Джон РобинсонБыть честным перед Богом |
Книга епископа Вулвичского впервые вышла в свет 19 марта 1963 г. в Лондонском издательстве Студенческого христианского движения. Наш перевод выполнен по шестнадцатому стереотипному изданию: Robinson John A.T. Honest to God. London: SCM Press, 1974. 143 p.
Все библейские цитаты, кроме особо оговоренных случаев, даны по Синодальному русскому переводу. Немецко- и франкоязычные произведения, цитируемые автором в английском переводе, мы приводим в прямых переводах с языка оригинала, если таковые были опубликованы (библиографические ссылки при этом указывают на соответствующие русские издания). Библиографические данные в авторских примечаниях по возможности приведены к современному русскому стандарту.
1 Иуд. 1:3.
2 Видлер Александер (р. 1899) — англиканский каноник, профессор Кембриджского университета, историк церкви и автор множества книг, касающихся отношения христианства к проблемам современности. Выдающийся проповедник, часто выступавший в радиопередачах ВВС.
3 Что
же происходило в Церкви Англии «сто лет назад», т.е. в начале 60-х годов прошлого
века? Достаточно консервативная тогда английская церковь пережила одно за другим
ряд потрясений. В 1859 г. Дарвин опубликовал «Происхождение видов». Высказанная
в этой книге эволюционная концепция тогда показалась большинству церковных деятелей
ниспровержением всех основ христианской веры и вызвала соответствующую реакцию.
А в 1860 г. семь оксфордских ученых, из которых шесть были священниками, выпустили
в свет книгу под названием «Очерки и обзоры» (Essays and reviews. London, 1860.
433 p.). В ней содержались первые на английской почве попытки применения историко-критических
методов для исследования Священного Писания (по примеру германской Тюбингенской
/141\
школы). Это было воспринято как удар по церкви изнутри. Одиннадцать тысяч клириков
и сто тридцать семь тысяч мирян подписали протест, осуждающий авторов книги, несколько
епископов начали судебный процесс по обвинению в ереси. Третий удар был нанесен
уже епископом церкви: Джон Коленсоу (1814—1883; провинция Наталь, Южная Африка)
в 1861—1862 гг. издал два библейских комментария, в которых показывал историческую
неточность многих ветхозаветных повествований и следовал либерально-теологической
(см. прим. 66) трактовке Библии.
Консервативные, силы тогда одержали внушительную победу: в 1864 г. Кентерберийская и Йоркская конвокации (в то время высшие коллегиальные органы Церкви Англии) торжественно осудили «Очерки и обзоры», а в 1866 г. был отлучен от церкви епископ Коленсоу. Но менее чем через полвека основные утверждения осужденных авторов стали общепринятыми в английской библеистике. Да и теория эволюции давно уже перестала восприниматься как нечто антихристианское.
4 Шлейермахер Фридрих (1768—1834) — немецкий протестантский теолог и философ, автор книги «Речи о религии к образованным людям, ее презирающим» (1799).
5 Неведомая земля (лат.).
6 Ср. Лк. 2:7: «И положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
7 Сейерз Дороти Ли (1893—1957) — английская писательница, автор популярных детективных рассказов, а также имевших большой успех религиозно-апологетических пьес «Ревность о доме Твоем» (1937) и «Пусть платит дьявол» (1939), цикла религиозных радиопередач «Человек рожден быть царем» (1943).
Льюис Клайв Стейплз (1898—1963) — английский филолог и медиевист, приобретший широкую известность как автор апологетических трактатов «Страдание» (1940), «Письма Баламута» (1942), «Любовь» (1960), «Просто христианство» (1952) и произведений в жанре аллегорической фантазии: «Кружный путь» (1933), «Мерзейшая мощь» (1945), «Хроники Нарнии» (1950— 1956). Большинство из них в последние годы были изданы в русском переводе.
Филипс Джон Бертрам (1906—1982) — английский каноник, автор популярных книг «Ваш Бог слишком маленький» (1952), «Когда Бог был человеком» (1954), «Церковь под крестом» (1956), «Человек по имени Иисус" (1959), «Бог — наш современник» (1960) и др. Пользовался известностью так же как публицист и автор религиозных радиопередач. В 1952—1954 гг. издал свой свободный перевод Нового Завета на современный английский язык.
/142\
8 См.: Откр. 20:10.
9 Проекция, по Фрейду, это перенесение внутрипсихического образа на внешнюю, объективную реальность. В применении к религии это вынесение за пределы человеческого мира образа земного отца и трансформация его в образ Отца небесного. Ср.: «В авторитарной религии Бог — единственный обладатель того, что первоначально принадлежало человеку: он владеет его разумом и его любовью... Человек проецирует лучшее, что у него имеется, на Бога и тем самым обедняет себя» (Фромм Э. Психоанализ и религия [1950] // Сумерки богов. М., 1989. С. 176. Курсив автора).
10 Пайк Джеймс Альберт (1913—1969) — американский теолог и церковный деятель, в 1958—1966 гг. — епископ Калифорнийский (Епископальная церковь). Автор многих книг об этических проблемах современного христианства.
11 Епископальная церковь — американская ветвь Англиканского Содружества, организационно независимая от Церкви Англии, но тождественная с ней по вероучению и церковному строю.
12 Южная Баптистская Конвенция — одна из самых консервативных фундаменталистских (см. прим. 28) церковных организаций в США.
13 Тиллих Пауль (1886—1956) — немецкий протестантский пастор, теолог и философ, один из создателей так называемой диалектической теологии, принадлежащий к числу самых ярких христианских мыслителей XX в. С 1933 г. жил в эмиграции в США, которые стали его второй родиной. Наиболее известны его книги «Протестантская эра» (1948), «Мужество быть» (1952), «Библейская религия и поиск последней реальности» (1955), «Динамика веры» (1957), «Теология культуры» (1959) и особенно «Систематическая теология», т. 1—3 (1951—1963), а также сборники проповедей «Потрясение оснований» (1948) и «Новое бытие» (1955).
В русском переводе издана глава из книги «Мужество быть» (Октябрь, 1992 г. №9. С. 152—165). О Тиллихе см.: Вевюрко Т., Лёзов С. Пауль Тиллих: оправдание сомнением // Октябрь. 1992. №9. С. 165-169.
14 Бонхёффер
Дитрих (1906—1945) — немецкий лютеранский пастор и теолог. Автор книг «Communio
Sanctorum» (1927), «Действие и бытие» (1930), «Цена ученичества» (1937), «Жизнь
сообща» (1939). В 1933 г. выступил с предостережением об опасности концентрации
власти в руках харизматического «фюрера», стал одним из инициаторов Чрезвычайного
синода пасторов, послужившего ядром Исповедующей Церкви (отвергшей сотрудничество
с нацистами). В 1935—1940 гг. руководил работой семинара проповедников (закрыт
гестапо). С 1936 г. ему /143\
запрещено преподавание, с 1938 — въезд в Берлин, а с 1941 — любые выступления
и публикации. От возможности эмигрировать Бонхёффер отказался. Был агентом контрразведки
Канариса, участвовал в заговоре против Гитлера. Арестован 5 апреля 1943 г. До
ареста работал над книгой «Этика» (не закончена, издана посмертно). В тюрьме Тегель
(до октября 1944 г.) пишет серию писем, собранных и изданных посмертно в
1951 г. его другом Эберхардом Бетге под названием «Сопротивление и покорность».
Именно эти «Письма из тюрьмы» (так книга называется в английском переводе)
сделали Бонхёффера одним из наиболее влиятельных христианских теологов современности.
За несколько дней до решающего наступления союзников, 9 апреля 1945 г., повешен
в концлагере Флоссенбург.
«Письма из тюрьмы» изданы в русском переводе: Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность // Вопросы философии. 1989. № 10, 11. Все цитируемые Робинсоном отрывки находятся в № 11. Некоторые фрагменты были опубликованы в ином русском переводе: Бонхёффер Д. Письма из тюрьмы // Символ. № 4. Париж, 1980. С 118—129. Этот перевод также использован нами в одном месте.
О Бонхёффере см.: Барабанов Е.В. О письмах из тюрьмы Дитриха Бонхёффера // Вопросы философии. 1989. № 10. С. 106—113; Лев Ж. Дитрих Бонхёффер: Молиться среди людей // Великие учители молитвы. Брюссель, 1986. С. 176—199.
15 Бультман Рудольф (1884—1976) — немецкий протестантский теолог и исследователь Нового Завета, принадлежащий к числу создателей диалектической теологии. Наиболее известные его работы: «История синоптической традиции» (1921), «Иисус» (1926), «Новый Завет и мифология» (1941), «Евангелие от Иоанна» (1941), «Теология Нового Завета», т. 1—2 (1948—1953), «История и эсхатология» (1957). Полемика по поводу программы демифологизации отражена в сборниках «Керигма и миф», вып. 1-5 (1948-1955).
О Бультмане см.: Лёзов С.В. Христианство и современный человек: Теология Рудольфа Бультмана // Актуальные проблемы современной зарубежной политической науки. Вып. 3: Христианство и политика. М., 1991.
16 Skandalon — преткновение, соблазн (греч.; отсюда русское слово скандал). — Это выражение неоднократно употребляется в апостольских посланиях. См.: I Пет. 2:7; I Кор. 1:23; Гал. 5:11.
17 Позитивной частью программы демифологизации была экзистенциальная интерпретация Нового Завета с использованием понятийного аппарата экзистенциальной философии Мартина Хайдеггера (1889—1976). Знакомство Бультмана с Хайдеггером состоялось в 1922—1928 гг., когда оба они преподавали в Марбургском университете.
/144\
18 Уикхэм Эдвард Ральф (р. 1911) — англиканский епископ (в 1959—1982 гг. — Мидлтонский, с 1982 — викарий Манчестерского диоцеза). Начинал церковное служение капелланом на фабрике, затем 15 лет был епархиальным миссионером среди промышленных рабочих Шеффилдского диоцеза.
19 Маклауд лорд Джордж (р. 1895) — шотландский пастор и проповедник, основатель студенческой христианской общины «Айона», автор многочисленных религиозных радиопрограмм, а также книг «Возвещая истину в любви» (1936), «Надо строить заново» (1944), «Остался один путь» (1956) и др.
20 The chronicle of the Convocation of Canterbury — официоз одного из высших органов управления Церкви Англии.
21 Рен-Льюис Джон Питер — английский химик и церковный публицист. Работы в области кристаллографии и химической технологии. Соавтор книг «Обольщение псевдонаучности» (1959), «Вера, факт и фантазия» (1964) и статей, затрагивающих вопросы взаимоотношения научного и религиозного сознания.
22 Хаксли сэр Джулиан Сорелл (1887—1975) — английский биолог и писатель—популяризатор естествознания, один из создателей современного варианта теории эволюции. Внук Томаса Хаксли (см. прим. 29) и брат писателя Олдоса Хаксли.
23 Бог или природа (лат.).
24 Иоанн Скот Эригена (ок. 810 — ок. 877) — теолог и философ ирландского происхождения, мыслитель неоплатонического направления с сильным пантеистическим оттенком, переводчик, истолкователь и последователь Псевдо-Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника.
Спиноза Бенедикт (Барух) (1632—1677) — нидерландский философ, выходец из еврейской общины. Один из главных представителей пантеизма.
25 Природа творящая (лат.) — в противоположность природе созданной, natura naturata. Термины, введенные в обиход Спинозой (см. Этика. Ч. 1, теорема 29 и далее).
26 Быт. 1: 1; Ин. 6: 38; 3: 16.
27 Втор. 32: 39; Ис. 45: 5, 21.
28 Фундаменталисты — приверженцы представления о буквальной достоверности каждого слова в Библии не только с религиозной и этической, но также и с исторической и даже естественнонаучной точек зрения. Название этого направления в протестантизме происходит от серии трактатов «The fundamentals» («Основы»), издававшихся большим тиражом в США в 1910—1912 гг.
29 Хаксли
Томас Генри (1825—1895; в русской литературе его традиционно называют Гексли)
— друг и последователь Дарвина, активный пропагандист эволюционного учения.
Подчеркивал (более настойчиво, чем сам Дарвин) ненаучный характер
/145\
традиционных религиозных
представлений о происхождении живых существ.
30 Робинсон имеет в виду статью «Новый Завет и мифология» (1941), первоначально распространенную в виде мимеографических оттисков.
31 Бог из машины (лат.). Это выражение Менандра, ставшее крылатым, означает появление в нужный момент на сцене античного театра бога, спускаемого при помощи механического приспособления, который своим вмешательством разрешает конфликт и приводит пьесу к развязке.
32 Чеширский Кот — персонаж из книги Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес" (1865), глава VI. Кот на глазах Алисы растаял в воздухе, причем последней исчезла его улыбка, «она долго парила в воздухе, когда остальное уже пропало».
33 Питтенджер Уильям Норман (1905—1977) — американский теолог, священник Епископальной церкви. С 1964 г. жил в Англии. Автор многих книг в области систематической теологии и христианской этики, в том числе «Историческая вера в меняющемся мире» (1950), «Теология и реальность» (1955), «Разговор о будущем веры» (1956), «Дорога к вере» (1960), «Природа человека в христианском понимании» (1964), «Процессуальное мышление и христианская вера» (1968), «Путь Бога среди людей» (1969), «Христианская вера и задача истории» (1973), «Любовь и контроль в человеческой сексуальности» (1974).
34 Лингвистический анализ — философское направление, возникшее в Англии в 30-е годы нашего века как одна из школ неопозитивизма. Метод основан на детальном анализе словоупотребления в обыденном, разговорном языке.
35 Вудс Джордж Фридерик (1907—1966) — англиканский священник и теолог.
36 Хеберн Рональд Уильям (р. 1927) — английский ученый, специализирующийся в области моральной философии и философии религии.
37 Фейербах Людвиг Андреас (1804—1872) — немецкий философ, критик религии. Робинсон имеет в виду прежде всего его книгу «Сущность христианства» (1841).
Ницше Фридрих (1844—1900) — немецкий философ и поэт. Радикальная критика христианства содержится во многих его произведениях и особенно в книге «Антихристианин» (1888).
Прудон Пьер Жозеф (1809—1365) — французский социалист и философ. Одним из оснований философии Прудона был антитеизм, исходивший из его тезиса «Бог — это зло»; в то же время Прудон признавал наличие в природе и обществе трансцендентного начала.
38 Ср.:
Пс. 11:2: «Спаси, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами
человеческими»; Пс. 13:3: «Все /146\
уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного».
39 Так читается текст Еф. 2:12 в большинстве английских переводов. Русский Синодальный перевод — «безбожники в мире» — более точен в буквальном отношении.
40 Смит Рональд Грегор (1913—1968) — шотландский пастор и теолог, автор многих исследований в области современной теологии и экзистенциальной философии, в том числе: «Новый человек» (1956), «Светское христианство» (1966), «Мартин Бубер» (1966), «Свободный человек» (1969), «Учение о Боге» (1969), редактор книг «Я знал Дитриха Бонхёффера» (1966) и «Повзрослевший мир» (1966).
41 Глубинная психология — общее название ряда направлений современного психоанализа, изучающих глубинные влечения и силы личности в отличие от поверхностных процессов сознания (сюда входят школы Фрейда, Юнга, Адлера и др.).
42 Еф. 6: 12.
43 См.: Пс. 129: 1: «Из глубины взываю к Тебе, Господи».
44 Браунинг Роберт (1812—1889) — английский поэт. Робинсон приводит цитату из его драмы «Пиппа проходит» (1841).
45 Классическое выражение основного мотива монашеской (особенно восточной) аскетики: монах (от греч. monoV — один, единый) есть тот, кто единый с Единым Богом беседует. Известны такие, например, апофтегмы египетских подвижников IV в.: «Не могу быть и с Богом, и с людьми» (авва Арсений); «Если не скажет человек в сердце своем: в мире я один и Бог, — не найдет успокоения» (авва Алоний).
46 Кьеркегор Серен (1813—1855) — датский теолог, философ и писатель. Основные работы — «Или — или» (1843), «Страх и трепет» (1843). Резко критиковал объективную диалектику Гегеля. В XX в. Кьеркегора стали считать предтечей экзистенциальной философии. В области теологии настаивал на парадоксализме веры, отвергая рационализм, свойственный как протестантской ортодоксии, так и нарождавшейся тогда либеральной протестантской теологии. В конце жизни вступил в бурную полемику с официальными лютеранскими церковными кругами. Труды Кьеркегора оказались глубоко созвучны идеям представителей диалектической теологии нашего столетия (особенно — К. Барта, см. прим. 49).
47 Бубер Мартин (1878—1965) — еврейский религиозный философ и писатель, родившийся в Вене. Близок к экзистенциализму; центральная идея — бытие как диалог между Богом и человеком, человеком и миром. Главная книга — «Я и Ты» 1922).
48 Бакунин
Михаил Александрович (1814—1876) — русский общественный деятель и философ,
один из основателей и /147\
теоретиков
анархизма. См. его работу «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867): «Религиозное
небо было лишь миражом, в котором воспламененный верой человек находил свой
собственный образ, но увеличенный и перевернутый, то есть обожествленный...
Чем небо становилось богаче, тем беднее становилось человечество. Как только
божество было признано... человек, его бессознательный творец, пал перед
ним на колени и объявил себя творением, рабом божества» (Бакунин М.А. Философия.
Социология. Политика. М., 1989. С. 43).
49 Барт Карл (1886—1968) — швейцарский теолог (до 1935 г. работал в Германии), один из создателей (наряду с Бультманом и Тиллихом) диалектической теологии, классик протестантской богословской мысли XX в. Начиная с 1933 г. — вдохновитель христианского сопротивления нацистскому режиму. К числу основных идей Барта принадлежит мысль о несоизмеримости божественного и человеческого, откровения свыше и философского познания (эту идею следует, конечно, воспринимать в контексте преодоления либеральной теологии, см. прим. 66, начало которому положили Барт и его школа). Бог — «совершенно иной», Он не достижим усилиями человеческого умствования. Метод теологии, по Барту, — от Бога к человеку, но не наоборот. Исходя из этого «позитивизма откровения» (по беглому критическому замечанию Бонхёффера), Барт выступил с критикой программы демифологизации, предложенной Бультманом. Знакомство Барта с Бультманом произошло в 1908 г., когда оба они учились в Марбургском университете, дружба завязалась в 20-е годы и продолжалась до конца жизни, несмотря на все теологические разногласия.
Главнейшие труды Барта — «Послание к Римлянам» (1919) и многотомная «Церковная догматика» (1932—1962).
О Барте см.: Лёзов С.В. Христианство и политическая позиция (К столетию со дня рождения Карла Барта) // Политическая наука в условиях перестройки: Взгляд на актуальные проблемы современности. М., 1988. С. 257—283.
50 Конт Огюст (1798—1857) — французский философ, один из основателей позитивизма. В последние годы жизни посвятил себя созданию проекта «религии человечества», призванной занять место донаучной веры в Бога. Иерархическая структура и культ новой религии в основном были заимствованы у католической церкви, но главным объектом поклонения должно было стать человечество, основой нравственности — общественный порядок, целью — социальный прогресс. Фактическое основание этой светской церкви без Бога так и не состоялось.
51 Макмарри Джон (1891—1976) — английский философ, автор ряда книг по социологии и философии религии.
/148\
52 Аллюзия на конфессиональную формулу, выражающую учение Лютера о реальном присутствии Христа в Евхаристии: тело Христово присутствует и преподается верующим «в хлебе, с хлебом и под видом хлеба» («in pane, cum pane et sub pane»).
53 Вытеснение — один из основных терминов психоанализа, означающий процесс перемещения нежелательных представлений в сферу бессознательного (откуда они вновь подспудно проникают в сознание).
54 См., напр.: Ам. 1: 3, 6, 9; Ис. 10: 24; Иер. 44: 2, 11 и множество других мест в пророческих книгах Ветхого Завета.
55 Ср.: Пс. 101: 13.
56 Быт. 3: 8.
57 Образ из романа Дж. Оруэлла «1984».
58 Перевод, выполненный в 1946—1970 гг. группой ученых (членом которой был и Джон Робинсон) под руководством известного специалиста по Новому Завету Чарльза Додда.
59 Халкидонское определение принято в 451 г. на IV Вселенском соборе в г. Халкидоне. В нем изложен догмат о вере в Бога-Сына как «истинного Бога и истинного человека... единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству... в двух естествах (божественном и человеческом. — Н.Б.) неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого», причем «соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но сохраняется свойство каждого». Обладая двумя естествами, один и тот же Сын не разделяется, однако, на два лица.
60 Символ (исповедание веры), традиционно приписываемый Афанасию Александрийскому (297—373), в действительности создан на латинском западе (по всей вероятности, не ранее VII в. — см. Kelly J.N.D. Early Christian creeds. London, 1950). В нём изложена христология, сформировавшаяся в великих догматических спорах IV—VI вв. Символ, в частности, гласит: «Господь наш Иисус Христос... есть совершенный Бог и совершенный человек... но не два Христа, а един Христос; един же... не слиянием естеств, но единством ипостаси. Ибо как душа разумная и плоть есть единый человек, так и Бог и человек есть единый Христос... Такова кафолическая (вселенская. — Н.Б.) вера, и если кто этому не будет верно и твердо веровать, не сможет спастись».
61 Докетизм (от греч. dokh — призрак) — гностическое учение II—III вв., согласно которому Христос лишь внешне принял человеческий облик; плоть Его была призрачна, а потому Он не мог испытывать страданий.
/149\
62 Англокатолики — представители реставрационного движения в Англиканской церкви, имевшего целью «преодоление перегибов» Реформации. Возникло движение в 1830-е годы.
63 Коллекта — одна из центральных литургических молитв, посвященная определенному празднуемому событию.
64 Уэсли Чарльз (1707—1788) — автор множества популярных в Англии духовных гимнов. Братья Джон (1703—1791) и Чарльз Уэсли стали основателями методизма — духовного движения, постепенно обособившегося от Англиканской церкви. Интересно, что один из самых «супранатуралистических» гимнов Уэсли — «О Ты, пришедший свыше» — был любимым песнопением Дж. Робинсона и по его просьбе исполнялся во время его бракосочетания, рукоположения в диаконский и священнический сан и при его погребении.
65 Проявление ловкости (фр.).
66 Либеральная теология — течение в протестантской (преимущественно немецкой) богословской мысли XIX — начала XX в., отошедшее от протестантской ортодоксии в сторону пересмотра традиционных догматических представлений и расчистки «мифологических наслоений», заслоняющих образ «исторического Иисуса». Сильное влияние на становление либеральной теологии оказали идеи Ф. Шлейермахера (см. прим. 4), а также новозаветные исследования Ф.Х. Баура (1792—1860) и Д.Ф. Штрауса (1808—1874). Классические представители немецкой либеральной теологии — А. фон Гарнак (1851—1930), А. Ричль (1822—1899), Э. Трёльч (1865—1923).
67 Вероисповедную формулу, согласно которой Христос единосущен (греч. `omoousioV) Богу-Отцу, св. Афанасий Александрийский (см. прим. 60) отстаивал в христологических контроверзах IV в. Его оппонентами были ариане, считавшие, что Сын Божий подобен Отцу по сущности. При активном участии Афанасия учение Ария было осуждено как ересь на I Вселенском соборе в 325 г., а формула о единосущии включена в Никейский символ веры.
68 Такова же версия русского Синодального перевода.
69 Этот стих апостола Павла мы цитируем по переводу Нового Завета под ред. епископа Кассиана (Лондон, 1970), который в данном случае точнее Синодального передает греческий оригинал и соответствует английскому переводу, на который ссылается автор.
70 См.: Ин. 5:31; 8:54; ср. 8:13-14, 18.
71 От греч. kenwsiV — опустошение, самоуничтожение. По традиционному патристическому толкованию, в воплощении Сын Божий являет самоумаление божественного величия ради восприятия тварной человеческой природы.
Довольно
обширный компендиум соответствующих патриотических текстов см.: Тареев М.М.
Уничижение Христа // /150\
Основы
христианства.— Т. 1: Христос. Сергиев Посад, 1908. С. 7—134.
72 Ансельм, архиепископ Кентерберийский (1033—1109) — один из крупнейших представителей схоластической теологии, автор рационалистического трактата «Почему Бог вочеловечился».
73 Священнодействие действенное (совершенное) — этот не имеющий точного русского аналога латинский термин возник в эпоху схоластической теологии и был в XVI в. догматизирован Тридентским собором в связи с полемикой с протестантами о Евхаристии. Смысл термина: истинное (богоустановленное) священнодействие как opus operatum оказывает свое сакраментальное действие при выполнении необходимых формальных условий независимо от субъективного состояния его участников, т.е. как бы автоматически.
74 Альтхауз Пауль (1888—1966) — немецкий протестантский теолог-систематик и исследователь Нового Завета.
75 «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17; ср. Откр. 21:5).
76 См.: Лк. 15:17.
77 Русский перевод см.: Тиллих П. Новое бытие // Современный протестантизм. Ч. 1. М., 1973. (Институт философии АН СССР). С. 118—127.
78 В английском языке, как и во многих других, слово «religious» часто употребляется в значении «монашеский»: religious order — монашеский орден, religious life — монашеская жизнь.
79 Ср.: Лк. 24:35.
80 Ср.: Мф. 27:51.
81 Главная богослужебная книга Англиканской церкви, примерно соответствующая нашим служебнику и молитвослову.
82 Джеймс Эрик Артур (р. 1925) — англиканский каноник, в настоящее время — один из капелланов королевы. Друг и биограф Робинсона, автор книги «Жизнь епископа Джона Робинсона — ученого, пастыря, пророка» (1987) и ряда книг, касающихся проблем духовной жизни в современном мире.
83 Вордсворт Уильям (1770—1850). Смешанные сонеты, ХХХIII.
84 См. прим. 78.
85 «Лествица священного восхождения» — название книги Иоанна Лествичника, игумена Синайского (VI в.), представляющей одно из классических произведений монашеской аскетической литературы.
86 «Неклубный» остаток — Робинсон обыгрывает здесь вошедшее в поговорку высказывание основателя элитарного «Четвергового клуба», английского лексикографа и знаменитого оригинала Сэмюэла Джонсона (1709—1784) о его друге сэре Джоне Хокинсе: «В высшей степени неклубный (unclubable) человек».
/151\
87 Цитата из стихотворения Гилберта Кийта Честертона (1874—1936) «Молчаливый народ».
88 Ср.: Лк. 24: 13—15.
89 Пиетизм (от лат. pietas — благочестие) — направление в протестантской духовной жизни, родившееся в XVII—XVIII вв. под влиянием идей Ф. Шпенера (1635—1705) и некоторый других немецких авторов. Маклауд имеет в виду склонность пиетистов к сосредоточенности на собственных духовных переживаниях и к отталкиванию от всего «мирского».
90 Цитируем это место по славянской Библии, которая здесь ближе к английскому переводу, использованному Робинсоном.
91 Смысл этой английской пословицы примерно такой же, как у русской «Бог долго ждет, да больно бьет».
92 То есть момент наивысшей озаренности Духом Божиим — ср.: Деян. 2.
93 Робинсон Форбз (1867—1904) — англиканский священник, преподаватель философии и ориенталистики, декан Кембриджского Крайст-колледжа. Его пастырская деятельность отражена в посмертно изданной книге «Письма к друзьям» (1909). Второе издание вышло в 1961 г. по инициативе Джона Робинсона, считавшего эту книгу классикой духовной жизни XX в.
94 Пс. 41:8. Существуют патриотические толкования этого текста, согласно которым речь идет о молитве: бездна души взывает к Божественной бездне.
95 Ср.: Рим. 8:26.
96 Аллюзия на повествование о Моисее (Исх. 24).
97 Ср. текст Бонхёффера на с. 55.
98 Речь идет о будущем апостоле Павле, см.: Деян. 9:1—9; Гал. 1:15-17.
99 1Ин. 3:14.
100 Ср.: Неем. 4: 16-23.
101 Робинсон цитирует стихи из популярнейшего в XIX в. сборника «Христианский год: Размышления в стихах на воскресные и праздничные дни», изданного в 1827 г. английским священником и религиозным поэтом Джоном Кеблом (1792—1866). Окончание четверостишия таково:
Тогда сокровищ тьму — цену их не исчесть! —
Откроет нам Господь, чтоб в дар Ему принесть.
102 Ср.: Гал. 3:24-25.
103 Августин Блаженный, епископ Гиппонский (354—430) — авторитетнейший из представителей западной патристики. Приведенные слова взяты из его толкования на 1-е Послание Иоанна.
104 Учение
о божественном праве королей включает средневековые представления о легитимном
монархе как помазаннике Божием, получающем свою власть от Бога и лишь перед Богом
/152\
отвечающем за свои действия. Эта
власть передается по наследству в одной священной семье и приобретается по праву
первородства, а в более сложных случаях последовательность прав на престол зависит
от степени родства, определяющей достоинство.
105 Учение о сигнатурах (от лат. signature — подписывать, помечать) — средневековая медицинская теория, согласно которой естественные знаки, коими «помечены» те или иные растения и минералы, указывают на сродственную область медицинского применения — например, желтые цветы помогают при желтухе и т.д.
106 Мф. 19:6; Мк. 10:9.
107 На горе Синай, согласно библейскому повествованию, Моисею были вручены скрижали с десятью заповедями.
108 Человек религиозный (лат.).
109 Дибелиус Мартин (1883—1947) — немецкий исследователь Нового Завета, основатель метода анализа форм и литературных жанров (Formgeschichte).
110 Ср.: Мф. 6:22; Лк. 11:34.
111 Казуистика (от лат. casus — случай) в этике — это методика рассмотрения сложных частных случаев, например, при возникающей коллизии различных обязанностей. В католическом нравственном богословии это особенно детально разработанное учение о мере греховности поступка в различных ситуациях.
112 Речь идет о категорическом императиве («Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом») — основном законе этики Иммануила Канта (1724—1804), изложенном в его книге «Критика практического разума» (1788). Робинсон в студенческие годы получил престижную академическую награду за работу, посвященную этике Канта.
113 Утилитаризм — направление в этике, основанное английским философом Дж. Бентамом (1748—1832). Основой и критерием нравственности человеческих поступков полагает их полезность. Нравственный идеал — наибольшее счастье наибольшего числа людей.
Эволюционный натурализм в этике — направление, получившее наибольшее развитие в США в 1950—1960-е годы. Его представители выступали против диктата формальных норм и выводили основания морали из меняющихся общественных потребностей.
Этические взгляды философов-экзистенциалистов достаточно неоднородны. В качестве общей основы можно назвать, пожалуй, концентрацию внимания на осуществлении смысла жизни конкретной человеческой личности.
114 Бруннер
Эмиль (1889—1966) — швейцарский протестантский теолог, представитель диалектической
теологии. Кроме /153\
указанной Робинсоном
книги, наиболее известные работы Бруннера — «Событие, познание и вера» (1921),
«Теология кризиса» (1929), «Догматика», т. 1—3 (1946—1960).
115 Флетчер Джозеф Фрэнсис (1905—1981) — американский теолог, священник Епископальной церкви. Труды в области христианской этики, пастырской теологии и социологии, в том числе: «Церковь и промышленность» (1930), «Христианство и собственность» (1947), «Мораль и медицина» (1954), «Этика ситуации» (1966), «Моральная ответственность» (1967, совместно с Г. Коксом), «Этика генетического контроля» (1974).
116 Высший орган Римско-Католической церкви, ведающий вопросами контроля за чистотой вероучения.
117 Любовь (греч.).
118 Бог (греч.).
119 Лоуренс Дэвид Герберт (1885—1930) — английский писатель. В 1960 г. Робинсон выступал в качестве свидетеля защиты на судебном процессе по обвинению издательства «Пенгвин букс» в издании «непристойной книги Лоуренса «Любовник леди Чаттерли»». Робинсон оспаривал классификацию этого романа как порнографического.
120 Брейтвейт Ричард Бивен (р. 1900) — английский философ. Труды в области этики и философии религии.
121 Камю Альбер (1913—1960) — французский писатель и философ экзистенциалистского плана. Повесть «Падение» издана в 1956 г., «Посторонний» — в 1942.
122 Из ничего (лат.).
123 Тайна, внушающая трепет и завораживающая (лат.).
124 Первый отрывок — из пророчества книги Исайи (57:15), второй — из Молитвы Господней, третий — из евхаристической молитвы англиканской литургии (примерно соответствует молитве из литургии Златоуста «С СИМИ И МЫ БЛАЖЕННЫМИ СИЛАМИ, ВЛАДЫКО ЧЕЛОВЕКОЛЮБЧЕ...»).
125 Монтефиоре Хью Уильям (р. 1920) — ныне англиканский епископ, специалист по Новому Завету, автор многих книг, затрагивающих спорные этические, социальные и церковные вопросы.
126 Вера, взыскующая разумения (лат.). Выражение Ансельма Кентерберийского (см. прим. 72).
127 Ekklhsia — церковь (греч.). Этимологически слово происходит от глагола åkkalew — вызываю, призываю.
128 Такое
выражение (secret discipline) использовано в английском переводе «Писем из тюрьмы»,
на который ссылается Робинсон; в немецком же оригинале употребляется слово Arkandisziplin,
соответствующее латинскому термину disciplina arcana и обозначающее древнецерковную
практику (существовавшую /154\
примерно
до V в.), запрещавшую верным разглашать непосвященным порядок совершения таинств
и некоторые священные тексты.
129 Эллюль Жак (1912—1981) — французский социолог, философ и церковный деятель, член Синода Реформатской церкви Франции, консультант Всемирного Совета Церквей.
130 От греч. laoV — народ.
131 Конгар Ив Мари-Жозеф (р. 1904) — французский католический теолог и экуменический деятель, священник-доминиканец. Работы в области экклезиологии: «Разобщенные христиане: принципы католического экуменизма» (1937), «Истинная и ложная реформа Церкви» (1950), «Наброски к теологии мирянства» (1953; на эту книгу в англ. переводе ссылается Робинсон), «Предание и предания» (1960), «Христиане в диалоге» (1964) и др.
132 Дженкинс Дениел Томас (р. 1914) — английский теолог и церковный деятель, автор многих книг и статей, в том числе: «Традиция и Дух» (1956), «За пределами религии» (1956), «Христианская вера в Бога» (1964).
133 Шпенглер Освальд (1880—1936) — немецкий философ. Приобрел широкую известность после опубликования его сенсационного исторического труда «Закат Европы», т. 1—2 (1918— 1922). В русском переводе издан только т. 1 (М., 1923).
134 Баттерфилд Герберт (1900—1979) — английский историк.
| |||