Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) Тема
выпуска: | |||||||
по книге: протопресв. Александр Шмеман "Евхаристия: Таинство Царства", гл. 2 (www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_30.html) 2. ТАИНСТВО ЦАРСТВАИ
Я завещаю вам, как завешал Мне Отец Мой, Царство, да ядите и пиете за трапезою
Моею, во Царствии Моем... <...> символизм Царства в богослужении стал постепенно зарастать дикой травой вторичных объяснений и аллегорических истолкований, то есть тем "изобразительным символизмом", который <...> на деле означал распад подлинного символа и символизма, ниспадение его в категорию простого "знака". Чем дальше шло время, тем больше забывался основной, являющийся основой для Церкви символизм Царства. <.....> XНадо подчеркнуть, однако, что указанный процесс был именно процессом, долгим и сложным, а не какой-то мгновенной "метаморфозой", и что "изобразительному символизму", несмотря на его внешнюю "популярность", никогда не удалось до конца заменить собой изначальный, в самой вере укорененный, подлинный литургический символизм. Сколь бы ни развивалось, например, византийское богослужение в сторону того, что можно назвать "внешней торжественностью", сколь бы ни обрастало оно декоративными и аллегорическими деталями, помпой имперского культа и мистериальной священностью богослужение в целом и первичная интуиция его в сознании верующих продолжали определяться символизмом Царства. Об этом лучше всего свидетельствует православное восприятие храма и иконописи, неразрывно связанной с ним, какими они сложились как раз в византийскую эпоху и которые, возможно, глубже выражают святое святых византийского церковного опыта, чем никогда по-настоящему не преодолевшая позднеантичной риторики византийская письменность. "В храме стояще, на небеси стояти мним..." Выше было сказано о возникновении христианского храма из опыта "собрания в Церковь". Теперь можно добавить и то, что столь же несомненно собрание это мыслится небесным, а храм тем "небом на земле", которое "собрание в Церковь" осуществляет, тем символом, который две эти реальности, два эти измерения Церкви "небо" и "землю" соединяет, одну являя в другой, одну претворяя в другую... И это ощущение храма проходит почти не меняясь и не ослабевая через всю историю Церкви, несмотря на все упадки и перебои в подлинной традиции церковной архитектуры и иконописи. Именно это ощущение является тем целым, которое объединяет и соподчиняет друг другу все элементы: пространство и форму храма, расположение икон и их соотношение между собой, всё то, что можно назвать ритмом и строем храма. Таким же символом Царства является в своем первоначальном замысле и воплощении икона. Икона не изображает, а являет, и опять-таки являет в ту меру, в какую она причастна являемому, есть сама присутствие и причастие... (Достаточно один раз в жизни постоять в "храме всех храмов" в константинопольской Св. Софии даже в ее теперешнем опустошенном виде, чтобы всем существом узнать, что родились и храм и икона из живого опыта неба, из причастия "радости, миру и праведности в Духе Святом" как определил Царство Божие ап. Павел.) Опыт этот, конечно, часто затемнялся. Историки христианского искусства не раз говорили и писали об упадке как церковной архитектуры, так и иконописи. Характерно, что упадок этот обычно состоял как раз в ослаблении и ущербе целого под влиянием разрастающихся деталей. Так "тяжелеет" храм, зарастающий постепенно самодовлеющими "украшениями", так и в византийской, и в русской иконе первоначальная целостность заменяется всё возрастающим интересом к искусно выписанным подробностям. Это всё то же движение от целого к частностям, от целостного опыта к дискурсивному объяснению, от символа к "символизму". И всё же, пока стоит Церковь и плохо ли, хорошо ли, с падениями и изменами, но "относит" себя к Царству Божьему, как к своей цели и исполнению, пока, пускай только на самой своей глубине, но живет всё-таки печалью по Боге и вздохом по "вожделенному отечеству", этому центробежному движению не удастся пересилить центростремительного. Можно сказать, что в течение долгого времени "изобразительный символизм", будь то богослужение, будь то храм, будь то икона, развивается внутри символизма онтологического, то есть прежде всего символа Царства. Гораздо более глубокий, поистине трагический разрыв начинается с обрыва святоотеческой традиции и продолжающегося "западного пленения" православного богословия и церковного сознания... Не случайно, конечно, пышный и безудержный расцвет "изобразительного символизма" в объяснении Литургии по времени совпадает с торжеством в богословии западного "юридизма", в иконописи благочестивой и сентиментальной "картины", в церковной архитектуре разукрашенного "барокко", в церковном пении лирической чувственности. Всё это явления одного и того же порядка, одного и того же упадка, одной и той же "псевдо-морфозы" церковного сознания. Но даже и этот действительно глубокий и трагический "литургический упадок" нельзя считать окончательным. На последней своей глубине церковное сознание остается не затронутым им. Так, ежедневный опыт убеждает нас в том, что "изобразительный символизм" остается чуждым всюду, где есть живая и подлинная церковность, как чуждым остается этой вере и безжизненное "школьное" богословие. "Изобразительный символизм" остается уделом поверхностной, парадной, рутинной церковности, в которой широко распространенное, но неглубокое любопытство ко всякого рода "священности" легко принимается за религиозное чувство и "интерес к Церкви". Но живой, подлинной и в лучшем смысле этого слова простой вере всё это не нужно, ибо живет она не любопытством, а жаждой... Как тысячу лет назад, так и сейчас "простой" верующий идет в храм для того, прежде всего, чтобы действительно "прикоснуться мирам иным". В каком-то смысле он не "интересуется" богослужением, как именно "интересуются" им его любители и знатоки всех его подробностей. Не интересуется потому, что он получает то, чего жаждет: света, радости, утешения Царства Божия, "радости, мира и праведности в Духе Святом..." Что ему до сложных и утонченных объяснений, что вот этот обряд "изображает" то-то, а это закрытие или открытие врат то-то. Ему не угнаться за всеми этими "изображениями", а его вере они не нужны. Он твердо знает, что он на время ушел из "мира сего" и пришел туда, где всё иное, но такое нужное, желанное, насущное, что им потом сияет и осмысливается вся жизнь... Он знает также, хотя может быть и не сумеет выразить этого словами, что это иное и есть то, ради чего стоит жить, к чему всё идет, всё отнесено, чем всё исполняется, то есть Царство Божие. И, наконец, он знает, что если даже и непонятны ему отдельные слова или обряды, Царство Божие даруется ему в Церкви, в "общем деле" ее, общем предстоянии Богу, в "собрании", в "восхождении", в "любви"... XIМы возвращаемся к тому, с чего начали, с чего начинается Евхаристия: к благословлению Царства Божьего. Что значит "благословить Царство"? Это значит признать и исповедать его как высшую и последнюю ценность, как саму "жизнь жизни". Это значит, провозгласить его как цель того Таинства странствия, восхождения, входа, которое теперь начинается. Это значит устремить свое внимание, ум, сердце, душу и всю жизнь к тому, что действительно от века есть единое на потребу. Это значит, наконец, исповедать, что уже сейчас, еще в "мире сем", возможно приобщиться ему, войти в его сияние, истину и радость. Каждый раз, когда христиане "собираются в Церковь", они свидетельствуют, что Христос есть Царь и Господь, что уже открылось и даровано Его Царство, что началась уже новая и бессмертная жизнь... Вот почему начинается Литургия этим торжественным исповеданием и славословием своего Царя, который приходит ныне, но пребывает всегда и царствует во веки веков. "Время (καιρός) сотворити Господеви..." («Время действовать Господу» таков перевод с греческого; однако, славянский текст часто понимается не так…) возвещает диакон предстоятелю. Но это не просто напоминание об "удобном" для совершения Таинства времени. Это утверждение и исповедание, что новое время, время Царства Божия и исполнения его Церковью, входит теперь в падшее время "мира сего", чтобы нас, Церковь, возвести на небо и претворить в то, "что она есть": Тело Христово и Храм Святого Духа. "Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа..." провозглашает предстоятель. И на это собрание отвечает: Аминь. Это слово обычно переводят "да будет так". Но смысл его, звучание сильнее, ибо означает оно не только согласие, но и активное принятие: "Да, это так и так да будет". Этим словом завершают и как бы "запечатывают" каждую молитву, произносимую предстоятелем, выражая этим ответственное и изначальное участие каждого верующего, и всех вместе, в едином священнодействии Церкви. "Тому, что вы есть, скажите Аминь, пишет бл. Августин, и таким образом запечатайте это ответом своим. Ибо вы слышите: Тело Христово и отвечаете: Аминь. Будьте же членом Тела Христова, осуществляемого вашим Аминь... Священнодействуйте то, что вы есть..." | |||||||
Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.
| |||||||
|