120
*Цит. по: James Е. A life of Bishop John A.T. Robinson. P. 238-239.
* Robinson J.A.T. On being a radical // The Listener. London, 1963. Feb. 21th.
*Цит. по: James Е. A life of Bishop John A.T. Robinson. P. 304.
стр. 121
| |||